'
Бунина А.Д.
ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ *
Аннотация:
в данной работе рассматривается феномен манипуляции с точки зрения массовой коммуникации. Анализируются различные понятия феномена манипуляции, приведенные учеными, занимающимися изучением манипулятивных процессов. Предлагается собственное понятие манипуляции в аспекте массовой коммуникации
Ключевые слова:
понятие манипуляции, массовая коммуникация, манипулятивное воздействие, манипуляция сознанием
УДК 009
Бунина А.Д.
магистр, профиль «СМИ и Интернет», кафедра журналистики и литературы
Воронежский государственный университет
(г. Воронеж, Россия)
ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ МАНИПУЛЯЦИИ
СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ
МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация: в данной работе рассматривается феномен манипуляции с точки зрения массовой коммуникации. Анализируются различные понятия феномена манипуляции, приведенные учеными, занимающимися изучением манипулятивных процессов. Предлагается собственное понятие манипуляции в аспекте массовой коммуникации.
Ключевые слова: понятие манипуляции, массовая коммуникация, манипулятивное воздействие, манипуляция сознанием.
Введение. Управление сознанием человека получило широкое распространение в современном мире. Манипуляция касается многих сфер деятельности человека и одной из них является массовая коммуникация. Понимание механизмов манипуляции является ключевым фактором для эффективного управления информацией. Как феномен манипуляции в этой области вызывает интерес и требует анализа.
Анализ современных публикаций.
Говоря о термине «манипуляция», важно уточнить его понимание. Многие авторы, описывая феномен манипуляции в различных контекстах, исходят в основном из интуитивного представления о сути манипуляции. Чтобы разобраться в том, что из себя представляет данный феномен необходимо более подробнее остановиться на этимологии понятия.
В этимологическом словаре русского языка Семенова первоосновой слова «манипуляция» считаются латинские слова manus (рука) и pleo (наполняю) [3].
Ермаков Ю.А. в своей работе говорит о том, что сам глагол «манипулировать», в первую очередь, обозначает нейтральные действия с каким-либо предметом. В данном случае, манипуляторская деятельность не имеет негативного окраса [2, c.4].
Манипуляцию так же определяют, как вид психологического воздействия, в процессе которого одна из сторон коммуникации стремится получить выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей. И в данном контексте манипуляция уже имеет ярко выраженный негативный окраc [5].
Кара-Мурза (признан в РФ иностранным агентом) даёт объяснение феномену «манипуляция» с помощью выделения трех главных признаков: 1) вид духовного или психологического воздействия; 2) скрытое воздействие, которое не должно быть замечено объектом манипуляции; 3) воздействие, требующее определенных знаний и мастерства [4].
Доценко Е. Л. обозначает манипуляцию как вид психологического воздействия, имеющий целью тайно, скрыто изменить мнения, установки, поведение адресата в интересах манипулятора, требующий искусности от манипулятора, чтобы изменения, происходящие с адресатом, были незамеченными, неосознанными [1].
Проанализировав данные понятия, дадим собственное определение феномену «манипуляция» в контексте массовой коммуникации. Манипуляция - способ управления сознанием людей с помощью скрытого воздействия, а также требующий от манипулятора мастерства и знаний в данной области, чтобы незаметно, для человека изменить его поведение, мнение, цель или побуждение в нужном для манипулятора направлении.
Манипуляция сознанием осуществляется с помощью информации, используя которую, можно производить следующие действия: 1) фабриковать информацию; 2) искажать информацию путем неполной, подачи; 3) редактировать информацию, добавив различные домыслы; 4) утаивать саму важную информацию; 5) сопровождать материал заголовком, не соответствующим содержанию; 6) приписывать кому-либо заявления, которых он никогда не делал; 7) публиковать правдивую информацию, когда она потеряла актуальность; 8) неточно цитировать, приводить часть фразы или выступления [6].
Краткие выводы. Манипуляции прочно обосновались на просторах интернета и в средствах массовой информации. Условием успешной манипуляции является преобладающее большинство граждан, которые представляют из себя пассивные объекты информационного воздействия. Манипуляции в массовой коммуникации часто приводят к серьезным последствиям для общества. Одним из главных последствий манипуляций является потеря доверия к СМИ и к информационным ресурсам в целом. Но манипулировать общественным мнением можно, лишь зная особенности восприятия и переработки информации в памяти человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Бунина А.Д. ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 689 - 692. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9056 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*