'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 46

Просмотры  52 просмотров

Скрипниченко Ю.Д., Макарова Т.С.

  


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛИ ADDIE ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РКИ (УРОВЕНЬ А1) *

  


Аннотация:
данная статья рассматривает процесс интегрирования современной образовательной модели ADDIE для проектирования практических занятий по РКИ на уровне А1. Работа представляет описание специфики используемого алгоритма, его методического потенциала для преподавания РКИ, а также демонстрирует практический пример использования ADDIE при проектировании   

Ключевые слова:
модель ADDIE, методика проектирования, РКИ, педагогический дизайн   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-663-384-392

УДК 37

Скрипниченко Ю.Д.

студент 4-го курса кафедры англистики и межкультурной коммуникации

Московский городской педагогический университет

(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Макарова Т.С.

канд. пед. наук, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации

Московский городской педагогический университет

(г. Москва, Россия)

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛИ

ADDIE ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО

ЗАНЯТИЯ ПО РКИ (УРОВЕНЬ А1)

 

Аннотация: данная статья рассматривает процесс интегрирования современной образовательной модели ADDIE для проектирования практических занятий по РКИ на уровне А1. Работа представляет описание специфики используемого алгоритма, его методического потенциала для преподавания РКИ, а также демонстрирует практический пример использования ADDIE при проектировании.

 

Ключевые слова: модель ADDIE, методика проектирования, РКИ, педагогический дизайн.

 

В современном мире обогащению теоретической базы предметной области способствует взаимодействие специалистов не только из разных культур и стран, но также из разных дисциплин и отраслей. Так, процесс обучения русскому языку как иностранному не изолирован от актуальных методических решений и нередко появляющихся новых онлайн-инструментов. Как пишет Л. В. Петросян, сейчас обучающиеся нацелены на получение тех знаний, а в большей степени навыков, «которые завтра будут связывать их с конкретными жизненными ситуациями и будущей работой» [6, с. 243]. Из этого следует, что при проектировании образовательного процесса в рамках обучения РКИ необходимо ориентироваться на те механизмы, методический потенциал которых в полной мере отвечает вызовам времени: адаптивность к изменениям, универсальность в применении и взаимосвязь теоретических положений и практических реалий. Перечисленным запросам общества соответствует такая область научного знания как педагогический дизайн, располагающая множеством принципов и инструментов для эффективного проектирования как целого образовательного курса, так и отдельных практических занятий.

Педагогический дизайн. В научной литературе последних десятилетий всё чаще встречается термин «педагогический дизайн», который следует рассматривать как комплекс, включающий в себя разработку образовательных решений, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс, проведение как тщательного анализа вводных данных, так и качественной оценки получившегося результата [3]. В рассматриваемой парадигме при проектировании практических занятий преподаватель РКИ функционирует не только как предметный эксперт, но и педагогический дизайнер – специалист, который изучает, выстраивает и совершенствует развивающую образовательную среду, зачастую являющуюся детерминирующим фактором качества усвоения информации обучающимися. Также педагогический дизайнер выбирает наиболее эффективные технологии обучения из имеющегося инструментария для достижения планируемых образовательных результатов.

Арсенал современного преподавателя РКИ, особенно на уровне А1, важно обогащать передовыми инструментами в рамках работы с обучающимися для поддержания познавательной мотивации на начальных этапах работы и интеграции практикоориентированного содержания обучения. Одним из примеров инновационных технологий является имплементация моделей педагогического дизайна, т. е. алгоритмов проектирования занятий. Самым известным и распространённым подходом принято считать использование модели ADDIE, изучение методического потенциала которой и является целью данной статьи.

Модель ADDIE. Как уже было отмечено, данная модель является одной из самых широко распространённых на практике и, более того, наиболее эмпирически исследованных в научной литературе [2]. Причиной этому может быть весьма общий и универсальный характер модели, что позволяет специалистам из совершенно разных областей интегрировать технологию для решения многообразных задач: поэтому модель ADDIE иногда называют мета-моделью.

Примечателен тот факт, что само название модели является акронимом, отображающим все этапы проектирования практического занятия (рис. 1).

Рисунок 1. Модель ADDIE.

 

Так, первая буква “A” обозначает “analysis”, т. е. процесс анализа всех исходных данных об обучающихся, другими словами, целевой аудитории занятия (например, их запросы и трудности в обучении, интересы, культурные и др. особенности). Более того, для преподавателя РКИ важно обратить внимание на внешние факторы обучения (образовательные стандарты и др.) и сформулировать образовательные гипотезы для оптимизации обучения и последующей рефлексии.

Вторая буква “D” определяет очередь этапа “design”, т. е. проектирования целей, задач и планируемых образовательных результатов практического занятия. Помимо создания общей концепции преподавателю важно не упускать из внимания данные предыдущего этапа: анализ проводится для того, чтобы проектирование основывалось на реальных потребностях обучающихся с учётом действительно важных вводных. Без преемственности этапов модель нельзя назвать целостной системой.

Далее, “D” – “development”: это этап непосредственной разработки конспекта практического занятия. На этой стадии полезно продумать формы работы с обучающимися, способ подачи и оформления материала; предусмотреть упражнения для решения поставленных образовательных задач и задания для проверки качества усвоения материала обучающимися.

Затем следует “I” – “implementation”, что переводится как «реализация», т. е. само проведение занятия или его апробация. Преподавателю важно придерживаться намеченного плана, иначе получившиеся на практическом занятии результаты могут некорректно свидетельствовать о целесообразности работы с моделью.

