'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 42

Просмотры  130 просмотров

Ляус Ю.А., Бородина Е.Г.

  


НАСТАВНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ *

  


Аннотация:
наставничество – это добровольное взаимодействие опытного человека (наставника) с начинающим или менее опытным (наставляемым). Статья рассматривает институт наставничества в современной образовательной системе. В данной работе представлены результаты, проведенного исследования среди студентов-первокурсников РАНХиГС (факультет социальных технологий). В образовательном сообществе наставничество представляет собой передачу существующего опыта и знаний, интенсивного развития личности и формирование жизненных ценностей   

Ключевые слова:
наставничество, образование, педагогика, психология, метод, процесс адаптации, опрос   


УДК 37

Ляус Ю.А.

старший преподаватель РАНХиГС

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Бородина Е.Г.

начальник учебного отдела ФСТ,

СЗИУ РАНХиГС

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

НАСТАВНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

 

Аннотация: наставничество – это добровольное взаимодействие опытного человека (наставника) с начинающим или менее опытным (наставляемым). Статья рассматривает институт наставничества в современной образовательной системе. В данной работе представлены результаты, проведенного исследования среди студентов-первокурсников РАНХиГС (факультет социальных технологий). В образовательном сообществе наставничество представляет собой передачу существующего опыта и знаний, интенсивного развития личности и формирование жизненных ценностей.

 

Ключевые слова: наставничество, образование, педагогика, психология, метод, процесс адаптации, опрос.

 

В настоящее время для многих образовательных организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры. Высокие темпы развития трудового рынка требуют максимально подготовленных и адаптированных выпускников учебных заведений. Наличие качественных программ наставничества может выступать ключевым элементом программы профессионального обучения и развития. Анализируя организацию наставничества в высших учебных заведениях, нельзя не учитывать мнение самих студентов, насколько для них этот процесс важен и необходим. В связи с этим было проведено социологическое исследования (опрос «Microsoft Forms») среди студентов первого курса «Факультета социальных технологий» Северо-Западного Института управления (РАНХиГС). Тема исследования - "Наставничество в современной образовательной системе". Респонденты должны были ответить на 16 вопросов (15 закрытых и 1 открытый). В опросе приняло участие 74 студента.

На вопрос «Как Вы думаете, нужна ли организация наставничества в группе?» 78% респондентов ответили «Да».

 

Да

57

 

Нет

 8

 

Затрудняюсь ответить

 8

 

Это говорит о том, что студенты нуждаются в наставниках в высшем учебном заведении.

Следующий вопрос был связан с раскрытием понятия «наставника». Кто такой наставник в понимании студента. Были предложены варианты. Большинство студентов выбрали вариант «старший товарищ» - 40 человек.

 

Коллега

2

 

Старший товарищ

40

 

Организатор

10

 

Психолог

4

 

Коуч

11

 

Друг

6

 

Отвечая на вопрос о роли наставника в студенческой группе, респонденты ответили следующее:

 

 

Помогает в адаптации в ВУЗе, в городе

58

 

Помогает в решении вопросов

64

 

Содействуют личностному и профессиональному самоопределению

28

 

Оказывает психологическую поддержку

35

 Организует внеучебные мероприятия 18

Таким образом, студенты определи основные направления деятельности наставника и подтвердили, что им необходима: помощь в решении вопросов, помощь в адаптации в вузе.

Для рассмотрения вопроса более конкретно, был предложен следующий вопрос: «Помог ли наставник Вам в адаптации в новом коллективе?»

 

 

Да

36

 

Нет

23

 

Затрудняюсь ответить

13

 

Студент-первокурсник ощущает эмоциональный дискомфорт из-за незнания особенностей и условий обучения; может испытывать трудности в организации учебного процесса во взаимодействии с одногруппниками, преподавателями, администрацией, родителями. Такое психологическое напряжение может привести к дезадаптации – потере интереса к учебе и профессии [1, с.43]. В результате студент становится недисциплинированным, невнимательным, может отставать в учебе, начинает быстро утомляться на занятиях и прогуливать их. В таких случаях для успешной работы по адаптации необходима поддержка со стороны наставника. С другой стороны, наставник сам приобретает уникальный опыт успешного взаимодействия, осознает его значимость, реализует собственные педагогические потребности, формулирует свои карьерные цели и двигается к ним вместе с наставляемыми.

