'
Ставицкая А.В.
ТИПЫ СЕМЬИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ *
Аннотация:
в статье анализируются типы семьи и их влияние на воспитание детей
Ключевые слова:
типы семей, воспитание, детское воспитание
УДК 37
Ставицкая А.В.
учитель начальных классов
Санкт-Петербургская Гимназия «Альма-Матер»
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ТИПЫ СЕМЬИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ
Аннотация: в статье анализируются типы семьи и их влияние на воспитание детей.
Ключевые слова: типы семей, воспитание, детское воспитание.
При слове «семья» у каждого человека всплывают в мыслях разные воспоминания и разные эмоции, но, в большинстве своем, эти эмоции всегда положительные. По педагогическому словарю Русинова Л. П. семья- социальный институт, предмет изучения социологии семьи. С точки зрения социальной психологии, семья – это малая группа, первичная группа в силу того, что в ней определяющими являются непосредственные контакты, это группа формальная, т.к. в ней строго распределены роли всех членов группы, наличествует система подчинения («структура власти»), лидерства [1]. Но для каждого человека семья - это что- то теплое, мягкое. За всю жизнь у каждого человека, как минимум, две семьи: та, в которой он появился и та, которую он создал. И семья, которую человек создает, в том или ином смысле является прототипом семьи, в которой он появился на свет. Так же добавляется его жизненный опыт, определяемый уровнем образования, его темпераментом и характером. Каждый создает свою собственную семью. Каждая семья уникальна, но все- таки существуют общепринятые классификации типов семьи.
Выделяют много классификаций типов семьи. Рассмотрим некоторые из них. Акатов Л.И приводит следующую классификацию типов семьи:
Маленкова Л. И. выделяет следующие типы:
-в зависимости от количества детей: бездетные, одно-детные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей);
- в зависимости от состава семьи; однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети);
- в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);
- в зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучные и неблагополучные
- традиционное деление: гармоничные, распадающееся, распавшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные[3].
Е.А. Личко в описание семьи включает следующие характеристики и варианты:
1) Структурный состав:
— полная семья (есть мать и отец);
— неполная семья (есть только мать или отец);
— деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2) Функциональные особенности:
— гармоничная семья;
— дисгармоничная семья [2].
Великий ученый, педагог и писатель А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.
К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.
Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми. У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.[4]
Для оказания своевременной помощи ребенку, находящемуся в условиях неадекватного воздействия со стороны членов семьи, педагогу необходимо вовремя оказать действенную помощь. Для оказания такой помощи и поддержки ребенка в нужный момент, необходимо постоянное изучение семьи для вычленения трудностей семьи. Одним из методов изучения является определение типов семьи. С целью выявления типов семьи среди участников анкетирования и доказать, что тип семьи является второстепенным фактором в воспитании ребенка.
В анкетировании участвовало 25 учеников 4 класса (10-11 лет) МБОУ «Зональненская СОШ». Классный руководитель - Корсак Татьяна Ивановна. 18 человек из 25 воспитаны в полной семье, один воспитывался в сложной по структуре семье, 5 человек воспитывали в неполной семье (чаще в семье не было отца), у одного человека родители были в разводе, но очень тесно поддерживали отношения. Из этого можно сделать вывод, что основная масса опрошенных были из полной семьи, благополучной семьи. 5 человек, которые воспитывались одним родителем, скорее всего, имеют те или иные психологические травмы.
7 детей из 25 являются единственным ребенком в семье. Некоторые педагоги и психологи (Подласый И.П, Степанов В.Г.) считают, что единственные дети в семье получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Они менее самостоятельные, имеют возможность общаться в большинстве только со взрослыми. Родители часто помогают им. Но в большинстве случаев у каждого ребенка есть возможность общаться с детьми его возраста и тем самым воспитывать в себе положительные качества, а то, что родители часто чрезмерно опекают единственных детей есть и плюсы ,и минусы. Каждый родитель может воспитать самостоятельного ребенка, главное этого захотеть. У 15 человек в семье 2 ребенка из них 7 человек были старшим, а 8 младшим. У двоих участников анкетирования в семье трое детей. Часто родители после появления первенца решают подарить жизнь новому человечку. Они считают, что это благотворно скажется на воспитании первенца. Старший будет заботиться о младшем, делиться с ним игрушками, вещами, а первенец, почему-то совсем не радуется. Он просит, что бы мама с папой вернули ребенка, где взяли. Это может быть вызвано ревностью, особенно, если разница между детьми слишком мала. Но при правильной подготовке ребенка к появлению младшего в семье можно избежать глобальных конфликтов. Младших детей никогда не вытесняет новорожденный. Они всегда - самые маленькие. Все в семье продолжают их нянчить даже после того, как закончится младенческий возраст. Им уделяется много внимания. Часто бывают более избалованными, чем остальные дети в семье, но это их не портит. Они приучаются ждать от жизни только хорошее и часто вырастают оптимистами. У одного ребенка был необычный случай: она росла в полной семье, и воспитывалась с двоюродным братом, так как у него не было родителей. В данном случае можно сказать, что семья очень дружная, надеемся, что в будущем времени они будут помогать друг другу.
