'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 38

Просмотры  27 просмотров

Корзунина А.С.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается процесс организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися с целью формирования соответствующих компетенций. Дается понятие проектно-исследовательской компетенции, понятие проектного метода в обучении. Раскрываются этапы работы со школьником   

Ключевые слова:
проект, исследование, деятельность, компетенции   


УДК 371.398

Корзунина А.С.

учитель, методист МБОУ «Лицей»

(г. Кирово-Чепецк, Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается процесс организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися с целью формирования соответствующих компетенций. Дается понятие проектно-исследовательской компетенции, понятие проектного метода в обучении. Раскрываются этапы работы со школьником.

 

Ключевые слова: проект, исследование, деятельность, компетенции.

 

Проектно-исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, при необходимости выполнять эксперимент, представлять результаты исследования); наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности. Организации внеурочной деятельности с целью формирования проектно-исследовательской компетенции школьников и посвящена данная работа.

Остановимся на теоретических аспектах проектного метода. Возьмём за основу работы профессора Е.С. Полат. По её словам [1], метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Это совокупность действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. Кроме того, проектное обучение способствует повышению уверенности обучающихся, развивает умение сотрудничать, обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы, развивает у обучающихся исследовательские умения.

К организации проектов предъявляют следующие требования [1]: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; ученики должны решать реальные проблемы и ставить актуальные задачи; деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер; работа обучающихся должна быть осмысленной и активной; обучающиеся должны уметь формулировать свои мысли в письменном виде, уметь анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей; конечный вид проекта должен иметь теоретическую часть.

Выделяют следующие этапы работы над проектом [1]: постановка цели; выявление проблемы, противоречия, формулировка задач; обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; самообразование при помощи учителя; продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; исследование: решение отдельных задач, компоновка; обобщение результатов, выводы; анализ успехов и ошибок, коррекция.

Организация проектно-исследовательской деятельности реализуется в образовательной организации через внеурочное направление. Это прежде всего работа в научных кружках и собственно написание проектно-исследовательских работ. Педагог-куратор в течение учебного года ведет работу с группой обучающихся, которые разрабатывают и реализуют проекты или работают над исследованиями. Педагогом составляется индивидуальный маршрут деятельности каждого ученика, проводятся групповые и индивидуальные консультации.

       Итак, прежде всего мы определяем проблему (что волнует ребенка, что не получается, какой вопрос он однажды задал себе на уроке и пр.). Например, девушка во время участия в муниципальном этапе ВСОШ понимает, что плохо разбирается в достопримечательностях англоговорящих стран и желает решить эту проблему с помощью будущего продукта проекта. Далее мы должны выяснить, кого ещё волнует эта проблема, т.е. найти интересантов или определить заказчиков (для кого автор проекта будет разрешать обозначенную проблему). Для этого девушка проводит мини-исследование актуальности разработки проекта (через анкетирование и анализ его результатов). Она делает вывод, что будущими благополучателями являются обучающиеся и педагоги. Из проблемы логично вытекает предположение «Если…, то…», т.е. формулируется гипотеза. Формулируем гипотезу нашего проекта: «Если мы создадим некоторый ресурс для запоминания достопримечательностей и апробируем его на уроках и во неурочное время, то сможем легко ориентироваться в культурных реалиях англоговорящих стран». В ходе работы над проектом гипотеза будет доказана или опровергнута. Отметим, что формулировка гипотезы необходима, если проект планируется как исследовательский. На следующем этапе мы должны подумать, какими методами будем разрешать противоречие и рассматривать гипотезу. Автор проекта предлагает в качестве ведущих метод анализа и синтеза информации, метод эксперимента для апробации продукта проекта. Понимая проблему, предположив некое её решение и определив методы научного познания, мы можем предварительно сформулировать тему работы. Например, «Создание ресурса для запоминания достопримечательностей англоговорящих стран». Тема напрямую связана с целью. Формулируем цель (уже более конкретно): создать некоторый ресурс для запоминания достопримечательностей. Цель дает возможность определить тип проекта и описать предполагаемый продукт. Поставив цель, нам нужно оценить свои ресурсы (информационные, финансовые, технические). Автор проекта предлагает использовать свои художественные возможности (умение рисовать на графическом планшете). Отсюда вытекает первоначальное описание предполагаемого продукта проекта: «некий нарисованный ресурс для запоминания достопримечательностей». Постепенно появляется образ продукта: карточки (нарисованные вручную или с помощью электронных устройств) для запоминания страноведческих реалий. На основе вышесказанного мы можем сформулировать задачи: собрать информацию (т.е. удовлетворить дефицит информационного ресурса); создать продукт (карточки-игру для запоминания достопримечательностей); оценить продукт проекта (осмыслить результат – проанализировать ошибки – оценить). Каждая задача соответствует отдельному этапу проекта: теоретическому, практическому и оценочному. Таким образом, учащийся осознает логику проектирования: удовлетворение дефицита ресурсов на теоретическом этапе; создание продукта проекта на практическом этапе; апробация и оценка продукта на оценочном этапе. Поставленные задачи логично становятся планом, на основе которого можно выстроить график работы над проектом.

Итак, использование проектной деятельности в современной школе становится все более актуальным. С помощью проектно-исследовательской деятельности можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов и исследовательский метод дают педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Работа в данном направлении активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Проектная деятельность в любом её виде даёт обучающемуся возможность самому добывать информацию и проявлять творчество. Ученик получает опыт социализации, достигая результата работы и определенного успеха. У него формируется мотивация к обучению и познанию. Ученик самостоятельно планирует и осуществляет свою учебную деятельность. Формируется научный тип мышления, формируются такие метапредметные понятия, как «цель и задача», «определение и понятие», «знание и информация», «модель и способ» и другие. Таким образом, формируется проектно-исследовательская компетентность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе, 2000. -№№ 2, 3.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Корзунина А.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 341 - 345. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9203 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9203



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.