'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 50

Просмотры  142 просмотров

Тимофеева Л.Р.

  


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности развития коммуникативных навыков в системе дополнительного хореографического образования. Изучается понятие «коммуникативные навыки. Прослеживается роль хореографии в формировании коммуникативных навыков. Рассматривается, какие конкретно навыки формируют в себе дети при нахождении в танцевальном коллективе. Приводятся результаты проведенного исследования по выявлению особенностей развития коммуникативных навыков в системе дополнительного хореографического образования   

Ключевые слова:
коммуникативные навыки, хореография, танец, танцевальный коллектив, дополнительное образование   


УДК 37

Тимофеева Л.Р.

студент 5 курса

Заочного обучения

«Педагогическое образование (хореография)»

Кафедры Хореографического искусства

Высшей школы искусств

Казанский государственный институт культуры

(г. Казань, Россия)

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития коммуникативных навыков в системе дополнительного хореографического образования. Изучается понятие «коммуникативные навыки. Прослеживается роль хореографии в формировании коммуникативных навыков. Рассматривается, какие конкретно навыки формируют в себе дети при нахождении в танцевальном коллективе. Приводятся результаты проведенного исследования по выявлению особенностей развития коммуникативных навыков в системе дополнительного хореографического образования.

 

Ключевые слова: коммуникативные навыки, хореография, танец, танцевальный коллектив, дополнительное образование.

 

Развитие коммуникативных навыков является одним из важных вопросов современного образования. При этом данная проблема исследуется в разных направлениях, в том числе и в хореографической деятельности.

Танец позволяет личности выразить себя, проявить свое эмоциональное отношение к чему-либо. В танец вложен определенный смысл, который возможно передать при правильном его исполнении. С другой стороны для хореографического коллектива важно, чтобы все его члены взаимодействовали друг с другом, могли проявить эмпатию, умели разрешать возникающие конфликты.

Если рассматривать исследования, посвященные хореографии, то можно отметить факт того, что они носят не только искусствоведческий, но и философский характер. Так, в трудах П.Карпа, Г.Н. Добровольской, К.Я. Голейзовского, Ф. Дельсарта и других можно встретить описание методических особенностей профессиональной хореографической деятельности. Также в них рассматриваются и узкопредметные методики, направленные на развитие коммуникативных навыков посредством хореографии.

И. В. Зотова определяет коммуникативные навыки, как навыки, необходимые для выстраивания конструктивного взаимодействия с другими людьми, возможностью высказать свое мнение и в ходе общения приходить к компромиссу.

Коммуникативные навыки – это основа для успешного осуществления любого вида деятельности, так как любая деятельность предполагает общение людей. В детском коллективе коммуникативные навыки каждого ребенка нужны для создания благоприятной психологической атмосферы, достижения совместных результатов.

Овладевая коммуникативными навыки дети получают опыт социального взаимодействия, у них формируются компетенции общения, что также способствует развитию психических процессов и свойств личности. По мнению Н. С. Дикаревой, «опыт общения и коммуникативные навыки, сформированные в дошкольном детстве, – это фундамент, на котором надстраивается все дальнейшее психическое развитие ребенка и его социализация в будущем» [10, с. 20].

Необходимо отметить, что в детском возрасте коммуникативные навыки только формируются и совершенствуются, однако, межличностное общение детей является значимой деятельностью для них, в которой заключен особый смысл.

Говоря о роли хореографии в развитии коммуникативных навыков детей необходимо отметить особенности хореографии в условиях дополнительного образования:

- принцип добровольности посещения занятий, основанный на пожеланиях, потребностях и особенностях личности;

- организация, содержание занятий выстроены с учетом возрастных особенностей занимающихся, их психологических, физических способностей, что позволяет участникам коллектива чувствовать себя значимыми, а сам процесс занятия приобретает особый личностный смысл;

- в процессе реализации занятий важную роль играет установление как вербального, так и невербального контакта между педагогом и детьми, так как в процессе занятий важно, чтобы все участники понимали друг друга [3].

Исходя из этого мы определяем значимость коммуникативных навыков детей в процессе хореографических занятий, так как они позволяют сделать процесс более легким, эффективным, плодотворным и насыщенным. Участники коллектива должны уметь четко выражать свои намерения, разрешать сложные возникающие ситуации, осознавать роль каждого для достижения общей цели.

Важную роль играет организация процесса хореографической деятельности. От этого зависит, будут ли достигнуты общие цели, какая будет психологическая атмосфера на занятиях и как будут чувствовать себя участники хореографического коллектива.

В системе реализации искусства хореографии в качестве составных компонентов можно выделить мировоззренческую, развивающую, воспитательную, культурную, творческую, эстетическую, адаптационную, познавательную и оздоровительную функции. Хореография способствует формированию у личности ответственности, самостоятельности, активизирует познавательные процессы, восприятие и воображение.

Кроме того, танцевальное искусство отражает близкие и понятную большинству людей культурные образцы и ценности, что особенно ярко выражено в народных танцах [1].

