'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 29

Просмотры  132 просмотров

Губина О.Н.

  


ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье обозреваются актуальные исследования и подходы к определению понятия психологической безопасности   

Ключевые слова:
психологическая безопасность, педагогика, психология   


УДК 37

Губина О.Н.

магистрант 2-го курса направления «Психолого-педагогическое образование»

Московский городской педагогический университет

(г. Москва, Россия)

 

ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Аннотация: в статье обозреваются актуальные исследования и подходы к определению понятия психологической безопасности.

 

Ключевые слова: психологическая безопасность, педагогика, психология.

 

В стремительно изменяющихся условиях сегодняшней реальности, что несомненно ввергает в стрессовое состояние большинство людей, на первый план выходят вопросы защиты психологической безопасности. При этом само понятие психологической безопасности является весьма молодым и требует детального изучения.

Понятие психологической безопасности в психологии относительно молодое. Его можно рассматривать в разном ключе и с разных сторон. Д.С.Бухаров предлагает два подхода: рассматривать структуру психологии безопасности, как психологическую безопасность окружающей объективной реальности, и как психологическую безопасность непосредственно личности в целом. [4] Н.Е.Харламенкова, в свою очередь, полагает, что понятием «психологическая безопасность» следует обозначать не состояние среды, в которую, по мнению многих авторов, человек включен лишь как “участник взаимодействия”, и даже не состояние индивида или личности. Психологическая безопасность присуща субъекту и не дана ему в виде готового продукта, а постоянно воспроизводится им. Автор приводит следующее определение: психологическая безопасность – это интегративная характеристика субъекта, отражающая степень удовлетворенности его базисной потребности в безопасности и определяемую по интенсивности переживания психологического благополучия / неблагополучия. Раскрывая содержание этого определения, отметим, что психологическая безопасность – это сложный конструкт, который включает в себя мотивационно-потребностное состояние субъекта, комплекс эмоциональных переживаний, когнитивную и регулятивную составляющие. Отношение субъекта к миру как мотивационная и когнитивная составляющие психологической безопасности выражается в виде общей и частной жизненных установок. Общая установка связана с осмысленностью жизни субъектом (смыслом жизни); частная установка возникает на конкретную ситуацию (событие) и сопряжена с оценкой этой ситуации как опасной (угрожающей) или безопасной. Определенное отношение к миру в целом и к конкретному событию в частности вызывает различные переживания (благополучия или неблагополучия) и является эмоциональной составляющей психологической безопасности. Переживание неблагополучия актуализирует базовую потребность в безопасности, которая определяет актуальное потребностное состояние субъекта и побуждает его к регуляции эмоционального состояния и к когнитивной переоценке ситуации, а возможно, и к изменению смысла жизни (регулятивная составляющая психологической безопасности). [9]

Следствием вариативности трактовок и критериев психологической безопасности среды и субъекта труда является многоплановость используемых для их исследования потенциальных предикторов. Они представлены совокупностью организационных и управленческих факторов, стилями лидерства и формами безопасного/небезопасного поведения, индивидуально-психологическими особенностями, отвечающими за оценку риска и угроз. С.В. Гуцыкова выделяет два конструкта, наиболее часто анализируемых в качестве предикторов психологической безопасности такие, как климат безопасности и культуру безопасности. Автор выводит общие аспекты влияний позитивного климата безопасности и эффективной культуры безопасности, отражающиеся на психологической безопасности деятельности и субъекта труда:

1) развитие способности работников к обучению навыкам безопасной работы;

2) открытость проблем безопасности для обсуждения;

3) систематичный и упреждающий характер работы над ошибками;

4) эффективность коммуникации и обмена знаниями;

5) готовность к внедрению инноваций в сфере безопасности;

6) высокая степень участия работников в принятии ответственных решений по безопасности и поощрение их инициативных усилий в этой области. [5]

Если рассматривать исследуемое понятие, как состояние субъекта, то есть психологическую безопасность личности, можно привести утверждение А.В.Шувалова, что фундаментальной основой психологической безопасности личности является духовная безопасность. Автор фокусирует внимание на двух важных, по его мнению, замечаниях:

1) психологическая безопасность, по сути, является производной более

общего феномена — духовной безопасности;

2) именно стремление к обеспечению духовной безопасности является

фундаментальной основой и условием соблюдения психологической безопасности личности.

