'
Ахметзянова А.А., Обухов С.М.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НАЧАЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ *
Аннотация:
международные соревнования различного уровня показывают, что к волейболистам значительно возросли требования по физической, технической, тактической, психологической, функциональной, интегральной, игровой подготовленности. Все это требует коррекции системы подготовки молодых спортсменов и поиска более эффективных и методов совершенствования различных сторон подготовленности. В статье рассматривается взаимосвязь физической и технико-тактической подготовки спортсменов, а также результаты исследования уровня развития физических качеств юных волейболистов начальной группы подготовки 1 года обучения
Ключевые слова:
юные волейболисты, подготовленность, физические качества, начальная группа подготовки, двигательные качества
УДК 796
Ахметзянова А.А.
магистрант, Институт гуманитарного образования и спорта
Сургутский государственный университет
(г. Сургут, Россия)
Научный руководитель:
Обухов С.М.
профессор, доцент кафедры теории физической культуры
Сургутский государственный университет
(г. Сургут, Россия)
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НАЧАЛЬНОЙ
ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: международные соревнования различного уровня показывают, что к волейболистам значительно возросли требования по физической, технической, тактической, психологической, функциональной, интегральной, игровой подготовленности. Все это требует коррекции системы подготовки молодых спортсменов и поиска более эффективных и методов совершенствования различных сторон подготовленности. В статье рассматривается взаимосвязь физической и технико-тактической подготовки спортсменов, а также результаты исследования уровня развития физических качеств юных волейболистов начальной группы подготовки 1 года обучения.
Ключевые слова: юные волейболисты, подготовленность, физические качества, начальная группа подготовки, двигательные качества.
Одной из основных задач, решаемой в тренировочном процессе, является обеспечение оптимального развития физических качеств спортсменов. Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Возросшие требования к физической подготовке юных спортсменов диктуют необходимость поиска новых путей и организационно-методических решений, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности, направленных на достижение физических кондиций, необходимых для достижения и поддержания высокого уровня физической подготовленности.
Достижение высоких результатов в командных видах спорта в первую очередь определяется индивидуальными умениями и навыками спортсменов. Участие команд в соревнованиях более высокого уровня также подразумевает повышение требований к физическим и технико-тактическим качествам к каждому члену команды. Поэтому спортсменам необходимо развивать физические и технико-тактические качества в совокупности с начального этапа тренировок. Однако опыт тренировок юных спортсменов показывает, что большинство тренеров ориентируются на технические и тактические упражнения на начальном обучении детей техническим и тактическим элементам игры.
При формировании основ техники игры в волейбол, а также при дальнейшем ее совершенствовании спортсменам необходим достаточный уровень развития всех физических качеств. Поэтому перед тренером стоят задачи по повышению общего уровня функциональных возможностей и развития всех основный физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Цель исследования – определить и сравнить уровень физических качеств спортсменов начальной группы подготовки 1 года обучения.
Объект – спортсмены начальной группы подготовки 1 года обучения.
Предмет – уровень развития физических качеств спортсменов начальной группы подготовки 1 года обучения.
Основными физическими качествами для развития в группе начальной подготовки волейболистов являются скоростно-силовые способности и ловкость.
Основной характеристикой ловкости в волейболе является быстрая смена направления, скорости движения: ускорение, поддержание скорости и замедление, а также быстрая смена направления бега [3].
Начальный этап подготовки характеризуется изучением технических элементов (подача, передача, прием, нападающий удар, блок), успешное освоение которых напрямую зависит от уровня развития физических качеств юных волейболистов. Например, выполнение большинства технических приемов в волейболе (подачи, нападающий удар, передача и др.) требует проявления взрывной силы – способности проявлять наибольшие величины силы в наименьшее время.
Так, на основе высокого уровня развития физической и технической подготовки закладывается фундамент тактических умений, которые в свою очередь будут успешно влиять на достижение высоких результатов, а как известно, высокие результаты являются ярким показателем эффективности учебного процесса [2]. Особенно роль физической подготовки проявляется в период участия в соревнованиях, когда спортсмены применяют все свои умения и навыки в игре.
Управление тренировочным процессом возможно лишь при наличии информации о выполненных физических нагрузках, изменении уровня развития двигательных качеств, степени овладения техникой, функционального состояния организма и общей работоспособности.
Контроль и оценка развития физических качеств воспитанников в спортивных школах осуществляется на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол», в котором содержатся комплексы контрольных упражнений для оценки общей физической и специальной физической, технической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку.
