'
Дьячкова О.А., Ваврик И.В.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ В СФЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ *
Аннотация:
в статье анализируется содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями в сфере судостроения
Ключевые слова:
знакомство с профессией, дошкольное образование, старший дошкольный возраст
УДК 37
Дьячкова О.А.
старший воспитатель, МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка»
(г. Северодвинск, Россия)
Научный руководитель:
Ваврик И.В.
заместитель заведующего по ВМР МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка»,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
ФГАОУ ВО «С(А)ФУ»
(г. Северодвинск, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПРОФЕССИЯМИ В СФЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ
Аннотация: в статье анализируется содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями в сфере судостроения.
Ключевые слова: знакомство с профессией, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Реализация задач профориентации начинается в старших классах общеобразовательных школ [6, 10].
Исследования Пряжникова Н.С. указывают на ряд проблем профориентации в школе: проблема в самостоятельном осмыслении будущего самими детьми, недостаточность информации о профориентации в самой школе, недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности [10]. Поэтому важно раскрыть потенциал детей в профориентации не только в школьном обучении, но и на этапе дошкольного детства.
Применительно к дошкольному возрасту используется термин ранняя профориентация. Ранняя профессиональная ориентация - это система мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление сопровождения в освоении знаний о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути [4].
Задачи ранней профориентации детей дошкольного возраста находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так, например, в планируемых результатах освоения основной образовательной программы указано, что «к пяти годам ребенок должен проявлять познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражать эти представления в играх. К шести годам ребенок должен проявлять активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых» [11].
М.В. Антонова, И.В. Гришняева, Л.П. Карпушина подчеркивают значимость ранней профориентации дошкольников для социализации, а также формирования социально значимых качеств [1].
Н. Н. Захаров определяет цель ранней профессиональной ориентации ребенка через формирование у него эмоционально положительного отношения к миру профессий и создание условий для актуализации субъектного опыта ребенка, развитие его способностей в доступных для него видах деятельности [5].
Ранняя профориентация, главным образом, предполагает общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в различных видах трудовой деятельности (самообслуживание, выполнение посильной работы).
Н. Н. Колмогорцева акцентирует внимание на необходимости формирования представлений о личностных чертах человека как «ориентировочной основы», что выступает доминирующим фактором выбора профессии [8].
По мнению М. В. Крулехт и В. И. Логиновой знакомство дошкольников с профессиями заключается в формировании представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитании уважения к труду [9].
С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова делают акцент на знакомстве с человеком труда, включая компонент отношения к трудовой деятельности, а также формирования представлений о социальной значимости разных профессий (педагог - учит, повар - готовит, водитель - подвозит пассажиров) [7].
Упор на региональную составляющую при выборе перечня профессий, с которыми необходимо знакомить ребенка, делают такие педагоги, как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова. Также они отмечают, что в дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому» [7]. То есть, первоначально для него понятны профессии, которые он видит каждый день и результаты труда, которые для него значимы. Особый интерес у дошкольников вызывают профессии родителей.
По мнению большинства авторов, сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять [2,7,9].
Опираясь на исследования и труды Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и учитывая специфику нашего города, который живет строительством кораблей и подводных лодок, мы поставили перед собой цель – сформировать у детей знания о наиболее доступных для понимания профессиях в сфере судостроения.
Наша работа по ознакомлению детей с профессиями в сфере судостроения состояла из нескольких этапов.
На первом этапе мы выявили общие представления воспитанников о судостроительных профессиях. Опрос показал, что большинство детей называют профессии родителей, такие как сварщик, капитан, инженер, сборщик корпусов и т.д., но вопросы о значимости и результатах труда вызывают у них затруднения. Так, например, дети назвали профессию сварщик, но на вопрос «что делает человек этой профессии?» только один ребенок из группы ответил «соединяет разные детали», но как и чем - он объяснить не смог.
На втором этапе мы стали искать методы, позволяющие достигнуть поставленной цели. Стоит отметить, что в методической литературе работа по данному направлению не представлена.
Мы решили создать видео-журнал о профессиях и привлекли к этому родителей – судостроителей. Родители подготовили и записали короткие видео, в которых дети рассказывают о профессии члена своей семьи, о том, чем он занимается, какие использует инструменты, так же раскрыли значимость профессии и описали результаты труда. В итоге в видео-журнал вошли рассказы детей о восьми профессиях: электромонтер, электромонтажник, сварщик, электросварщик, инженер-конструктор, сборщик корпусов металлических судов, гуммировщик, капитан буксира.
Стоит отметить, что в видео – журнал вошли малоизвестные профессии. Так, например, ребенок рассказал о профессии своего дедушки, который работает гуммировщиком. Он рассказал, о том, что гуммировщики на основе чертежей измеряют поверхность подводной лодки и на основе расчетов покрывают судно специальной резиной, которая необходима для того, чтобы подводная лодка не покрывалась ржавчиной, и ее не было видно на радарах.
Так же дети рассказали об отличиях сварщика и электросварщика, и электромонтера и электромонтажника.
Каждый ребенок и его семья творчески подошли к рассказу о профессии. Один из детей в костюме электросварщика наглядно показал инструменты и описал деятельность этой профессии, другой воспитанник рассказал сказку о подводной лодке и познакомил нас с профессией гуммировщика, а кто – то показал свою игру с кораблем и открыл все особенности профессии капитана буксира. Огромным преимуществом рассказов детей было то, что дети рассказывали эмоционально и в доступной для слушателей форме.
К видео-журналу было разработано методическое пособие, которое включало в себя краткую характеристику представленных в видео-журнале судостроительных профессий, вопросы для детей к каждому видео-рассказу, загадки по профессиям и инструментам, различные игры и дидактическое пособие «У кого какой инструмент?».
Третий этап включал в себя проведение ряда занятий с детьми дошкольного возраста с использованием видео – журнала. Воспитанники с особым интересом слушали рассказы своих сверстников. Полученные знания стали применять в сюжетно-ролевых играх.
На заключительном этапе мы повторно провели опрос среди дошкольников и выяснили, что дети не только называют профессию, но и описывают деятельность, называют инструменты труда, могут рассказать об их назначении и применении, указывают на значимость и результаты работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что видео – журнал является эффективным средством формирования у детей знаний о наиболее доступных для понимания профессиях в сфере судостроения.
Стоит отметить, что по итогу была решена еще одна важная задача - участники видео-журнала получили хороший опыт речевой деятельности и публичных выступлений.
Использование интересных методов в формировании представлений о профессиях дает возможность ребенку успешно социализироваться, осознанно сделать выбор во взрослой жизни. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Дьячкова О.А., Ваврик И.В. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ В СФЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 327 - 333. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9200 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*