Известно, что в воспитании детей принимают участие не только родители, но и бабушки, дедушки. С древних времен родители доверяли своих детей своим родителям. Когда родители работали, дети сидели с бабушками и тем самым получали воспитание от старшего поколения. Сейчас, с появлением частных детских садов общение детей с бабушками стало меньше. Чаще всего, дети просто приходят к бабушке и дедушке в гости. Некоторые считают, что бабушки любят внуков больше, чем детей и уделяют внукам больше времени, чем своим собственным детям. Мы думаем, что, это правда, потому что, когда уделяешь много времени работе, занимаешься бытом, то не замечаешь своего ребенка, а бабушкам и дедушкам некуда торопиться. Старшее поколение больше ценят каждый миг жизни. Они больше балуют своих внуков. Но чрезмерное общение с бабушками и дедушками, так же как и недостаточное общение вредит ребенку. Когда родители отдают своих детей своим родителям, происходит конфликт. Слишком большая разница в возрасте. Точно так же вредит отсутствие общения со старшим поколением. Бабушки и дедушки могут привнести в воспитание особенные черты. В воспитании 15 участников бабушки и дедушки принимают активное участие, у 4 человек старшее поколение не участвуют в воспитании, а 6 человек дали другие ответы: «частично», «помогали только, когда родители уезжали», « воспитывал только дедушка», « малый период времени».
Общение с родственниками хорошо влияет на воспитание ребенка. Потому что поддержка родственных связей это еще и знание своей истории и своих корней. Те люди, которые не забывают своих родственников, строят хорошие семьи. На вопрос «поддерживаете ли вы отношения с дальними родственниками» участники ответили: да- 15 , нет-7, «частично», «по большим праздникам», «не со всеми»- 3.15 учеников, из опрошенных мною, знает немного о своих предках, а 10 ничего не знают о своих родственниках.
Традиции являются очень хорошими воспитателями. Нужно формировать хорошие традиции. Часто фраза «семейные традиции» ассоциируется с шумными застольями, совместно проведенными праздниками, но семейные традиции это и стиль жизни. Это то, что принято в семье: помогать друг другу в подготовке домашнего задания, устраивать воскресные обеда, печь совместно пироги. Когда ребенок вырастает, он привносит в свою созданную семью свои старые традиции и добавляет новые. И часто уже взрослым человеком будет вспоминать эти теплые вечера в кругу семьи. Среди участников в 14 семьях нет никаких семейных традиций, а 11 семей часто справляют совместно праздники, некоторые собираются вместе на выходных.
На вопрос «хотели бы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы родились?» нужно было ответить развернутым ответом. Самые популярные ответы: «да, очень хочу, потому что семья очень дружная, крепкая, сплоченная, все уважают друг друга, стараются понять»; « да, потому что считаю, что родители дали хорошее воспитание»; « нет, хочу, чтобы была полная семья»; « нет, потому что не нравятся методы воспитания»; « нет, потому что все будет по- другому». Можно сделать вывод, что дети хотят видеть свою семью правильной и уже в столь раннем возрасте рассуждают о том, что семья должна быть полной и положительной. А также, хочется сказать, что родители как воспитывают своих детей, такими дети и вырастают. Ведь не зря народная мудрость гласит: «что посеешь, то и пожнешь». Любите своих детей. И воспитывайте не их, воспитывайте себя!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Ставицкая А.В. ТИПЫ СЕМЬИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 405 - 411. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9214 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*