Для определения уровня развития физических качеств юных волейболистов, обучающихся в МБУ ДО СП СШОР «Ермак» были взяты тесты из Федерального спортивного стандарта спортивной подготовки по виду спорта «волейболу»:
Первое тестирование юных спортсменов было проведено при поступлении в спортивную школу – октябрь, второе тестирование – март. Возраст спортсменов: 10-11 лет. В таблице приведено сравнение нормативов при поступлении на начальный этап подготовки, результаты тестирования в октябре и марте и нормативы для перевода на тренировочный этап обучения.
Таблица 1
Норматив |
Норматив ФССП |
Результат октябрь |
Результат март |
Норматив ФССП для перевода на ТЭ |
Бег на 30м с высокого старта, с |
6,9 |
6,1±0,4 |
6,0±0,4 |
- |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, кол-во раз |
7 |
17 7 |
7 |
18 |
Прыжок в длину с места толком двумя ногами, см |
110 |
152,7±15,5 |
161±14,3 |
175 |
Челночный бег 5*6м, с |
12,0 |
10,6±0,5 |
10,4±0,5 |
11,5 |
Бросок мяча весом 1 кг, из-за головы двумя руками стоя, м |
6,0 |
6,4±0,5 |
6,9±0,6 |
10 |
Прыжок в высоту одновременным отталкиванием двумя ногами, см
|
29 |
32,7±3,3 |
33,5±4,1 |
40 |
Бег в волейболе осуществляется на короткие расстояния. Бег сопровождается стартовыми ускорениями, резкими остановками либо сменой направления игрок. Средний показатель бега на 30 м. с высокого старта составил в октябре 6,1±0,4 с., а в марте 6,0±0,4 - наблюдается небольшой прирост в показателях. Сравнивая с нормативом для перевода на тренировочный этап (6,9 с.), можно сделать вывод, что на начальном этапе подготовки средний показатель бега на 30 м. находится в норме.
Средний показатель прыжка в высоту одновременным отталкиванием двумя ногами у юных спортсменов составляет в октябре 32,7±3,3 см., в марте 33,5±4,1 см. - наблюдается небольшой прирост в показателях. Сравнивая с нормативом для перевода на тренировочный этап, можно сделать вывод, что на начальном этапе подготовки средний показатель прыжка в высоту
Прыгучесть — это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний. В исследуемой группе средний показатель прыжка в длину с места толчком двумя ногами составил в марте 152,7±15,5 см., в октябре 161±14,3. - наблюдается небольшой прирост в показателях. Сравнивая с нормативом для перевода на тренировочный этап, можно сделать вывод, что на начальном этапе подготовки средний показатель прыжка в длину находится в норме.
Челночный бег 5х6 дает возможность определить уровень скоростно-силовых способностей юных спортсменов. Средний показатель времени при выполнении теста (челночный бег) составил в октябре 10,6±0,5 с., в марте 10,4±0,5 с. - наблюдается небольшой прирост в показателях. Сравнивая с нормативом для перевода на тренировочный этап, можно сделать вывод, что на начальном этапе подготовки средний показатель теста «Челночный бег 5х6» находится в норме.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу – тест, с помощью которого можно определить силу верхнего плечевого пояса юных спортсменов. Средний показатель при выполнении теста (сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу) составил в октябре 17,3 7,1 раз, в марте 7,1 раз - наблюдается небольшой прирост в показателях. Сравнивая с нормативом для перевода на тренировочный этап, можно сделать вывод, что на начальном этапе подготовки средний показатель теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» находится в норме.
Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя – функциональный тест, представляющий собой мощное усилие всем телом и носящее взрывной характер. Средний показатель при выполнении теста (бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя) составил 6,4±0,5 м., в октябре 6,9±0,6 м. - наблюдается небольшой прирост в показателях. Сравнивая с нормативом для перевода на тренировочный этап, можно сделать вывод, что на начальном этапе подготовки средний показатель теста «Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя» находится в норме.
Проведенные тестовые испытания показали, что уровень скоростно-силовых способностей юных спортсменов находится на оптимальном уровне, а в некоторых тестах показатели находятся на уровне, подходящем для перехода на тренировочных этап подготовки. Исходя из взаимосвязи физической, технической и тактической подготовки спортсменов, результат исследования показал, что уровень физической подготовки является благоприятным для дальнейшего освоения технических элементов в волейболе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Ахметзянова А.А., Обухов С.М. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НАЧАЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 1258 - 1265. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9148 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*