'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  46 просмотров

Шишнев Д.Ю.

  


ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 *

  


Аннотация:
статья предназначена для рассмотрения особенностей управления персоналом в условиях работы и эффективного управления в ситуации, связанной с пандемией COVID-19 В статье подробно проанализированы особенности управления персоналом организаций в условиях пандемии. Приводятся некоторые обобщающие выводы   

Ключевые слова:
пандемия, сотрудники, удаленная работа, дистанционная работа, работодатель, законодательство, коллектив, компании, технологии   


УДК 331.31

Шишнев Д.Ю.

магистрант 2 курса кафедры менеджмента

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники

(г. Томск, Россия)

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

 

Аннотация: статья предназначена для рассмотрения особенностей управления персоналом в условиях работы и эффективного управления в ситуации, связанной с пандемией COVID-19

В статье подробно проанализированы особенности управления персоналом организаций в условиях пандемии. Приводятся некоторые обобщающие выводы.

 

Ключевые слова: пандемия, сотрудники, удаленная работа, дистанционная работа, работодатель, законодательство, коллектив, компании, технологии.

 

Актуальность выбранной темы связана с такими ключевыми факторами как:

  1. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация, связанная с COVID-19, на сегодняшнее время, которая заставила пересмотреть привычный уклад во всех сферах человеческой жизни.
    2. Повышение значимости ИТ технологий и работников данной сферы в обеспечении комфортных условий в работе компаний различных отраслей в условиях «новой реальности».

Чтобы сдержать распространение коронавирусной инфекции, правительства следуя рекомендациям ВОЗ, ввели различные меры ограничений, что привело не только к закрытию границ стран, но и к локдауну городов, что в свою очередь привело людей к вынужденной изоляции в своих квартирах и домах. В сложившейся ситуации работодатели стали искать выход и срочно разрабатывать стратегию действий, которая смогла бы не только обеспечить безопасность здоровья сотрудников, а также, без существенных изменений сохранить стабильность процесса работы в компаниях, но и добиться прогресса в столь сложный экономический период. Сокращение любых физических контактов является одной из главных мер по сдерживанию коронавирусной инфекции между сотрудниками компаний.  К сложившейся ситуации были не готовы все. Организации и персонал впервые столкнулись с массовым переходом на удаленную работу.  Еще больше осложнило ситуацию отсутствие четких регламентов в трудовом законодательстве. Такие понятия как «удаленная работа» или «дистанционный режим работы» в трудовом законодательстве РФ все еще не закреплены.

В трудовом законодательстве РФ закреплены два определения: дистанционный труд (гл. 49.1 ТК РФ); надомники (ст. 310 ТК РФ) – лица, выполняющие трудовую функцию на дому, с использованием материалов и рабочей техники предоставляемых работодателем или приобретаемой за свой счет.

В условиях пандемии работодатели были вынуждены переводить своих сотрудников на удаленную форму работы, в связи с этим появилось много вопросов о пути реализации данного способа осуществления работы, т.к. российский Трудовой кодекс до настоящего момента не включал в себя данную форму работы. Потребовались изменения в трудовых договорах для осуществления дистанционной работы. Только в таком случае становится возможным переход сотрудников на дистанционную форму работы. Работодатель должен заключить с сотрудниками дополнительное соглашения к договорам и издать приказ о переходе сотрудников на дистанционный формат работы. Международная организация труда (МОТ) также рекомендует разработать и ввести внутренние правила компании удаленной работы и проинформировать всех сотрудников фирмы. До перевода сотрудников на дистанционный режим работодатель должен оценить, насколько данный процесс перевода является целесообразным для компании. МОТ говорит о важности анализа и определения условий бытовой обстановки сотрудников, какие производственные функции предприятия можно приспособить к дистанционному формату, и оценить возможность сотрудников работать дома. Если же у сотрудников уже есть опыт работы в удаленном формате, то обсуждается вопрос о сохранении данного формата, с предварительной оценкой и анализом производительности труда и сравнением с показателями эффективности работы в обычном и дистанционном режиме. В случае, если сотрудники показали более эффективный коэффициент труда в удаленном режиме работы, то выявляется веская причина для перехода или продолжение работы в дистанционном формате. Далее встает вопрос о получении заданий работодателя сотрудниками и об осуществлении контроля и отчетности, предоставления выполненной работы сотрудников работодателю. Решением данного вопроса становится широкое распространение и востребованность программных комплексов документооборота и контроля за исполнением работ [1].

Таким образом, работодатель и сотрудники могут дистанционно осуществлять связь основных функций команды-исполнения-контроля через одну программу. Защита конфиденциальных данных является важным аспектом прав работника в режиме дистанционной работы. Работодатель обязан обеспечить безопасную передачу информации путем наличия современных технологий, оснащенной современными средствами защиты. Средства защиты включают в себя: программные обеспечения с защитой от взлома и антивирусные программы [2]. Примеры опроса компаний о дистанционном режиме работы корреспондентами газеты «ВЕДОМОСТИ»:

ВТБ, как заявил его представитель, продолжает набор сотрудников на все ключевые вакансии и в цифровые сервисы банка.

В «Мегафоне» нанимают IT-специалистов для разработки и поддержки цифровых каналов общения с клиентами и создания новых сервисов для клиентов, работающих в дистанционном режиме [3].

Также возникает необходимость рассмотреть вопросы охраны труда. В обычном режиме работы легко контролировать время работы. Все сотрудники приходят и уходят в одно время. Во время удаленной работы сотрудникам бывает сложно перейти в рабочий режим. В связи с этим время работы персонала может смещаться относительно друг друга. Или же руководство, считая, что сотрудники на удаленном режиме недорабатывают, может звонить своим починенным в нерабочее временя. К примеру, в Португалии приняли закон об удаленной работе, в котором прописан штраф работодателю за звонки и текстовые сообщения в нерабочее время. [4]

Таким образом, рассмотрев аспекты особенностей управления персоналом в условиях пандемии COVID-19, можно сделать вывод, что несмотря на недоработки в вопросах осуществления эффективного дистанционного формата труда, нельзя не признать всю необходимость и актуальность данного формата в сфере бизнеса и производства в период распространения коронавируса. Адаптация под реалии пандемии может ускорить цифровизацию и стать поводом для доработки действующего законодательства.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шишнев Д.Ю. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 205 - 209. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9184 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9184



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.