'
Вашкеева Ю.В., Катилевская Ю.А.
РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье представлены особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста, раскрывается роль игровой деятельности в формировании самооценки старших дошкольников
Ключевые слова:
игровая деятельность, самооценка, самосознание, старший дошкольный возраст
УДК 37
Вашкеева Ю.В.
студентка 5 курса группы ПН5ДО
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки),
профили «Дошкольное образование» и «Начальное образование»
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Научный руководитель:
Катилевская Ю.А.
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры общей педагогики и
образовательных технологий
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье представлены особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста, раскрывается роль игровой деятельности в формировании самооценки старших дошкольников.
Ключевые слова: игровая деятельность, самооценка, самосознание, старший дошкольный возраст.
Самооценка имеет большое значение для развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому важно заложить основы для формирования адекватной самооценки в детстве. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, адекватно реагировать на требования социальной среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.
Старший дошкольный возраст можно считать начальным периодом понимания себя как личности. Соответственно, именно на данном этапе ребенку необходимо сформировать базу для развития самосознания, в том числе индивидуальной правильной самооценки.
Рассматривая самооценку как самостоятельный личностный аспект, ученый Р. Бернс говорит о том, что самооценка – это автономный элемент самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени «самопринятия» субъекта, его удовлетворения самим собой [1].
Под самооценкой старшего дошкольника понимается компонент самосознания личности, включающий знания своих внешних и внутренних качеств, положения среди других (когнитивный компонент); оценочные отношения к знаниям внешних и внутренних качеств, положению среди других (эмоциональный компонент).
Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности.
Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений.
Игра, выступающая ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей, создает тот положительный эмоциональный фон, на котором более активно и успешно протекает развитие всех психических и физиологических процессов. В свою очередь игра оказывает непосредственное влияние и на формирование адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения деятельности. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям.
Основным фактором и условием для формирования адекватной самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте выступает игра. Однако, в данном случае большую роль играет не сам факт игры, а именно её содержание, определяющееся в процессе выбора роли игры и её сюжетного развития.
Необходимо выделить условия включения детей старшего дошкольного возраста в игровую деятельность, при которых, как считает Е.В. Горбунова, обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно:
−обогащение содержания игр;
−создание интереса к новым сюжетам;
−обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
−своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
−активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;
−умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру самим [2].
Важным методом формирования адекватной самооценки старшего дошкольника является игровоевзаимодействие детей. Цель данного метода заключается в формировании навыков игрового сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с использованием метода сотрудничества построена по этапам: вначале детям предлагается какая-либо игровая проблемная ситуация, которую им предстоит решить, затем – определение формы организации детей для решения задачи, после этого – выполнение задания. На конечном этапе предполагается взаимопроверка и взаимооценка, которая осуществляется группами, парами.
А.А. Леонтьев к приемам развития игрового взаимодействия в детском коллективе относит использование педагогом групповой формы организации игровой деятельности [3].
Групповая форма организации игровой деятельности – это способ игрового взаимодействия, который характеризуется конкретным взаимодействием ровесников внутри группы и прямым сотрудничеством между педагогом и его воспитанниками. Она содействует эффективности формирования адекватной самооценки и оказывает благотворное влияние на взаимоотношения старших дошкольников внутри группы.
Старший дошкольник, играя в группе и находясь в тесном общении с другими детьми, понимает, какую ценность и заинтересованность у товарищей представляет его деятельность, что формирует у него самооценку.
Л.Р. Мунирова, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности и адекватной самооценки. При этом автор отмечает, что в игре дети воспроизводят в наглядно-образной действенной форме труд и взаимоотношения между людьми, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств и самооценки [4].
По мнению М.И. Рожкова, формирование самооценки в межличностном взаимодействии, необходимо начинать в первую очередь с сюжетно-ролевых игр, основанных на бытовых сюжетах. Затем «плавно» перейти на игры, затрагивающие производственные и общественные темы. Игры, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни [5].
Таким образом, самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству, как себя, так и партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав.
Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности происходит благодаря развитию игрового взаимодействия в детском коллективе, руководству педагога игровой деятельностью старших дошкольников, использованию комплекса средств, способствующих укреплению межличностного общения детей в игровой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Вашкеева Ю.В., Катилевская Ю.А. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 248 - 253. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9191 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*