'
Шишнев Д.Ю.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 *
Аннотация:
статья предназначена для рассмотрения особенностей управления персоналом в условиях работы и эффективного управления в ситуации, связанной с пандемией COVID-19 В статье подробно проанализированы особенности управления персоналом организаций в условиях пандемии. Приводятся некоторые обобщающие выводы
Ключевые слова:
пандемия, сотрудники, удаленная работа, дистанционная работа, работодатель, законодательство, коллектив, компании, технологии
УДК 331.31
Шишнев Д.Ю.
магистрант 2 курса кафедры менеджмента
Томский государственный университет
систем управления и радиоэлектроники
(г. Томск, Россия)
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Аннотация: статья предназначена для рассмотрения особенностей управления персоналом в условиях работы и эффективного управления в ситуации, связанной с пандемией COVID-19
В статье подробно проанализированы особенности управления персоналом организаций в условиях пандемии. Приводятся некоторые обобщающие выводы.
Ключевые слова: пандемия, сотрудники, удаленная работа, дистанционная работа, работодатель, законодательство, коллектив, компании, технологии.
Актуальность выбранной темы связана с такими ключевыми факторами как:
Чтобы сдержать распространение коронавирусной инфекции, правительства следуя рекомендациям ВОЗ, ввели различные меры ограничений, что привело не только к закрытию границ стран, но и к локдауну городов, что в свою очередь привело людей к вынужденной изоляции в своих квартирах и домах. В сложившейся ситуации работодатели стали искать выход и срочно разрабатывать стратегию действий, которая смогла бы не только обеспечить безопасность здоровья сотрудников, а также, без существенных изменений сохранить стабильность процесса работы в компаниях, но и добиться прогресса в столь сложный экономический период. Сокращение любых физических контактов является одной из главных мер по сдерживанию коронавирусной инфекции между сотрудниками компаний. К сложившейся ситуации были не готовы все. Организации и персонал впервые столкнулись с массовым переходом на удаленную работу. Еще больше осложнило ситуацию отсутствие четких регламентов в трудовом законодательстве. Такие понятия как «удаленная работа» или «дистанционный режим работы» в трудовом законодательстве РФ все еще не закреплены.
В трудовом законодательстве РФ закреплены два определения: дистанционный труд (гл. 49.1 ТК РФ); надомники (ст. 310 ТК РФ) – лица, выполняющие трудовую функцию на дому, с использованием материалов и рабочей техники предоставляемых работодателем или приобретаемой за свой счет.
В условиях пандемии работодатели были вынуждены переводить своих сотрудников на удаленную форму работы, в связи с этим появилось много вопросов о пути реализации данного способа осуществления работы, т.к. российский Трудовой кодекс до настоящего момента не включал в себя данную форму работы. Потребовались изменения в трудовых договорах для осуществления дистанционной работы. Только в таком случае становится возможным переход сотрудников на дистанционную форму работы. Работодатель должен заключить с сотрудниками дополнительное соглашения к договорам и издать приказ о переходе сотрудников на дистанционный формат работы. Международная организация труда (МОТ) также рекомендует разработать и ввести внутренние правила компании удаленной работы и проинформировать всех сотрудников фирмы. До перевода сотрудников на дистанционный режим работодатель должен оценить, насколько данный процесс перевода является целесообразным для компании. МОТ говорит о важности анализа и определения условий бытовой обстановки сотрудников, какие производственные функции предприятия можно приспособить к дистанционному формату, и оценить возможность сотрудников работать дома. Если же у сотрудников уже есть опыт работы в удаленном формате, то обсуждается вопрос о сохранении данного формата, с предварительной оценкой и анализом производительности труда и сравнением с показателями эффективности работы в обычном и дистанционном режиме. В случае, если сотрудники показали более эффективный коэффициент труда в удаленном режиме работы, то выявляется веская причина для перехода или продолжение работы в дистанционном формате. Далее встает вопрос о получении заданий работодателя сотрудниками и об осуществлении контроля и отчетности, предоставления выполненной работы сотрудников работодателю. Решением данного вопроса становится широкое распространение и востребованность программных комплексов документооборота и контроля за исполнением работ [1].
Таким образом, работодатель и сотрудники могут дистанционно осуществлять связь основных функций команды-исполнения-контроля через одну программу. Защита конфиденциальных данных является важным аспектом прав работника в режиме дистанционной работы. Работодатель обязан обеспечить безопасную передачу информации путем наличия современных технологий, оснащенной современными средствами защиты. Средства защиты включают в себя: программные обеспечения с защитой от взлома и антивирусные программы [2]. Примеры опроса компаний о дистанционном режиме работы корреспондентами газеты «ВЕДОМОСТИ»:
ВТБ, как заявил его представитель, продолжает набор сотрудников на все ключевые вакансии и в цифровые сервисы банка.
В «Мегафоне» нанимают IT-специалистов для разработки и поддержки цифровых каналов общения с клиентами и создания новых сервисов для клиентов, работающих в дистанционном режиме [3].
Также возникает необходимость рассмотреть вопросы охраны труда. В обычном режиме работы легко контролировать время работы. Все сотрудники приходят и уходят в одно время. Во время удаленной работы сотрудникам бывает сложно перейти в рабочий режим. В связи с этим время работы персонала может смещаться относительно друг друга. Или же руководство, считая, что сотрудники на удаленном режиме недорабатывают, может звонить своим починенным в нерабочее временя. К примеру, в Португалии приняли закон об удаленной работе, в котором прописан штраф работодателю за звонки и текстовые сообщения в нерабочее время. [4]
Таким образом, рассмотрев аспекты особенностей управления персоналом в условиях пандемии COVID-19, можно сделать вывод, что несмотря на недоработки в вопросах осуществления эффективного дистанционного формата труда, нельзя не признать всю необходимость и актуальность данного формата в сфере бизнеса и производства в период распространения коронавируса. Адаптация под реалии пандемии может ускорить цифровизацию и стать поводом для доработки действующего законодательства.
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Шишнев Д.Ю. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 205 - 209. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9184 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*