И приходит к выводу, что понятия психологической безопасности, психологического здоровья, психологической культуры, психологической зрелости и готовности к разным сферам жизни и деятельности в своей содержательной сути обнаруживают преемственность с понятиями духовной безопасности, духовного здоровья, духовной культуры и духовного возрастания. [10]

Исследования психологической безопасности личности не могут быть полными без учета средовых особенностей. Нам наиболее интересными представляются образовательная и цифровая среды. Можно также выделить цифровую образовательную среду.

Бадалова М.В. рассматривает психологическую безопасность личности в цифровой (информационной) среде и приводит следующие определения:

1) психологическая безопасность - это качество системы, определяющее её возможность и способность к нормальному функционированию (В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Баева, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е.А. Клмов, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, Д.Б. Эльконин и др.);

2) информационно-психологическая безопасность в цифровой среде - это состояние защищённости психики от воздействия многообразных информационных факторов цифрового мира, препятствующих или мешающих формированию и функционированию адекватной информационно ориентированной основы социального поведения и жизнедеятельности в целом, а также адекватной системы субьективно-личностных отношений к окружающему миру и самому себе;

3) интеллектуальная культура пользователя - это личностный ресурс, включающий в себя эталоны интеллектуальной продуктивности и способы организации мыслительной деятельности, сопряжённые с культурными ценностями и смыслами, является инструментом для реализации базовых смысловых установок в безопасной работе пользователя в цифровом пространстве. [1]

Карпович И.А, рассматривая актуальный вопрос психологической безопасности образовательной среды в условиях цифровой трансформации, выделяет ряд факторов влияния цифровых образовательных продуктов на учебную деятельность учащихся, которые можно разделить по следующим сферам:

1) Когнитивная сфера:

- наличие противоречивой и непроверенной информации в цифровой среде вызывает необходимость дополнительных усилий по формированию критического мышления студентов;

- доступность избыточного объема информации приводит к когнитивной несамостоятельности учащихся и распространению плагиата и копирования;

- новые способы передачи информации способствовали развитию «клипового мышления» у современных учащихся, что также необходимо учитывать в учебном процессе (некоторые исследователи сходятся во мнении, что это ведет к примитивизации компетенций).

2) Мотивационная сфера:

- превалирование самостоятельной работы в цифровой образовательной среде требует соответствующего развития метакогнитивных стратегий и высокого уровня учебной саморегуляции, в противном случае наблюдается низкая мотивация к обучению.

3) Психологическая сфера:

- тревожные состояния, связанные с недостаточным уровнем технической оснащенности, возможностью возникновения технических проблем, сбоев или незнакомством с некоторыми цифровыми инструментами; чрезмерная включенность участников образовательного пространства в виртуальную реальность – один из главных факторов поведенческой и психологической зависимости;

- цифровая аддикция, а также отказ от традиционных форм деятельности и коммуникации. Потенциально, совокупность данных воздействий может деструктивно влиять на функционирование психологических структур личности обучающегося в цифровой образовательной среде. В этой связи анализ каждого их вышеперечисленных факторов приобретает особую актуальность. [6]

Зачастую авторы рассматривают образовательную среду как источник ряда угроз психологической безопасности, однако, И.А.Баева считает, что система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологии кризисных экстремальных ситуаций в образовательной практике, может выступить основой для создания системы безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния безопасности социальной среды, профилактической основой психического здоровья детей и молодежи. В таком случае деятельность по обеспечению безопасности в

 образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей и является мощным профилактическим средством адекватного поведения деятельности людей как в обычных ситуациях социального взаимодействия, так и в экстремальных, и чрезвычайных. [2]

Современные исследования охватывают понятия психологической безопасности в рамках образовательной среды не только учащегося, но и родителя, и педагога. Ю.В.Смык и А.Ю. Качисмкая потенциал психологической безопасности педагога рассматривают как системную характеристику личности педагога, обеспечивающую актуализацию его личностных, профессиональных и коммуникативных ресурсов, сознательно используемых для выстраивания комфортной и безопасной образовательной среды для всех субъектов образовательных отношений. Потенциал психологической безопасности педагога, по мнению авторов, является гарантией «выживаемости» школьника, обеспечивая его всестороннюю защищенность в условиях, когда существующие источники и социальные ресурсы психологической безопасности в реальности оказываются не способными выполнить основную функцию - функцию защиты и обеспечения психологического комфорта личности. Потенциал психологической безопасности является рабочим инструментом педагога в ситуации и, в первую очередь, тогда, когда личностный ресурс безопасности самого учащегося не может, в силу разных причин, использоваться им для повышения уровня и качества адаптации в подвижных и уязвимых для него условиях коммуникативного взаимодействия с педагогом. [8]

В.В.Бедрина и А.В.Личутин подвергают критике подход И.А.Баевой и рассматривают психологическую безопасность образовательной среды как канал, задающий границы рисков. Авторы полагают, что понятие психологической безопасности в его полном виде должно содержать некий «зазор» для учета новых психологических угроз, новых опасностей, то есть быть достаточно гибким, чтобы применяться в будущих, еще не прогнозируемых сейчас ситуациях. Однако, целостного определения понятия не дают, хоть и детально рассматривают различные подходы к его формированию. [3]

Можно заметить, как понятие психологической безопасности развивается в современных исследованиях. Цифровизация стала настолько неотъемлемой частью жизни, что обуславливает и появление новы понятий либо трансформацию устоявшихся. На сегодняшний день выведено такое понятие, как информационно-психологическая безопасность. В работах Д.Ю.Лупанова под этим подразумевается свойство системы (личности) сохранять целостность и удерживать главный вектор своего развития в условиях противостояния деструктивным информационным воздействиям. Иными словами, это иммунитет личности против различных информационных вирусов. [4]

Несмотря на широкий спектр всесторонних исследований понятия «психологическая безопасность», вызовы современности, стремительно изменяющаяся реальность ставят нас перед необходимостью продолжать изучать данное понятие и актуализировать его.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бадалова М.В. Некоторые аспекты психологической безопасности личности в информационной среде// Гуманитарно-психологическое образование. 2018. С.5-12
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации// Казанский педагогический журнал. 2017. С.12-18
  3. Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия// Преподаватель XXI века. 2010. С.157-169
  4. Бухаров Д.С. Теоритический анализ подходов понятия «психологической безопасности», как фактора психологической безопасности личности в современной психологической литературе // Научные труды магистрантов и аспирантов. 2020. №17 С.73-76
  5. Гуцыкова С.В. К вопросу о предикторах психологической безопасности: климат и культура безопасности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 4. С. 53-62
  6. Карпович И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в условиях цифровой трансформации// Заметки ученого. 2022. С.140-144
  7. Лупанов Д.Ю. Понятие информационно-психологической безопасности личности// Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе. Под редакцией Д.Я. Грибановой. 2017. С.182-189
  8. Смык Ю.В., Качимская А.Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника// Science for education today. 2021. С.42-58
  9. Харламенкова Н.Е. Понятие психологической безопасности и его обоснования с разных научных позиций// Психологический журнал. 2019. С.28-37
  10. Шувалов А.В. Духовная безопасность как фундаментальная основа психологической безопасности личности// Вестник МГПУ. Серия: педагогика и психология. 2020. С.65-73 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Губина О.Н. ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 275 - 283. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9194 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9194



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.