'
Веретенникова М.В., Дрокова В.А.
МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ ПОСЛЕ НЕОСЛОЖНЕННОГО КОМПРЕССИОННОГО ПЕРЕЛОМА ПОЗВОНОЧНИКА *
Аннотация:
тема компрессионного перелома позвоночного столба хорошо изучена в специальной медицинской литературе, представлена большим количеством исследований на темы основного заболевания и осложнений. Однако исследований, посвященных именно реабилитации пациентов при компрессионном переломе позвоночного столба в условиях плавательного бассейна, по нашему мнению, недостаточно. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного в городе Хабаровске по методике гидрореабилитации детей 10-14 лет после компрессионного перелома. Материалы исследования могут быть применены специалистами образовательных учреждений при работе с детьми, после компрессионных переломов позвоночника; специалистами в реабилитационных центрах и санаториях
Ключевые слова:
гидрореабилитация, компрессионный перелом позвоночника, физическая реабилитация, восстановление, опорно-двигательный аппарат, плавание
УДК 617.3
Веретенникова М.В.
студентка кафедры медико-биологических дисциплин
Дальневосточная государственная академия физической культуры
(г. Хабаровск, Россия)
Дрокова В.А.
старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин
Дальневосточная государственная академия физической культуры
(г. Хабаровск, Россия)
МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ
ПОСЛЕ НЕОСЛОЖНЕННОГО КОМПРЕССИОННОГО
ПЕРЕЛОМА ПОЗВОНОЧНИКА
Аннотация: тема компрессионного перелома позвоночного столба хорошо изучена в специальной медицинской литературе, представлена большим количеством исследований на темы основного заболевания и осложнений. Однако исследований, посвященных именно реабилитации пациентов при компрессионном переломе позвоночного столба в условиях плавательного бассейна, по нашему мнению, недостаточно. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного в городе Хабаровске по методике гидрореабилитации детей 10-14 лет после компрессионного перелома. Материалы исследования могут быть применены специалистами образовательных учреждений при работе с детьми, после компрессионных переломов позвоночника; специалистами в реабилитационных центрах и санаториях.
Ключевые слова: гидрореабилитация, компрессионный перелом позвоночника, физическая реабилитация, восстановление, опорно-двигательный аппарат, плавание.
Процесс восстановления после травмы позвоночника может быть долгим и чрезвычайно сложным. Чаще всего у детей встречаются компрессионные переломы позвоночника. Лечение таких переломов – это длительный постельный режим (1 – 1,5 месяца), сильное ограничение нагрузки на позвоночник. Чтобы длительное нахождение в лежачем положении не приводило к атрофии мышц, детям назначается ЛФК [2]. К счастью, водная терапия является подходящей средой для сокращения времени восстановления и улучшения результатов реабилитации пациентов после травм позвоночника. Водная среда прекрасно подходит для укрепления мышц, создающих мускульный корсет для позвоночника [3].
В начале нашего исследования были подобраны 10 детей с облегченным компрессионным переломом позвоночника. Дети с 10 до 14 лет 6 мальчиков и 4 девочек. Для исследования разделили на 2 группы на контрольную в которую входило 3 мальчика и 2 девочки в которой у 2х был компрессионный перелом поясничного отдела и у 3х грудного отдела и экспериментальную в нее также входило 3 мальчика и 2 девочки в которой у 2х был компрессионный перелом поясничного отдела и у 3х грудного отдела.
Таблица 1 – Показатели тестирования контрольной и экспериментальной группы до начала эксперимента
Показатели |
КГ М1±m |
ЭГ М2±m |
Разница М1-М2 |
t |
P |
|
В ед. |
В % |
|||||
Горизонтальная линия плеч (см.) |
4,75±0,36 |
4,63±0,78 |
0,12 |
2,53 |
0,14 |
˃0,05 |
Асимметрия лопаток (см.) |
4,94±0.93 |
5,11±1,03 |
0,17 |
3,3 |
0,12 |
˃0,05 |
Жизненная емкость легких (л.) |
1,23±0,15 |
1,19±0,27 |
0,04 |
3,2 |
0,13 |
˃0,05 |
Проба Штанге (сек.) |
19,21±1,18 |
18,95±1,25 |
0,26 |
1,36 |
0,15 |
˃0,05 |
Наклон туловища, вперед сидя (см) |
1,51±0,88 |
1,66±0,47 |
0,15 |
9,04 |
0,15 |
˃0,05 |
На первом этапе педагогического эксперимента при помощи специально подобранных тестов были определены показатели асимметрии опорно-двигательного аппарата участников эксперимента и их функциональные показатели до начала эксперимента (Таблица 1).
