'
Кузменкова Н.А.
ТЕКСТОВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ *
Аннотация:
в работе рассмотрено понятие «компетенция» во ФГОС и других законодательных актах, рассмотрена классификация данного понятия профессора, академика РАО, заслуженного деятеля науки РФ, Ирины Алексеевны Зимней. Разобраны основные особенности текстовых задач и типичные ошибки при решении тестовой задачи с экономическим содержанием
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, текстовые задачи, ключевые компетенции, единый государственный экзамен, финансовая математика
УДК 37
Кузменкова Н.А.
преподаватель отдельной дисциплины (математика, информатика и ИКТ)
Кемеровское президентское кадетское училище
(г. Кемерово, Россия)
ТЕКСТОВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация: в работе рассмотрено понятие «компетенция» во ФГОС и других законодательных актах, рассмотрена классификация данного понятия профессора, академика РАО, заслуженного деятеля науки РФ, Ирины Алексеевны Зимней. Разобраны основные особенности текстовых задач и типичные ошибки при решении тестовой задачи с экономическим содержанием.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, текстовые задачи, ключевые компетенции, единый государственный экзамен, финансовая математика.
В настоящее время главной задачей современного образования является создание условий для качественного обучения. В последнее десятилетие 21 века российское образование характеризуется разработкой и внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального, общего, среднего и высшего образования с учетом компетентностного подхода и на его основе.
Понятие «ключевая компетенция» подразумевает умение личности справляться с самыми разными заданиями, комплекс навыков, которые потребуются для выполнения конкретной работы. Это общая готовность учащегося использовать приобретенные знания в практической деятельности, способность реализовать свои умения в постоянно меняющихся реалиях рыночной экономики [4, c.58].
«Компетенция» как понятие означает круг полномочий или вопросов, в которых кто-либо обладает глубокими знаниями и навыками. Теоретики ФГОС настоятельно рекомендуют различать понятия:
Общие (ключевые или базовые) компетенции приобретаются в ходе образовательной деятельности и опираются на ценности, опыт и знания. Методисты «Стратегии модернизации содержания общего образования» считают, что ключевые компетенции школьников:
Понятие «компетенция» скорее из сферы умений, чем знаний, поскольку определяет способность, основанную на опыте, знаниях, способностях и ценностей, приобретенных в процессе обучения. Важно различать умение, как действие в заданной ситуации, и компетенцию, которая порождает действие, умение. Следовательно, умение и УУД – это предметные, личностные и метапредметные компетенции учащихся в практической реализации [1, c.44].
Понятие компетентности во ФГОС и других законодательных актах (например, «Стратегии модернизации содержания общего образования») значительно шире сухого словарного определения, поскольку формируется под воздействием окружения, концепции работы образовательного учреждения, запросов потребителей образовательных услуг и непосредственных участников образовательного процесса.
В зависимости от выбранной классификации насчитывают от трех до 140 разновидностей компетенций. Так в 1996 году на симпозиуме Совета Европы в Берне были утверждены следующие:
В российской методике преподавания наиболее полная классификация составлена И.А.Зимней и опирается на категории деятельности. В соответствии с этим выделяют три типа компетенций учеников:
Компетенции учащихся по ФГОС – это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга. Формула компетентности имеет следующие составляющие:
Математика – основной школьный предмет, изучаемый на протяжении всего обучения в школе. Под математической компетенцией понимается возможность находить математические отношения, структурировать данные, обосновывать математическую модель ситуации, анализировать, преобразовывать её и толковать полученные результаты. Одной из главных целей математики является подготовка учащихся к повседневной жизни, овладение не только теоретическими знаниями, но и умением применять данные знания на практике [2, c.41].
Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть не только конкурентно способным, но и экономически образованным, так как переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения экономически грамотных людей. Решение задач – это одна из составляющих экономического образования.
Без математических расчетов невозможно осуществлять финансовое и бизнес-планирование, без понимания графиков теряют смысл финансовые прогнозы. Коммерческие расчеты помогают ученику уже с малых лет видеть, практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют эффективнее усвоить экономические реалии.
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике профильного уровня учащимся для решения предлагается текстовая задача (задание 15) на тему финансовая математика, в котором представлена задача на сложные проценты, банки, вклады кредиты, оптимальный выбор.
Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.
Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи. Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса). Решить задачу значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи [3, c.151].
Типичные ошибки при решении тестовой задачи с экономическим содержанием являются: неверное построение математической модели, отсутствие пояснений при составлении математической модели, вычислительные ошибки и самая распространённая ошибка в данном задании построение ответа без учёта условия (например: кредит будет погашен за четыре года равными платежами).
Процесс формирования ценностно-смысловой компетенции сложный и длительный. Одной из важнейших потребностей образовательного учреждения является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Кузменкова Н.А. ТЕКСТОВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 346 - 351. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9204 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*