'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 41

Просмотры  154 просмотров

Куприянова И.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ *

  


Аннотация:
в данной статье представлен один из инструментариев, который могут использовать работники дошкольных образовательных организаций в работе с детьми для формирования инженерного мышления   

Ключевые слова:
морфологический анализ, предпосылки инженерного мышления, ОТСМ-ТРИЗ   


УДК 37

Куприянова И.А.

воспитатель, педагог-методист

МБДОУ №186 «Волгарик»

(Россия, г. Ульяновск)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО

МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Аннотация: в данной статье представлен один из инструментариев, который могут использовать работники дошкольных образовательных организаций в работе с детьми для формирования инженерного мышления.

 

 Ключевые слова: морфологический анализ, предпосылки инженерного мышления, ОТСМ-ТРИЗ.

 

 Развитие наших детей – это путь в завтрашний день. Недаром Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначены навыки детей необходимые к жизни в будущем. Поэтому «ребёнок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».

 Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники. «Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…» [2].

Для формирования у детей дошкольного возраста инженерного мышления определены следующие задачи: – развивать у дошкольников умение конструировать в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивать и обустраивать пространство по своему замыслу и плану; – способствовать развитию у дошкольников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, создать условия для развития у дошкольников инициативы в конструктивной деятельности. Для решения задач по формированию у дошкольников инженерного мышления в группе был организован уголок

 Современная ОТСМ – ТРИЗ педагогика направлена на то, чтобы учить детей тому, как получить новые знания на основе имеющихся.

 Главным средством в достижении этой цели в ОТСМ-ТРИЗ, является развитие детей через разного рода инструментарии.

На мой взгляд, мы определили эффективный метод формирования предпосылок инженерного мышления - морфологический анализ. Он же и лёг в основу матриц.

 Что же мы понимаем под матрицами? Это таблица, на которой в левой части изображён какой-либо объект, а в правой выделены главные признаки этого объекта (часть, цвет, количество, размер, направление).

При кажущейся сложности данного метода, мы с уверенностью можем сказать, что дети с 3-х лет возраста могут усвоить пересечение двух показателей по вертикали и горизонтали.

В этом случае мы не говорим о матрице как таковой, а только о подготовке работы с ней. С детьми младшего возраста используются «Волшебные дорожки» В более старшем возрасте используется полная матрица и мы используем ее в трех вариантах

1.Вариант. «Неполная матрица».

Дети видят объект и частично заполненные признаки в таблице. Задача ребят состоит в том, чтобы заполнить недостающие ячейки. Тем самым мы получаем полное представление об объекте. (Приложение 1, рис.1)

2.Вариант. «Создай объект».

 Таблица признаков объекта заполнена, с помощью их нужно создать конкретное изображение объекта. (Приложение 1, рис.2)

3.Вариант. «Создай матрицу».

 Изображение объекта имеется. Ячейки с признаками пустые. Задача детей разложить объект по признакам. (Приложение 1, рис.3)

Мною разработаны и полностью оформлены примеры составления матриц разных объектов и систем, которые воспитатель может использовать на три варианта заданий.

  1. «Неполная матрица»,

 2.«Создай объект»,

  1. «Создай матрицу».

 Матрицы можно использовать в непосредственной образовательной деятельности с детьми, в утренние и вечерние моменты

Например, 2-я мл. группа. Матрицы можно использовать в как часть занятия по ознакомлению с окружающим по теме: «Фрукты».

В средней группе при описании явлений природы по теме: «Гроза».

 В старшей и подготовительной группе при описании картины и создании фантастических объектов.

 Нами была создала серию игр по использованию матриц в разных возрастных группах. Основная задача этих игр в том, чтобы дети самостоятельно могли либо составить объект, либо разложить его по признакам.

Замечательно матрицы работают в легоконструировании. Освоив матрицу, ребенку будет легче создавать постройки из Лего.

 Системное использование метода матриц позволяет решить задачи формирования предпосылок инженерного мышления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хошенко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2016.
  2. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Миназова // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 545–548.
  3. Сидорчук Т.А., Березина В.Г. Становление компетентности у детей 3 – 10 лет средствами ОТСМ – ТРИЗ. – Ульяновск, 2015. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Куприянова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 357 - 361. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9206 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9206



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.