'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  36 просмотров

Рыбалко Ю.В., Плешивцев А.В.

  


ДИНАМИКА И СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье проводится анализ динамики нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти Амурской области, на основании которого делаются предложения по совершенствованию законодательства в рамках реализуемой антимонопольной политики   

Ключевые слова:
антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, федеральная антимонопольная служба РФ, органы муниципальной власти   


УДК 334.02+346.546

Рыбалко Ю.В.

студент, 2 курс магистратуры, факультет экономики

Амурский государственный университет

(г. Благовещенск, Россия)

 

Научный руководитель:

Плешивцев А.В.

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории и государственного управления

Амурский государственный университет

(г. Благовещенск, Россия)


ДИНАМИКА И СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

Аннотация: в статье проводится анализ динамики нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти Амурской области, на основании которого делаются предложения по совершенствованию законодательства в рамках реализуемой антимонопольной политики

 

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, федеральная антимонопольная служба РФ, органы муниципальной власти.

 

Антимонопольное законодательство играет важную роль в обеспечении конкуренции и защите интересов потребителей на региональном уровне. Амурская область, как один из регионов Российской Федерации, сталкивается с проблемами нарушений антимонопольного законодательства, которые негативно сказываются на экономическом развитии и благосостоянии населения. Исследование динамики и структуры нарушений антимонопольного законодательства в Амурской области имеет важное значение для выявления основных проблем и разработки эффективных путей их решения.

Одним из ведущих направлений политики защиты конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников экономических отношений является антимонопольное регулирование, проводимой органами государственной власти в лице ФАС России и ее территориальных управлений, которые, в свою очередь, осуществляют функции государственного контроля за соблюдением положений законов и нормативно-правовых документов, составляющих из себя систему конкурентного права.

В сфере защиты конкуренции особенная роль отводится общественно-экономическим отношениям, которые взаимосвязаны с участием органов государственной и муниципальной власти, так как они имеют возможность своими нормативно-правовыми актами и действиями ограничить, устранить или не допустить конкуренцию.

Более того, общероссийская правоприменительная практика свидетельствует, что за всю более 30-летнюю историю антимонопольного регулирования в РФ более 50 % всех случаев нарушений антимонопольного законодательства относится к антиконкурентным актам, действиям и соглашениям органов власти. В отношении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления рассматриваются сотни дел о нарушении положений антимонопольного законодательства. Помимо этого, наблюдается увеличение количества и сложности рассматриваемых дел о нарушении антимонопольного законодательства, дел об административных правонарушениях в отношении органов государственной и муниципальной власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции.

.

Рис. 1 Количество возбужденных дел

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Действующие в настоящее время нормы антимонопольного законодательства предъявляют достаточное количество требований к органам власти, сформулированных в формате запрещающих (запретов) и обязывающих норм.

Основные запреты, которые относятся к воздействию на органы власти, указаны в статьях Закона о защите конкуренции и некоторых статьях иных федеральных законов. Запреты, установленные Законом о защите конкуренции представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Запрещающие нормы Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции»

Статья

Установленные запреты

1

2

Часть 1 статьи 15

Признает недопустимыми акты, действия (бездействие), если они фактически приводят или хотя бы могут привести к устранению, ограничению, недопущению конкуренции

Продолжение таблицы 1

1

2

Часть 2 статьи 15

Запрещает передачу региональным и местным органам власти полномочий, реализация которых способна оказать или реально оказывает негативное воздействие на конкуренцию

Часть 3 статьи 15

Запрещает совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти (за исключением случаев, установленных отдельными федеральными законами)

Статья 16

Устанавливает запреты на заключение соглашений между органами власти, с одной стороны, а также между ними и хозяйствующими субъектами, с другой стороны. Запрещаются соглашения, которые негативно влияют или способны повлиять на состояние конкуренции. Отдельный состав антимонопольного нарушения по данной статье образуют антиконкурентные согласованные действия, осуществляемые органами власти, которые также приводят или способны привести к упомянутым последствиям.

Часть 1 статьи 17

Установлен общий запрет на действия, которые оказывают или способны оказать отрицательное влияние на конкуренцию

Часть 2 статьи 17

Содержит запрет на ограничение доступа к участию в соответствующих процедурах и применяется в тех случаях, когда:

- организаторами или заказчиками выступают органы власти;

- торги, запрос котировок, запрос предложений проводятся с целью закупки работ, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Часть 3 статьи 17

Запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов посредством включения в состав лотов товаров, услуг, работ, не связанных технологически и функционально с товарами, услугами, работами, поставка, оказание, выполнение которых являются предметом соответствующих процедур, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В свою очередь, запреты, распространяющие свое действие на органы власти, могут быть классифицированы в зависимости от степени угрозы для конкуренции. По данному основанию выделяются условные и безусловные запреты. Практически все запреты, установленные Законом о защите конкуренции, иными федеральными законами, признаются условными, что означает необходимость для антимонопольного органа установить и доказать не только факт совершения нарушения, но и факт наступления антиконкурентных последствий или создание возможности для наступления таких последствий.