Например, если преподаватель не придерживался прописанного конспекта урока, и контроль достижения образовательного результата оказывается неудовлетворительным, педагог может решить, что вся система работы с ADDIE неэффективна и не стоит вложения ресурсов. В другой ситуации преподаватель может так же не последовать выверенному ходу практического занятия, однако получить высокие результаты, что, с одной стороны, будет радостной новостью в рамках одного занятия, но, с другой стороны, не позволит преподавателю по-настоящему апробировать работу по модели ADDIE и сделать процесс проектирования более реалистичным. Важно отметить, что в данном контексте речь идёт о значимом отклонении от запланированного содержания: когда преподаватель забывает о поставленных целях и задачах практического занятия, тем самым дискредитируя важность системного подхода в обучении.

Наконец, “E” – “evaluation”, что предполагает оценку не только качества и эффективности получившегося занятия, но и работы на всех этапах модели. Принципиально важным считается использование сформулированных выводов из текущего занятия для этапа анализа при проектировании следующего, что делает подход ещё более системным и последовательным.

Методический потенциал. После подробного описания всех этапов модели ADDIE целесообразно освятить аспекты, раскрывающие преимущества использования данной технологии на практических занятиях по РКИ на уровне А1.

  1. Развивающаяся цифровизация как образования, так и экономики страны подразумевает глобализацию уже имеющихся ресурсов в рамках открытого доступа и универсализации подходов [4]. Именно поэтому важно интегрировать подходы, которые могут использоваться не только в преподавании РКИ (уровень А1), но и на других уровнях и, более того, в других дисциплинах. Сейчас по моделям педагогического дизайна, а в частности ADDIE, работают методисты образовательной платформы Skillbox, GeekBrains, компания ЦРММ и другие влиятельные организации, определяющие тренды онлайн-образования. Адаптируя успешные образовательные технологии, специалисты РКИ смогут найти для себя новые рабочие инструменты и, возможно, вдохновение для создания сугубо предметных методических решений.
  2. Модель ADDIE примечательна своим фокусом на процессы анализа и оценки, ведь преподаватели не всегда готовы уделять достаточное количество времени, чтобы провести рефлексию на основе исходных данных или полученных результатов. Для экономии сил и часов нагрузки некоторые преподаватели ограничиваются лишь проектированием и проведением занятий с недостаточным критическим осмыслением своей деятельности. Данная модель помогает вернуть акцент преподавателя на подготовительный и завершающий этапы работы над практическим занятием.
  3. Системность проектирования практических занятий на уровне А1 является прочным механизмом работы, временные затраты на выполнение которых уменьшаются соразмерно опыту и сформированности навыка. Более того, именно кольцевой принцип модели позволяет создать логический переход от этапа оценки предыдущего занятия к этапу анализа последующего.

Пример интеграции модели ADDIE. Предлагаемая технология проектирования практических занятий была частично апробирована в рамках выпускной квалификационной работы, что позволяет рассматривать модель ADDIE как целесообразный и доступный инструмент в арсенале преподавателя РКИ [1]. Так, для проведения практического занятия со студентом из Сербии, изучающим русский язык как иностранный на уровне А1, была составлена вспомогательная таблица в Microsoft Excel (рис. 2). В таблице к каждому этапу проектирования предоставляется тезисное описание содержания, а также даются наводящие вопросы для заполнения крайней правой колонки, где преподаватель путём ответа на вопросы выстраивает ход и специфику практического занятия.


Данная таблица позволяет сделать процесс проектирования более наглядным, последовательным, а также открытым (преподаватель может редактировать таблицу вместе с методистом, заменяющим педагогом, предварительно задав соответствующие настройки доступа).

Рисунок 2.

 

В процессе апробирования инструмента образовательная цель была достигнута, задачи выполнены, а обратная связь указала на необходимые изменения в последующих практических занятиях.

Вывод. Таким образом, педагогический дизайн предоставляет преподавателю РКИ современные альтернативные инструменты для проектирования образовательного процесса на уровне А1 (и не только). Одним из примеров доступных технологий педагогического дизайна является модель ADDIE, состоящая из пяти последовательных этапов. В результате актуализации методического потенциала ADDIE в аспекте универсализации распространённых методов, оценочно-рефлексивного похода к проектированию с фокусом на кольцевую систему и апробации практического занятия по РКИ на уровне А1 следует отметить большой и многообещающий методический потенциал рассматриваемого подхода.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Скрипниченко, Ю. Д. Методика проектирования практического занятия для изучающих русский язык как иностранный на уровне А1 : направление 45.03.01 «Филология»: ВКР / Скрипниченко Юлия Дмитриевна. – Москва, 2023. – 74 с.

Чернобай, Е. В. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – Москва. – 2022. – 42 с.

Шалашова, М. М. Педагогический дизайнер: место и роль в образовании / Педагогический сборник научных и методических материалов. Том 1. – Москва: ООО «А-Приор», 2020. – 185 с.

Лошкарева, Д. А. Проектирование практических занятий в современном профессиональном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47499924 (Дата обращения: 1.06.2023).

Никитина, Е. Ю. Учебно-методические пособия по русскому языку как иностранному для подготовительного и начального этапов обучения в российском вузе [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41353206 (Дата обращения: 6.06.2023).

Петросян, Л. В. Преподавание РКИ в университете: современные вызовы и тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48543603 (Дата обращения: 11.06.2023). 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Скрипниченко Ю.Д., Макарова Т.С. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛИ ADDIE ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РКИ (УРОВЕНЬ А1) // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 384 - 392. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9211 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9211



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.