'
Огудина Г.А.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ *
Аннотация:
в работе описана технология применения интеллект карт с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Ключевые слова:
развитие речи, ФГОС ДО, интеллект-карта, программа
УДК 372.2
Огудина Г.А.
МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок» комбинированного вида»
(г. Вязники, Владимирская область, Россия)
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Аннотация: в работе описана технология применения интеллект карт с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Ключевые слова: развитие речи, ФГОС ДО, интеллект-карта, программа.
Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно-психического развития. Это нарушения внимания, памяти, мышления, быстрая истощаемость нервной системы. А также, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет освоение детьми коррекционной программы.
Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как учителю-логопеду, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний, развития психических процессов и облегчающие процессы усвоения знаний.
Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний, развитию логического мышления и связной речи выступают интеллект-карты.
Интеллект-карта является, прежде всего, способом развития познавательной сферы, связной речи , обогащения словаря и формирования грамматического строя речи дошкольников с нарушениями речи. Составление интеллект-карты также можно назвать визуализацией мышления.
Интеллект- карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко.
С целью эффективного речевого развития, развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи мной разработана технология использования интеллект-карт на логопедических занятиях.
Занятия с применением интеллект-карт строится следующим образом:
1 этап: Мотивационный, целью которого является стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности и мотивирование их на образовательную деятельность.
2 этап: Основной, целью которого является создание интеллект-карты.
Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов).
На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты, по направлению от правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт.
Сначала отмечаем на интеллект-карте те сведения, которые уже известны детям. Затем узнаем новое в ходе эксперимента, исследования, беседы, рассказа, наблюдения.
3 этап: Заключительный: целью которого является рефлексия, рассказ об объекте познания по интеллект-карте, стимулирование речевого высказывания.
Карты легко поддаются расширению и модернизации. Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого.
По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, развивать связную речь, придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.
Оценить эффективность использования интеллект-карт на логопедических занятиях мы смогли с помощью обследования детей по методике «Экспресс-анализа и оценки детской деятельности» по методу О.А.Сафоновой.
По результатам диагностики детей на начало года и конец мы видим рост детей с высоким уровнем развития связной речи на конец года, при этом детей с низким уровнем развития стало меньше.
Таким образом, апробация технологии применения интеллект-карт для развития связной речи у детей с ТНР показала положительную динамику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Огудина Г.А. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 376 - 379. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9209 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*