 

Наравне с запрещающими нормами Закон о защите конкуренции в своем содержании описывает и обязывающие нормы, которые отражают собой необходимость соблюдения порядка, процедуры, совершения действий определенного содержания. Обязывающие нормы содержатся в статьях 17, 18, 19, 20, 21 Закона о защите конкуренции и представлены в таблице 2

 

Таблица 2 – Обязывающие нормы Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции»

Статья

Установленные обязательства

Статья 17

Касается особенностей заключения контрактов в отношении государственного или муниципального имущества. Согласно общему правилу, договоры, опосредующие передачу прав владения и (или) пользования применительно к государственному или муниципальному имуществу, не закрепленному на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (договоры аренды, безвозмездного пользования и др.), могут быть заключены лишь по итогам проведения конкурсов или аукционов

Статья 18

Предусматривает обязанность органов власти по заключению контрактов с финансовыми организациями лишь по итогам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых на основании положенияй Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для оказания ряда финансовых услуг, например, вцелях открытия и ведения банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам

Статьи 19 - 21

Условно можно объединить в единый блок, посвященный вопросам предоставления государственных или муниципальных преференций, который определяет перечень целей, в соответствии с которыми могут быть предоставлены такие преференции; изъятия из этих правил, порядок предоставления преференций и последствия нарушения предъявленных требований

 

Помимо рассмотренной классификации правовых норм по характеру предписания, нормы антимонопольного законодательства, содержащие требования к органам власти, могут быть классифицированы по иному основанию – сфера применения. В зависимости от сферы применения мы выделяем общие и специальные правовые нормы.

Суть общих правовых норм сводится к тому, что они не имеют привязки к строго определенным экономическим отношениям. Общие правовые нормы могут являться как запрещающими, так и обязывающими.

В частности, статья 16 Закона о защите конкуренции содержит общий запрет на заключение любого соглашения с участием органов власти, если оно оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию. Данная статья заключает в себе запрет (запрещающую норму), который одновременно является общим.

Примером общей обязывающей нормы является норма, установленная частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, согласно которой (по общему правилу) орган власти обязан направить ФАС России заявление о согласовании предоставления государственной или муниципальной преференции.

По данным ведомственной отчетности в 2020 году Амурским УФАС России возбуждено и рассмотрено 14 дел по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (в 2019 году 15 дел). По 10 делам установлено нарушение антимонопольного законодательства (в 2019 году по 11 делам), по 4 делам производство по делу прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства (в 2019 году аналогично), по 2 из них, в том числе, в связи с устранением признаков нарушения в рамках выполнения предупреждений.

По результатам рассмотрения дел о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции Амурским УФАС России в 2020 году выдано 8 предписаний (в 2019 году - 9), из которых 5 исполнены (в 2019 году 6 исполнены), 3 находились в стадии исполнения, неисполненные предписания отсутствуют (в 2019 году аналогично). Кроме того, в отчетном периоде исполнено 6 предписаний, выданных в предыдущем отчетном периоде (в 2019 году – 5).

В 2020 году, аналогично предыдущему отчетному периоду 2019 года, антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления затронуты в основном следующие рынки:

- аренда и безвозмездное пользование, передача в концессию недвижимого имущества, в том числе объектов тепло- и водоснабжения;

- услуги по управлению многоквартирными домами и техническому обслуживанию, рекламная деятельность, похоронные услуги.

 

Рисунок 2 - Рынки, затронутые антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти.

 

В 2021 году в по-прежнему, большая часть рассматриваемых дел была связана с передачей в пользование объектов коммунальной инфраструктуры в пользование с нарушением установленных законодательством процедур, а также бездействием по отбору управляющих организаций в установленных жилищным законодательством случаях в отношении органов местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что наибольшая доля нарушений антимонопольного законодательства со стороны властных структур приходится на органы муниципальной власти.

Национальным планом развития конкуренции на 2018-2020 годы был определен ключевой показатель развития конкуренции – снижение вдвое количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти (по сравнению с показателями 2017 года).

По данным ФАС России на общероссийском уровне данный показатель достигнут по итогам 2020 года. В частности, общее количество выявленных нарушений со стороны органов государственной и исполнительной власти за период 2017-2020 гг. сократилось с 1260 до 725 (-57%)

В то же время динамика количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти неравномерна в разных регионах.

Так, снижение более в два раза обеспечили 46 регионов, при этом большая часть из них существенно превысила заданный показатель. В частности, в 14 регионах количество нарушений снизилось более чем на 80%.

В то же время, 14 регионов продемонстрировали рост количества выявленных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти по сравнению с 2017 годом.

В Амурской области России количество выявленных нарушений со стороны органов государственной и исполнительной власти за период 2017-2020 гг. сократилось с 59 до 25 (-28%). (Доклад о развитии конкуренции https://fas.gov.ru/attachment/531306/download?1629471244 (с. 207)).

Вместе с тем, несмотря на абсолютное снижение нарушений антимонопольного законодательства органами власти доля их в общей структуре нарушений по-прежнему остается весьма высокой и превышает 50%! Данная тенденция характерна как для РФ в целом, так и для Амурской области, в частности.

Выше уже отмечалось, что главными нарушителями антимонопольного законодательства являются органы муниципальной власти. Основной причиной такого положения дел является слабое знание основ антимонопольного законодательства муниципальными служащими.

В этой связи представляется целесообразным Управлению государственной службы Амурской области в программах повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих предусмотреть изучение основ антимонопольного законодательства и конкурентной политики. Также считаем необходимым включение дисциплины «Антимонопольное регулирование» в Основную образовательную программу по направлению подготовки 38.03.04; 38.04.04 – «Государственное и муниципальное управление» в блок обязательных дисциплин.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 23.07.2006 г. № 135-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Доклад о развитии конкуренции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/attachment/531306/download?1629471244
  3. Муцольгов М.М. Правовые аспекты реализации федеральной антимонопольной службой полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства // Юристъ-правоведъ. № 5. 2011. С. 12. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Рыбалко Ю.В., Плешивцев А.В. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 141 - 151. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9180 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9180



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.