'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 47

Просмотры  39 просмотров

Смирнова К.А.

  


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
под дистанционным обучением (ДО) понимают обучение на расстоянии, когда педагог непосредственно не контактирует с обучающимся, а информация к последнему поступает через коммуникационные сети (электронную почту, Интернет, телевидение и др.). Из-за растущего спроса на дистанционное обучение важно обобщить тот уникальный опыт, который был получен в процессе его организации, и определить возможности и ограничения такой формы обучения   

Ключевые слова:
дистанционное обучение, обучение через всю жизнь, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ   


УДК 378

Смирнова К.А.

преподаватель-стажёр

Белорусский государственный университет

(г. Минск, Беларусь)

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

 

Аннотация: под дистанционным обучением (ДО) понимают обучение на расстоянии, когда педагог непосредственно не контактирует с обучающимся, а информация к последнему поступает через коммуникационные сети (электронную почту, Интернет, телевидение и др.).

Из-за растущего спроса на дистанционное обучение важно обобщить тот уникальный опыт, который был получен в процессе его организации, и определить возможности и ограничения такой формы обучения.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение через всю жизнь, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ.

 

В современных условиях изменилось функционирование многих сфер общественной жизни, в том числе и образования.  Особую актуальность приобрели дидактические и психологические проблемы организации дистанционного обучения. Эта проблема становится всё популярнее в связи с повышением роли образования в социально-экономическом развитии общества, необходимостью обеспечить его большую доступность всем категориям граждан независимо от их социального положения и места проживания. Поэтому в системах образования многих стран интенсивное развитие получает дистанционная форма получения образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Успешная реализация парадигмы «обучение через всю жизнь» практически невозможна без модификации процессов, протекающих в сфере образования, на основе использования современных цифровых технологий, в частности, при организации дистанционного обучения [3].

Вместе с тем пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла коррективы в организацию образовательного процесса в учреждениях образования всего мира [5]. Система образования Республики Беларусь также подверглась изменениям: одной из мер, принимаемых в стране для организации образовательного процесса в условиях пандемии, явилось дистанционное обучение. Возникла необходимость организовать образовательный процесс обучающихся с полным или частичным использованием ИКТ (по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам или видам занятий) с учётом типа и возможностей конкретного учреждения образования [5].

Для решения этой задачи в Республике Беларусь в настоящее время созданы определенные материально-технические и учебно-методические предпосылки. Так, разработана Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы [3], которая в качестве базы для осуществления цифровой трансформации образования акцентирует модернизацию инфраструктуры системы образования, внедрение прорывных технологий (искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополнительной реальности) в образовательный процесс, а также оптимизацию и оцифровку с помощью программных средств всех процессов, протекающих в системе образования и реализуемых на основе принятия технических, программных, методических и нормативных решений [3].

Как видим, организация дистанционного обучения РБ представляется перспективной с точки зрения дальнейшей информатизации образования и создания основ для его доступности и непрерывности.

Анализ русскоязычной справочной научной литературы показывает, что термин «дистанционное обучение» определяется неоднозначно. В общем виде под дистанционным обучением (ДО) понимают обучение на расстоянии, когда педагог непосредственно не контактирует с обучающимся, а информация к последнему поступает через коммуникационные сети (электронную почту, Интернет, телевидение и др.) [2].

Из-за растущего спроса на дистанционное обучение важно обобщить тот уникальный опыт, который был получен в процессе его организации, и определить возможности и ограничения такой формы обучения.

Неизменным остается главное требование достижения высокого результата обучения на расстоянии – целенаправленная и контролируемая интенсивная работа самого обучающегося, которая, по мнению А.А. Андреева [1], составляет основу образовательного процесса при ДО. Чтобы ее обеспечить, ДО имеет следующие характеристики:

  • дальнодействие и гибкость, т.е. расстояние не является препятствием для организации образовательного процесса, а обучающийся имеет возможность заниматься в удобное для него время, в удобном месте и в индивидуальном темпе;
  • модульность, т.е. содержание обучения может быть адаптировано к индивидуальным потребностям обучающегося, а учебный материал структурирован в логически завершенные блоки (модули);
  • параллельность, т.е. обучаться дистанционно возможно, совмещая основную профессиональную деятельность с учёбой;
  • асинхронность, т.е. взаимодействие преподавателя и обучающегося в ДО может осуществляться по удобному для каждого расписанию [1].