Исходное тестирование показало, что ни по одному из показателей достоверных различий между группами не обнаружено (Р˃ 0,05), что свидетельствует об их однородности.
Контрольная группа занималась стандартным комплексом лечебных физических упражнений 3 раза в неделю по 50 мин и лечебный массаж 3 раза в неделю по 20 мин. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному методу гидрореабилитации 3 раза в неделю по 50 мин и проводился лечебный массаж. В конце эксперимента проводилось повторное тестирование в обеих групп.
Программа реабилитации состоит из:
3.Специальные упражнения:
4.Массаж, направленный на улучшение кровообращение и приведение в норму метаболизм, а также направленный на укрепление мышц туловища и нижних конечностей.
После проведенного эксперимента было проведено повторное измерение по тем же показателям (Таблица 2).
Таблица 2 – Показатели тестирования контрольной и экспериментальной группы после эксперимента
Показатели |
КГ М1±m |
ЭГ М2±m |
Разница М1-М2 |
t |
P |
|
В ед. |
В % |
|||||
Горизонтальная линия плеч (см.) |
2,87±0,22 |
1,53±0,34 |
1,34 |
46,7 |
3,35 |
˂0,05 |
Асимметрия лопаток (см.) |
3,01±0, 36 |
1,69±0,28 |
1,32 |
43,9 |
2,87 |
˂0,05 |
Жизненная емкость легких (л.) |
1,38±0,13 |
1,89±0,11 |
0,51 |
26,98 |
3 |
˂0,05 |
Проба Штанге (сек.) |
35,31±1,89 |
51,56±2,18 |
16,25 |
31,52 |
5,6 |
˂0,05 |
Наклон туловища, вперед сидя (см.) |
2,31±0,23 |
3,17±0,36 |
0,86 |
27,13 |
2,1 |
˃0,05 |
После проведенного эксперимента дети экспериментальной группы стали превосходить своих сверстников по всем основным показателям. Горизонтальная линия плеч (на 46,7%); асимметрия лопаток на 43, 9%. Что свидетельствует о положительном влиянии применяемой методики и снижении уровня общей асимметрии тела.
В показателях, характеризующих функциональное состояние детей, занимающиеся в экспериментальной группе стали превосходить детей из контрольной группы после эксперимента в показателе ЖЕЛ (на 26,98 %) и в пробе Штанге (на 31,52%). Что свидетельствует о влиянии плавании на дыхательную систему детей.
На первом занятие и каждую 4 неделю нами была проведена оценка болевого индекса (рис.1).
В результате которой мы выявили что уже на 3м месяце реабилитации уменьшилась показатели болевого синдрома.
Рисунок 1 – Оценка болевого индекса детей контрольной
и экспериментальной групп в ходе эксперимента.
А спустя 7 месяцев реабилитации экспериментальная группа превзошла контрольную. По среднему значению болевого индекса контрольная группа с 4,8 опустилась до 2,4 б а экспериментальная от 4,4 опустилась на 0,2
Результаты исследования подтверждают, что разработанная методика гидрореабилитации детей после компрессионного перелома позвоночника позволит укрепить мышечный корсет, восстановить амплитуду движений позвоночника и снизить болевые ощущения у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Веретенникова М.В., Дрокова В.А. МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ ПОСЛЕ НЕОСЛОЖНЕННОГО КОМПРЕССИОННОГО ПЕРЕЛОМА ПОЗВОНОЧНИКА // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 1191 - 1197. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9137 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*