'
Ставицкая А.В.
ПРАКТИКА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО МАТЕМАТИКЕ *
Аннотация:
данная статья посвящена подготовке дошкольников по математике. Рассматриваются и сравниваются различные программы предшкольной подготовки. Также дается психологический портрет будущего первоклассника, рекомендации по реализации образования
Ключевые слова:
образование, предшкольное образование, подготовка, математика, программа, ФГОС ДО
УДК 37
Ставицкая А.В.
учитель начальных классов
Санкт-Петербургская Гимназия «Альма-Матер»
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРАКТИКА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация: данная статья посвящена подготовке дошкольников по математике. Рассматриваются и сравниваются различные программы предшкольной подготовки. Также дается психологический портрет будущего первоклассника, рекомендации по реализации образования.
Ключевые слова: образование, предшкольное образование, подготовка, математика, программа, ФГОС ДО.
Для родителей, у которых дети предшкольного возраста, важен вопрос его дошкольного развития. Родители стремятся, как можно раньше, научить ребенка читать, писать, считать. Но зачастую не знают, как учить детей. И им на помощь приходят различные центры предшкольной подготовки, которые организуются в учреждениях дополнительного образования, школах, дошкольных образовательных учреждениях.
Важной составляющей предшкольной подготовки является психологическая составляющая. Рассмотрим психологический портрет старшего дошкольника. Активно развивается организм. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни [1]. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Увеличивается устойчивость внимания – 20 – 25 минут, объем внимания составляет 7 – 8 предметов. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.
Государство поддерживает в подготовке будущих первоклассников и их родителей. В 2014 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который обязывает все дошкольные образовательные организации реализовывать предшкольную подготовку. В соответствии с ФГОС ДО, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие [2].
В настоящее время существует достаточно много программ по предшкольной математической подготовке. В своем исследовании мы опираемся на программы Н.Б. Истоминой, Н.Л. Муртазиной, Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной, Н. М. Конышевой О. И. Бадулиной. Проанализируем содержание этих программ.
Типовая программа – рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Примерная (типовая) программа задает некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности [3].
Рассмотрим типовую программу для дошкольного образования по математике – «Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста», авторы Н.Б.Истомина, Н. Л. Муртазина. Учебно-методический комплект способствуют уточнению и расширению представлений дошкольника о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, а также подготавливают к усвоению состава однозначных чисел. В комплекте учебник и тетрадь, состоящие из двух частей. В математическом содержании объединены пять основных линий:
– представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов;
– представление о количестве;
– геометрические фигуры;
– представление о различных вариантах выбора;
– представление о последовательности событий [4].
Модифицированная (адаптированная) программа — это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания [3].
Рассмотрим модифицированную комплексную программу «Подготовка к школе». Автор – учитель начальных классов МАОУ СОШ № 14 г. Томска С.А. Воспитанюк. Программа представлена следующими разделами:
– возрастные особенности детей;
– организация жизни; охрана и укрепление здоровья дошкольников.
– физическое развитие;
– игровая деятельность;
– социально-личностное развитие;
– сознавательная деятельность: развитие речи и подготовка к обучению грамоте; ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание; введение в математику; изобразительная деятельность;
– воспитание и развитие личностных качеств [5].
Математическая направленность опирается на программу «Раз – ступенька, два – ступенька» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной. В программе рассматриваются: признаки и свойства предметов; их сравнение различными способами с формированием понятий: «столько же», «один – много». Причем сначала дети учатся сравнивать два предмета, а затем группу предметов на основе: визуального соответствия, установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств. Для сравнения множеств путем пересчета вводятся понятия числа и цифры – сначала от 1 до 5, затем от 6 до 10. Большое внимание уделяется подготовке к выполнению операций с множествами, что является основой введения арифметических действий сложения и вычитания. Содержание программы предусматривает подготовку к формированию понятия величины (длина, объем, площадь) и измерению величин.
Программа «Раз – ступенька, два – ступенька» практически реализуется во многих учреждениях города Томска. Хороших результатов по ее реализации добиваются: учитель начальных классов МАОУ СОШ № 14 г. Томска С.А. Воспитанюк, заместитель директора МАОУ СОШ № 51 Е. В. Василенок, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 51 Е.В. Пушкарева.
Рассмотрим программу предшкольного образования «Ступеньки детства», разработанную на основе программы-концепции для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Ступеньки детства» под редакцией Н.М.Конышевой (Ассоциация XXI, 2010г.). Авторы программы: д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. Зверева «Ассоциация XXI век» 2010. Программа является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. Математическая подготовка происходит с помощью художественно – конструкторской деятельностью.
Проанализируем математическое содержание вышеперечисленных программ. Формирование временных представлений осуществляется во всех рассматриваемых программах. Особое внимание уделяется понятиям: «сейчас – потом», «утром – вечером». Формирование пространственных представлений представлено во всех разделах программ в заданиях по формированию понятий: «справа – слева», «за, между, рядом». Причем, важное значение в программе Л.Г. Петерсон уделяется профилактике эгоцентризма у детей, то есть задания заставляют ориентироваться по отношению не только себя, но и по отношению к другим людям и предметам.
Начальный курс математики построен на теории множеств, и поэтому совершенно верно у всех авторов выбрано направление множественного подхода при сравнении предметов, в том числе путем пересчета элементов множеств. Число вводится, как общее свойство класса конечных равномощных множеств. Такая подготовка дается через доступные задания по обучению счету предметов и постепенному отвлечению от опоры на предметы, рождению понятия числа.
На теории множеств освоены задания по подготовку к приему классификации. В программе Л.Г. Петерсон сначала учатся выделять основания классификации, как общий признак предметов рассмотренного множества. Постепенно способ классификации переносят от предметов на числа. Недостаточно внимания уделяется заданиям в программе Н. М. Конышевой, О. И. Бадулиной «Ступеньки детства»
Таким образом, анализ выделенных критериев по математическому содержанию рассмотренных программ подводит к выводу о хорошей методической проработанности их реализации на занятиях по предшкольной подготовке. Но присутствуя и пообщавшись с преподавателями, видим, что существуют сложности, причина которых недостаточное количество практических заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Ставицкая А.В. ПРАКТИКА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО МАТЕМАТИКЕ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 399 - 404. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9213 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*