'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 44

Просмотры  56 просмотров

Огудина Г.А.

  


ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в работе описана технология применения интеллект карт с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи   

Ключевые слова:
развитие речи, ФГОС ДО, интеллект-карта, программа   


УДК 372.2

Огудина Г.А.

МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок» комбинированного вида»

(г. Вязники, Владимирская область, Россия)

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

Аннотация: в работе описана технология применения интеллект карт с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

Ключевые слова: развитие речи, ФГОС ДО, интеллект-карта, программа.

 

Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно-психического развития. Это нарушения внимания, памяти, мышления, быстрая истощаемость нервной системы. А также, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет освоение детьми коррекционной программы.

Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как учителю-логопеду, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний, развития психических процессов и облегчающие процессы усвоения знаний.

Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний, развитию логического мышления и связной речи выступают интеллект-карты.

 Интеллект-карта является, прежде всего, способом развития познавательной сферы, связной речи , обогащения словаря и формирования грамматического строя речи дошкольников с нарушениями речи. Составление интеллект-карты также можно назвать визуализацией мышления.

Интеллект- карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко.

С целью эффективного речевого развития, развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи мной разработана технология использования интеллект-карт на логопедических занятиях.

Занятия с применением интеллект-карт строится следующим образом:

1 этап: Мотивационный, целью которого является стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности и мотивирование их на образовательную деятельность.

2 этап: Основной, целью которого является создание интеллект-карты.

Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов).

На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты, по направлению от правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт.

Сначала отмечаем на интеллект-карте те сведения, которые уже известны детям. Затем узнаем новое в ходе эксперимента, исследования, беседы, рассказа, наблюдения.

3 этап: Заключительный: целью которого является рефлексия, рассказ об объекте познания по интеллект-карте, стимулирование речевого высказывания.

Карты легко поддаются расширению и модернизации. Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого.

По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, развивать связную речь, придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.

Оценить эффективность использования интеллект-карт на логопедических занятиях мы смогли с помощью обследования детей по методике «Экспресс-анализа и оценки детской деятельности» по методу О.А.Сафоновой.

По результатам диагностики детей на начало года и конец мы видим рост детей с высоким уровнем развития связной речи на конец года, при этом детей с низким уровнем развития стало меньше.

Таким образом, апробация технологии применения интеллект-карт для развития связной речи у детей с ТНР показала положительную динамику.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на-Дону,2011
  2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен.- Минск,2008.
  3. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология - М.: Академия, 1998.
  4. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.
  5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - Введение в психологию. - М., 1986.
  6. Дьяченко О.М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой // Развитие познавательных способностей / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Педагогика, 1986. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Огудина Г.А. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 376 - 379. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9209 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9209



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.