На вопрос «Влияет ли деятельность наставника на Ваше профессиональное развитие?», были получены следующие ответы.

 

Да

39

 

Нет

18

 

Затрудняюсь ответить

15

 

А вот на вопрос: «Влияет ли деятельность наставника на Ваше личное становление (на формирование личного мнения, позиции)?» студенты в большинстве ответили – «Нет» - 38 человек. Наставник выступает в разных ролях в работе со студентами. Но результат опроса показал, что деятельность наставника не влияет на мнение и позиции наставляемых. Это говорит о том, что в общении со студентами наставник должен уважать чужие позиции.

Интересно было рассмотреть, как на практике проходит общение «наставник»-«студент». По результатам опроса было выявлено, что общение с наставником осуществляется через социальные сети (57% ответов) и личные встречи (46%).

 

 

По телефонной связи

8

 

Через социальные сети

57

 

Личные встречи

46

 

Корпоративная почта

10

 

Студенты также отметили, что нуждаются в общении с наставником во внеучебное время (40%). На практике - активно общаются со своим наставником – 42% опрошенных.

Далее респондентам было предложено выбрать темы, которые было бы интересно обсудить с наставником:

 

 

научно-исследовательские

18

 

профессиональные темы

49

 

темы, связанные с культурно-массовыми мероприятиями

26

 

общественно-политические темы

6

 

патриотические темы

0

 

темы, связанные с организацией учебной деятельности

45

 

социально-бытовые темы

25

 

Отвечая на вопрос – «Должно ли общение с наставником во внеучебное время включать в себя посещение культурно-массовых мероприятий (посещение музея, театра, выставки, библиотеки, концерта и др.)?» были даны следующие ответы:

 

Да

34

 

Нет

13

 

Затрудняюсь ответить

25

 

На открытый вопрос – «Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать наставник студенческой группы?» большинство выделило следующие качества: коммуникабельность, дружелюбность, отзывчивость, доброта, харизматичность, открытость, отзывчивость.

Наставничество является мировой тенденцией. Оно охватывает все сферы деятельности. Наставничество в образовании – важное условие в профессиональной ориентации студентов [3,61].

Проведенное исследование показало однозначное отношение к необходимости организации наставничества для молодых специалистов в образовательных учреждениях. Наставничество способствует:

- развитию профессиональных компетенций педагога;

- передачи ценного педагогического опыта;

- стимулирование активной деятельности наставляемых;

- получение помощи на этапе интеграции в коллективе;

- повышению уверенности в себе и позитивному мышлению в своей деятельности;

- укреплению межличностных отношений в студенческой группе.

Наставничество является двусторонним процессом. Для работы со студенческой группой наставник должен обладать определенными качествами: обладать способностью нестандартно, творчески организовать процесс наставнической поддержки; уметь организовывать общение, понимать и уважать чужие позиции; уметь диагностировать, контролировать деятельность студенческой группы; предлагать оптимальную программу помощи, с учетом индивидуальных особенностей.

В деятельности наставника очень важно налаживать обратную связь с группой. Например, это может быть беседа, общение во внеучебное время, проведение опросов, анкетирование.

В заключении хотелось бы отметить, что в вузе необходима тесная связь между самими наставниками. Полученные результаты проведенного исследования могут ориентировать на создания совместных проектов, программ, мероприятий по наставнической деятельности среди наставников. Причем для результативности совместной деятельности нужно объединять не только педагогов, но и администрацию вуза.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методологические материалы/ авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. – 2-е издание, доп., перераб. – Казань: ИРО РТ, 2020. -51 с.
  2. Школа наставника. Теория и практика: учебно-методические материалы/ сост. Катунина Н.Е., Колпакова Е.В., Кузнецова Е.И., Николаева В.С./ г. Омск – 43 с.
  3. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж.М.Яхтанигова, Е.В.Чуприкова, К.С.Ладога, Е.А.Фатнева; под ред. Е.Н.Мясищевой. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. -124 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ляус Ю.А., Бородина Е.Г. НАСТАВНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 362 - 368. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9207 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9207



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.