'
Смирнова К.А.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ *
Аннотация:
под дистанционным обучением (ДО) понимают обучение на расстоянии, когда педагог непосредственно не контактирует с обучающимся, а информация к последнему поступает через коммуникационные сети (электронную почту, Интернет, телевидение и др.). Из-за растущего спроса на дистанционное обучение важно обобщить тот уникальный опыт, который был получен в процессе его организации, и определить возможности и ограничения такой формы обучения
Ключевые слова:
дистанционное обучение, обучение через всю жизнь, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ
УДК 378
Смирнова К.А.
преподаватель-стажёр
Белорусский государственный университет
(г. Минск, Беларусь)
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Аннотация: под дистанционным обучением (ДО) понимают обучение на расстоянии, когда педагог непосредственно не контактирует с обучающимся, а информация к последнему поступает через коммуникационные сети (электронную почту, Интернет, телевидение и др.).
Из-за растущего спроса на дистанционное обучение важно обобщить тот уникальный опыт, который был получен в процессе его организации, и определить возможности и ограничения такой формы обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение через всю жизнь, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ.
В современных условиях изменилось функционирование многих сфер общественной жизни, в том числе и образования. Особую актуальность приобрели дидактические и психологические проблемы организации дистанционного обучения. Эта проблема становится всё популярнее в связи с повышением роли образования в социально-экономическом развитии общества, необходимостью обеспечить его большую доступность всем категориям граждан независимо от их социального положения и места проживания. Поэтому в системах образования многих стран интенсивное развитие получает дистанционная форма получения образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Успешная реализация парадигмы «обучение через всю жизнь» практически невозможна без модификации процессов, протекающих в сфере образования, на основе использования современных цифровых технологий, в частности, при организации дистанционного обучения [3].
Вместе с тем пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла коррективы в организацию образовательного процесса в учреждениях образования всего мира [5]. Система образования Республики Беларусь также подверглась изменениям: одной из мер, принимаемых в стране для организации образовательного процесса в условиях пандемии, явилось дистанционное обучение. Возникла необходимость организовать образовательный процесс обучающихся с полным или частичным использованием ИКТ (по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам или видам занятий) с учётом типа и возможностей конкретного учреждения образования [5].
Для решения этой задачи в Республике Беларусь в настоящее время созданы определенные материально-технические и учебно-методические предпосылки. Так, разработана Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы [3], которая в качестве базы для осуществления цифровой трансформации образования акцентирует модернизацию инфраструктуры системы образования, внедрение прорывных технологий (искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополнительной реальности) в образовательный процесс, а также оптимизацию и оцифровку с помощью программных средств всех процессов, протекающих в системе образования и реализуемых на основе принятия технических, программных, методических и нормативных решений [3].
Как видим, организация дистанционного обучения РБ представляется перспективной с точки зрения дальнейшей информатизации образования и создания основ для его доступности и непрерывности.
Анализ русскоязычной справочной научной литературы показывает, что термин «дистанционное обучение» определяется неоднозначно. В общем виде под дистанционным обучением (ДО) понимают обучение на расстоянии, когда педагог непосредственно не контактирует с обучающимся, а информация к последнему поступает через коммуникационные сети (электронную почту, Интернет, телевидение и др.) [2].
Из-за растущего спроса на дистанционное обучение важно обобщить тот уникальный опыт, который был получен в процессе его организации, и определить возможности и ограничения такой формы обучения.
Неизменным остается главное требование достижения высокого результата обучения на расстоянии – целенаправленная и контролируемая интенсивная работа самого обучающегося, которая, по мнению А.А. Андреева [1], составляет основу образовательного процесса при ДО. Чтобы ее обеспечить, ДО имеет следующие характеристики:
Согласно А.В. Хуторскому [6], существует обширный список преимуществ дистанционного обучения перед очным, среди которых:
С учётом данных преимуществ можно выделить те сферы системы образования, где дистанционное обучение может стать самостоятельной формой получения образования. К примеру, ДО предоставляет больше возможностей для работы с одарёнными учащимися, которые при традиционной форме обучения должны заниматься в общем для всей группы ритме, в то время как при ДО они могут работать в индивидуальном темпе с дополнительными заданиями повышенного уровня. Кроме того, дистанционное обучение может быть организовано для учащихся, не имеющих возможности посещать университет из-за большого расстояния между местом жительства и учреждением образования. ДО может быть удобно для студентов, активно вовлеченных в занятия дополнительного образования, для которых стандартное расписание препятствует занятиям творчеством, спортом, танцами и т.д.
Однако наряду с преимуществами существует ряд ограничений ДО. Известно, что в отличие от традиционной формы обучения дистанционная предполагает большую самостоятельность, настойчивость, целеустремленность и мотивированность обучающихся. Кроме того, отсутствие непосредственного контакта с преподавателем и сверстниками снижает воспитательное влияние процесса обучения [4], и, следовательно, имеет негативный эффект на социализацию студентов.
Важно учитывать, что при дистанционном обучении используются преимущественно цифровые технологии (компьютеры, смартфоны и т.д.), что во многом оказывает воздействие на мозговую деятельность. Как отмечает Е.И. Медведская [4], учащиеся в первую очередь обращаются к компьютеру с целью развлечений, онлайн-игр и общения, а познавательная деятельность находится на последнем месте. Поэтому постоянное нахождение в виртуальной среде (и для развлечений, и для обучения) формирует навык симультанного восприятия, т.е. не последовательного обращения внимания к деталям, а моментального «схватывания» всего образа целиком, что формирует поверхностность восприятия.
Для преодоления негативных эффектов ДО требует разработки новых образовательных технологий, а не простого представления учебного материала на экране. Оцифровка учебной информации является всего лишь иной формой подачи информации, а важно искать новые варианты усвоения знаний.
Таким образом, в системе образования ДО может быть использовано во многих сферах и эффективно внедрено как основная, так и дополнительная форма обучения в сочетании с традиционной очной. Наиболее педагогически целесообразным можно считать сочетание очной и дистанционной форм получения образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Смирнова К.А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 393 - 398. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9212 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*