'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 26

Просмотры  38 просмотров

Вашкеева Ю.В., Катилевская Ю.А.

  


РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье представлены особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста, раскрывается роль игровой деятельности в формировании самооценки старших дошкольников   

Ключевые слова:
игровая деятельность, самооценка, самосознание, старший дошкольный возраст   


УДК 37

Вашкеева Ю.В.

студентка 5 курса группы ПН5ДО

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки),

профили «Дошкольное образование» и «Начальное образование»

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

 

Научный руководитель:

Катилевская Ю.А.

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры общей педагогики и

образовательных технологий

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

 

РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в статье представлены особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста, раскрывается роль игровой деятельности в формировании самооценки старших дошкольников.

 

Ключевые слова: игровая деятельность, самооценка, самосознание, старший дошкольный возраст.

 

Самооценка имеет большое значение для развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому важно заложить основы для формирования адекватной самооценки в детстве. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, адекватно реагировать на требования социальной среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели. 

Старший дошкольный возраст можно считать начальным периодом понимания себя как личности. Соответственно, именно на данном этапе ребенку необходимо сформировать базу для развития самосознания, в том числе индивидуальной правильной самооценки. 

Рассматривая самооценку как самостоятельный личностный аспект, ученый Р. Бернс говорит о том, что самооценка – это автономный элемент самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени «самопринятия» субъекта, его удовлетворения самим собой [1]. 

Под самооценкой старшего дошкольника понимается компонент самосознания личности, включающий знания своих внешних и внутренних качеств, положения среди других (когнитивный компонент); оценочные отношения к знаниям внешних и внутренних качеств, положению среди других (эмоциональный компонент).

Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности.

Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений. 

Игра, выступающая ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей, создает тот положительный эмоциональный фон, на котором более активно и успешно протекает развитие всех психических и физиологических процессов. В свою очередь игра оказывает непосредственное влияние и на формирование адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения деятельности. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям. 

Основным фактором и условием для формирования адекватной самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте выступает игра. Однако, в данном случае большую роль играет не сам факт игры, а именно её содержание, определяющееся в процессе выбора роли игры и её сюжетного развития. 

Необходимо выделить условия включения детей старшего дошкольного возраста в игровую деятельность, при которых, как считает Е.В. Горбунова, обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно: 

−обогащение содержания игр;

−создание интереса к новым сюжетам; 

−обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей; 

−своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; 

−активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни; 

−умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру самим [2].

Важным методом формирования адекватной самооценки старшего дошкольника является игровоевзаимодействие детей. Цель данного метода заключается в формировании навыков игрового сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. 

Работа с использованием метода сотрудничества построена по этапам: вначале детям предлагается какая-либо игровая проблемная ситуация, которую им предстоит решить, затем – определение формы организации детей для решения задачи, после этого – выполнение задания. На конечном этапе предполагается взаимопроверка и взаимооценка, которая осуществляется группами, парами.

А.А. Леонтьев к приемам развития игрового взаимодействия в детском коллективе относит использование педагогом групповой формы организации игровой деятельности [3]. 

Групповая форма организации игровой деятельности – это способ игрового взаимодействия, который характеризуется конкретным взаимодействием ровесников внутри группы и прямым сотрудничеством между педагогом и его воспитанниками. Она содействует эффективности формирования адекватной самооценки и оказывает благотворное влияние на взаимоотношения старших дошкольников внутри группы. 

Старший дошкольник, играя в группе и находясь в тесном общении с другими детьми, понимает, какую ценность и заинтересованность у товарищей представляет его деятельность, что формирует у него самооценку.

Л.Р. Мунирова, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности и адекватной самооценки. При этом автор отмечает, что в игре дети воспроизводят в наглядно-образной действенной форме труд и взаимоотношения между людьми, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств и самооценки [4].

По мнению М.И. Рожкова, формирование самооценки в межличностном взаимодействии, необходимо начинать в первую очередь с сюжетно-ролевых игр, основанных на бытовых сюжетах. Затем «плавно» перейти на игры, затрагивающие производственные и общественные темы. Игры, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни [5].

Таким образом, самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству, как себя, так и партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав. 

Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности происходит благодаря развитию игрового взаимодействия в детском коллективе, руководству педагога игровой деятельностью старших дошкольников, использованию комплекса средств, способствующих укреплению межличностного общения детей в игровой деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Академия, 2000. – 453 с.
  2. Горбунова Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. - М.: Форум, 2012. – 192 c.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
  4. Мунирова Л.Р. Формирование у дошкольников адекватной самооценки в процессе игры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. – М., 2002. - 17 с.
  5. Рожков М.И. Формирование у дошкольников основ межличностных отношений: методическое пособие. – Ярославль: Канцлер, 2013. – 223 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Вашкеева Ю.В., Катилевская Ю.А. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 248 - 253. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9191 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9191



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.