'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 39

Просмотры  37 просмотров

Кузменкова Н.А.

  


ТЕКСТОВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрено понятие «компетенция» во ФГОС и других законодательных актах, рассмотрена классификация данного понятия профессора, академика РАО, заслуженного деятеля науки РФ, Ирины Алексеевны Зимней. Разобраны основные особенности текстовых задач и типичные ошибки при решении тестовой задачи с экономическим содержанием   

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, текстовые задачи, ключевые компетенции, единый государственный экзамен, финансовая математика   


УДК 37

Кузменкова Н.А.
преподаватель отдельной дисциплины (математика, информатика и ИКТ)
Кемеровское президентское кадетское училище
(г. Кемерово, Россия)

 

ТЕКСТОВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Аннотация: в работе рассмотрено понятие «компетенция» во ФГОС и других законодательных актах, рассмотрена классификация данного понятия профессора, академика РАО, заслуженного деятеля науки РФ, Ирины Алексеевны Зимней. Разобраны основные особенности текстовых задач и типичные ошибки при решении тестовой задачи с экономическим содержанием.

 

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, текстовые задачи, ключевые компетенции, единый государственный экзамен, финансовая математика.

 

В настоящее время главной задачей современного образования является создание условий для качественного обучения. В последнее десятилетие 21 века российское образование характеризуется разработкой и внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального, общего, среднего и высшего образования с учетом компетентностного подхода и на его основе.

Понятие «ключевая компетенция» подразумевает умение личности справляться с самыми разными заданиями, комплекс навыков, которые потребуются для выполнения конкретной работы. Это общая готовность учащегося использовать приобретенные знания в практической деятельности, способность реализовать свои умения в постоянно меняющихся реалиях рыночной экономики [4, c.58].

«Компетенция» как понятие означает круг полномочий или вопросов, в которых кто-либо обладает глубокими знаниями и навыками. Теоретики ФГОС настоятельно рекомендуют различать понятия:

  • «компетенция» – комплекс умений, навыков и знаний, в которых у человека есть значительный практический опыт и осведомление;
  • «компетентность» – личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением (по сути, это актуальное проявление соответствующей компетенции).

Общие (ключевые или базовые) компетенции приобретаются в ходе образовательной деятельности и опираются на ценности, опыт и знания. Методисты «Стратегии модернизации содержания общего образования» считают, что ключевые компетенции школьников:

  • многофункциональны, поскольку позволяют решить социальные, профессиональные или повседневные проблемы;
  • являются междисциплинарными и надпредметными, а потому применяются во всех сферах современной жизни для решения различных задач и достижения поставленных целей;
  • они задействуют интеллектуальные умения, сложные умственные процессы, а потому способствуют развитию критического и абстрактного мышления, самооценки и саморефлексии.

Понятие «компетенция» скорее из сферы умений, чем знаний, поскольку определяет способность, основанную на опыте, знаниях, способностях и ценностей, приобретенных в процессе обучения. Важно различать умение, как действие в заданной ситуации, и компетенцию, которая порождает действие, умение. Следовательно, умение и УУД – это предметные, личностные и метапредметные компетенции учащихся в практической реализации [1, c.44].

Понятие компетентности во ФГОС и других законодательных актах (например, «Стратегии модернизации содержания общего образования») значительно шире сухого словарного определения, поскольку формируется под воздействием окружения, концепции работы образовательного учреждения, запросов потребителей образовательных услуг и непосредственных участников образовательного процесса.

В зависимости от выбранной классификации насчитывают от трех до 140 разновидностей компетенций. Так в 1996 году на симпозиуме Совета Европы в Берне были утверждены следующие:

  • политические и социальные компетенции учащихся;
  • межкультурные, позволяющие гармонично существовать в поликультурном обществе;
  • касающиеся овладением устной и письменной коммуникацией;
  • определяющие навыки постоянного саморазвития.

В российской методике преподавания наиболее полная классификация составлена И.А.Зимней и опирается на категории деятельности. В соответствии с этим выделяют три типа компетенций учеников:

  1. Характеризующие человека, как личность, деятеля и субъект общения – интеграция, здоровьесбережение, гражданственность, саморазвитие, владение культурой языка, профессиональное, языковое и речевое развитие, саморегулирование, личная рефлексия.
  2. Относящиеся к социальному взаимодействию и окружающей среде – социальное взаимодействие и общение.
  3. Касающиеся непосредственной деятельности личности – познавательные, информационные и деятельностные компетенции.

Компетенции учащихся по ФГОС – это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга. Формула компетентности имеет следующие составляющие:

  • Умение быстро находить необходимую информацию и использовать ее для накопления опыта конкретной деятельности (мобильность знаний);
  • Способность использовать свои знания в определенной ситуации и осознавать методы получения знаний (гибкость подхода);
  • Реальная оценка собственных возможностей, окружающего мира, индивидуального места в нем, определенных знаний, их целесообразности в деятельности, способов получения и использования этих знаний (критичность мышления).

Математика – основной школьный предмет, изучаемый на протяжении всего обучения в школе. Под математической компетенцией понимается возможность находить математические отношения, структурировать данные, обосновывать математическую модель ситуации, анализировать, преобразовывать её и толковать полученные результаты. Одной из главных целей математики является подготовка учащихся к повседневной жизни, овладение не только теоретическими знаниями, но и умением применять данные знания на практике [2, c.41].

Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть не только конкурентно способным, но и экономически образованным, так как переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения экономически грамотных людей. Решение задач – это одна из составляющих экономического образования.

Без математических расчетов невозможно осуществлять финансовое и бизнес-планирование, без понимания графиков теряют смысл финансовые прогнозы. Коммерческие расчеты помогают ученику уже с малых лет видеть, практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют эффективнее усвоить экономические реалии.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике профильного уровня учащимся для решения предлагается текстовая задача (задание 15) на тему финансовая математика, в котором представлена задача на сложные проценты, банки, вклады кредиты, оптимальный выбор.

Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.

Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи. Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса). Решить задачу значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи [3, c.151].

Типичные ошибки при решении тестовой задачи с экономическим содержанием являются: неверное построение математической модели, отсутствие пояснений при составлении математической модели, вычислительные ошибки и самая распространённая ошибка в данном задании построение ответа без учёта условия (например: кредит будет погашен за четыре года равными платежами).

Процесс формирования ценностно-смысловой компетенции сложный и длительный. Одной из важнейших потребностей образовательного учреждения является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баженова, Н.Г. Теория и методика решения текстовых задач: курс по выбору для студентов специальности 0500201 - Математика / Н.Г. Баженова, И.Г. Одоевцева. – 4-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 89 с.
  2. Галямова, Э.Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны: Набережночелнинский гос. пед. ун-т, 2016. – 116 c.
  3. Теория и методика обучения математике в школе : [учеб. пособие] / под общ. ред. Л.О. Денищевой. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. – 247 с.
  4. Шелехова, Л.В. Обучение решению сюжетных задач по математике : учебно-методическое пособие / Л.В. Шелехова. – М.; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 166 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кузменкова Н.А. ТЕКСТОВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 346 - 351. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9204 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9204



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.