Согласно А.В. Хуторскому [6], существует обширный список преимуществ дистанционного обучения перед очным, среди которых:

  • оперативные (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь);
  • информационные (доступность удаленных образовательных массивов);
  • коммуникационные (оперативность взаимодействия участников обучения);
  • педагогические (большая мотивация и интерактивность обучения);
  • психологические (комфортные условия для самовыражения, снятие психологических барьеров очного обучения);
  • экономические (уменьшение затрат за счёт экономии транспортных расходов, содержания помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства);
  • эргономические (возможность индивидуального графика и темпа обучения, подходящего оборудования) [6].

С учётом данных преимуществ можно выделить те сферы системы образования, где дистанционное обучение может стать самостоятельной формой получения образования. К примеру, ДО предоставляет больше возможностей для работы с одарёнными учащимися, которые при традиционной форме обучения должны заниматься в общем для всей группы ритме, в то время как при ДО они могут работать в индивидуальном темпе с дополнительными заданиями повышенного уровня. Кроме того, дистанционное обучение может быть организовано для учащихся, не имеющих возможности посещать университет из-за большого расстояния между местом жительства и учреждением образования. ДО может быть удобно для студентов, активно вовлеченных в занятия дополнительного образования, для которых стандартное расписание препятствует занятиям творчеством, спортом, танцами и т.д.

Однако наряду с преимуществами существует ряд ограничений ДО. Известно, что в отличие от традиционной формы обучения дистанционная предполагает большую самостоятельность, настойчивость, целеустремленность и мотивированность обучающихся. Кроме того, отсутствие непосредственного контакта с преподавателем и сверстниками снижает воспитательное влияние процесса обучения [4], и, следовательно, имеет негативный эффект на социализацию студентов.

Важно учитывать, что при дистанционном обучении используются преимущественно цифровые технологии (компьютеры, смартфоны и т.д.), что во многом оказывает воздействие на мозговую деятельность. Как отмечает Е.И. Медведская [4], учащиеся в первую очередь обращаются к компьютеру с целью развлечений, онлайн-игр и общения, а познавательная деятельность находится на последнем месте. Поэтому постоянное нахождение в виртуальной среде (и для развлечений, и для обучения) формирует навык симультанного восприятия, т.е. не последовательного обращения внимания к деталям, а моментального «схватывания» всего образа целиком, что формирует поверхностность восприятия.

Для преодоления негативных эффектов ДО требует разработки новых образовательных технологий, а не простого представления учебного материала на экране. Оцифровка учебной информации является всего лишь иной формой подачи информации, а важно искать новые варианты усвоения знаний.

Таким образом, в системе образования ДО может быть использовано во многих сферах и эффективно внедрено как основная, так и дополнительная форма обучения в сочетании с традиционной очной. Наиболее педагогически целесообразным можно считать сочетание очной и дистанционной форм получения образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения / А.А. Андреев. ‒ М.: РАО, 1999. – 120 с.
  2. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова. ‒ М : Издательский центр «Академия», 2008. ‒ 352 с.
  3. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы, утвержденной Министром образования 15.03.2019 г. ‒ Минск. – URL: https://crit.bspu.by/wp-content/uploads/2021/08/concept.pdf. – (дата обращения: 07.05.2023).
  4. Медведская Е.И. Цифровизация образования: о рисках деинтеллектуализации поколения Z / Е.И. Медведская // Адукацыя i выхаванне. – 2020. - №7 (343) – с. 55 – 63.
  5. Старовойтова, И. Организация образовательного процесса в условиях противодействия коронавирусной инфекции: опыт, проблемы, перспективы / И. Старовойтова // Адукацыя i выхаванне. – 2021. ‒ №2 – С.7–11.
  6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Смирнова К.А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 393 - 398. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9212 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9212



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.