'
Башарова Н.А.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ *
Аннотация:
в статье рассматриваются игровые технологии в начальных классах по русскому языку и математике
Ключевые слова:
игровые технологии, обучение игровой формы, школьное образование
УДК 37
Башарова Н.А.
учитель начальных классов I категории
МБОУ «Майская СОШ»
Пушкинского городского округа Московской области
(г. Москва, Россия)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ
Аннотация: в статье рассматриваются игровые технологии в начальных классах по русскому языку и математике.
Ключевые слова: игровые технологии, обучение игровой формы, школьное образование.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
© В.А. Сухомлинский
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов в обучении детей.
Чтобы сделать любой урок интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка я использую на своих уроках игровые технологии
Цель использования игровой технологии:
-развитие у обучающихся способности самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи;
- сохранение физического и психического здоровье обучающихся во время учебного процесса;
- формирование позитивного отношения к учебному процессу;
- способствование развития внимания, логики, памяти, творческого воображения;
- повышение общей образованности обучающихся;
- способствование привития познавательного интереса к учебным предметам.
Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию умения осознавать и определять свои эмоции, уважительно относиться к мнению товарищей, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения в начальных классах.
Игровые технологии на уроках русского языка:
Игра «Светофор» («Найди ошибку»)
Цель: закрепление и систематизация знания обучающихся по изученным темам.
Описание: С использованием индивидуальных карточек, применением ИКТ (интерактивной игры, или презентации), устно, когда они поднимают сигналы светофора обучающимся предлагается задание, в котором написаны слова на определенную орфограмму и есть слова с ошибками и рядом с каждым словом есть кружок, его нужно закрасить соответствующего цвета. Красный – ошибка, зеленый – правильно, желтый – я сомневаюсь. Например: корова О, собака О, лисица О, медведь О. (слова с непроверяемой гласной, а слово лисица – лисы с проверяемой гласной)
Форма проведения: групповая и индивидуальная
Игра «Цветной карандаш»
Цель: научить определять согласный(гласный) твердый и мягкий звук в слове в любой позиции (на усмотрение педагога), формировать фонематический слух.
Описание: Обучающиеся берут в руки карандаши зеленого и синего цвета (красного, когда определяем гласный звук), учитель называет односложные слова: стол, стул, лес, пень, день, звук и т.д., а дети показывают соответствующего цвета карандаш.
Форма проведения игры: групповая и индивидуальная
Игра «Антонимы»
Цель: формирование умения распознавать антонимы, подбирать их, развитие и обогащение словарного запаса.
Описание: Ребятам называются антонимы, а они имитируют движения. Например: высокий - низкий, иду - стою, большой – маленький, толстый - худой. Или передавая в своей группе мяч, назвать пару антонимов.
Форма проведения: коллективная и групповая
На уроках математики я использую следующие игры:
Игра «Фотограф»
Цель: формирование вычислительных навыков, зрительной памяти, внимания.
Описание: На доске (ИКТ) записаны числовые выражения с ответами на сложение, вычитание, умножение или деление (таким образом можно заучивать и табличные случаи), ребятам нужно «сфотографировать» числовые выражения за отведенное время от 2 до 5 минут. Потом ответы исчезают и ребятам нужно их восстановить, либо у доски, либо на индивидуальных карточках.
Форма проведения: коллективная, групповая и индивидуальная
Игра «Необычные задачи»
Цель: формирование навыка и умения решений задач от простых, до сложных и задач обратных данной задаче, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи и моторики при раскрашивании.
Описание: Загадывается загадка про любой предмет.
Например: Пьет бензин как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Потом ребята раскрашивают на карточках машины. Потом предлагается краткое условие задачи и нужно составить задачу, а потом ее проинсценировать. (Дополняю эту игровую ситуацию историей возникновения предмета или интересным фактом про этот предмет. Дети остаются в восторге от таких уроков, а для меня, как учителя это самое главное)
Форма проведения: коллективная и групповая
Игра «Математический дождь (снег)»
Цель: формирование вычислительных навыков, логического мышления, внимательности.
Описание: Актуально проводить как при устном счете, так и при обобщении знаний по изученным темам. Ребята, стоящие в одном ряду друг за другом передают капельку (снежинку) товарищу проговаривая любой пример на сложение, вычитание, умножение, деление, а товарищ получивший капельку (снежинку) составляет пример используя ответ. Например: 7+2=9, значит, следующий игрок составляет пример, начиная с 9 и т.д. Хорошо проводить эту игру как соревнование между рядами, кто быстрее скатает снежный ком или чьи ручейки быстрее спустятся вниз с горы.
Форма проведения: коллективная и групповая
Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
Чем больше в обыденной педагогике умной игры,
тем выше шансы воспитания умного человека.
М. Яснов
Результат использования игровых технологий
- повысился интерес к изучению предметов на 60%;
- появилось стремление получить похвалу;
- появилась мотивация к дальнейшему обучению в школе;
- обучающиеся стали лучше понимать и воспринимать учебный материал, появилась заинтересованность узнать новое;
- улучшился психологический климат;
- дети стали внимательнее, появилась заинтересованность к учебному процессу.
Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам. Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Играя, человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Башарова Н.А. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 230 - 235. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9188 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*