Нахождение в танцевальном коллективе способствует и формированию навыков взаимодействия. Можно выделить следующие функции танца в данном контексте:

  1. Понимание своего эмоционального состояния и эмоционального состояния партнёра.
  2. Создание определенного образца, умение использовать невербальные средства передачи эмоций.
  3. Установление определенных взаимоотношений между партнерами.

Танец позволяет личности выразить свое эмоциональное состояние, проявить собственные чувства, установить конструктивное взаимодействие с партнером.

В процессе урока хореографии также важно то, насколько дети воспринимают речи педагога, насколько сосредоточено их внимание на словах педагога, могут ли они попросить уточнить неясные моменты, чувствуют ли себя комфортно в присутствии педагога и других занимающихся [4].

Анализ литературы позволил определить, что развитость коммуникативных навыков играет важную роль как на подготовительном этапе, когда ребенку нужно войти во взаимодействие с педагогом, другими участниками коллектива и на креативном этапе, когда ребенок должен выразить себя.

Занятия по хореографии способствуют развитию таких коммуникативных навыков, как умение вступать в контакт, продолжать его, обеспечивать эмоциональный комфорт всех участников, достигать поставленных целей в совместно взаимодействии.

Ценность искусства в развитии коммуникативных навыков детей рассматривал и А. Н. Леонтьев, который подчеркивал, что при взаимодействии с искусством дети могут «реализовывать и развивать аспекты личности, которые не актуализируются в обычном общении».

Включение ребенка в искусство хореографии предполагает ознакомление с различными источниками танцевальной культуры, самобытностью танцев, красочными костюмами, поэтическими образами, особенным музыкально-ритмическим укладом. Все это формирует у детей социокультурную компетентность, интерес к истории, традициям других культур, а также навыки конструктивного, терпимого, заинтересованного общения с другими людьми [2].

Важно осознавать тот факт, что значение танца в социальном и коммуникативном развитии личности трудн переоценить, поскольку танец представляет из себя особый обряд инициации, который определяется как интерпретация кодов разного рода культур. Также он представляет из себя некий экспрессивный пластический акт, позволяющий личности самовыразиться. Помимо этого танец рассматривают в качестве межкультурной коммуникации, а также видят его способом специфического устрашения противника. Все то, что происходит в хореографии является праязыком, который появился еще за много лет до того, как возникла музыка и письменная речь. Сюда следует отнести танец, жест, движение, пластика. Таким образом можно отметить, что через танец люди могут общаться друг с другом, с самими собой и с окружающим миром.

Нами было проведено исследование, результаты которого показали, что подростки не обладают навыками конструктивных взаимоотношений, поэтому чаще всего они не воспринимают хореографический коллектив как самостоятельную ценность, стараясь использовать его только для достижения собственных целей. В силу возрастных особенностей склонность к вспыльчивости и нетерпимость к мнению окружающих имеет высокий уровень в двух группах. Вместе с тем, дети обеих групп в процессе исследований показали высокий потенциал к развитию конструктивных навыков взаимоотношений, что отражено в диагностике межличностных отношений.

Далее нами были представлены методы развития коммуникативных навыков детей в хореографическом коллективе: социоигровой метод, коммуникативные игры, коммуникативные танцы, сюжетно-ролевые игры.

Основываясь на анализе научных исследований, а также результатах диагностики нами была разработана программа по развитию коммуникативных навыков участников хореографического коллектива, включающая такие блоки, как «Взаимоотношения в хореографическом коллективе», «Пути конструктивного разрешения конфликтных ситуаций», «Социальная рефлексия». Кроме того, было представлено содержание хореографических занятий по развитию коммуникативных навыков детей в хореографическом коллективе.

Мы считаем, что использование разработанной программы, а также занятий способствует развитию коммуникативных навыков детей, улучшению социально-психологического климата в коллективе и положительно отразится на результатах деятельности хореографического коллектива.

Таким образом, занятия хореографией формируют коммуникативные навыки у детей, что ценно само по себе, но и в этом случае способствуют удовлетворению потребностей ребят. Прежде всего это потребность в уважение со стороны окружающих людей. На занятиях в танцевальной студии, общаясь в микрогруппе, ребенок через специально организованные действия педагога и через взаимодействие с ребятами научается одному из главных принципов общения: только уважая других, можно получить уважение к себе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Егорова Е. А. Педагогические аспекты воспитания детей в хореографическом коллективе / Е. А. Егорова // Институт искусств и культуры», 2022. – С. 398.
  2. Еркенова А.М. Невербальные средства коммуникации // Юный ученый. – 2017. – № 2 (11). – С. 12–15.
  3. Конкина Е. С. Понятие коммуникативных способностей и их содержание // Будущее науки-2019. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 195-197.
  4. Овечкина И. С. Хореографическая деятельность: педагогические компоненты / И. С. Овечкина // Культура и время перемен. – 2020. – №. 1. – С. 18-18. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Тимофеева Л.Р. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 412 - 418. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9215 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9215



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.