'
Степанова А.В.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ *
Аннотация:
в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения у подростков с разным уровнем притязаний. Автором выявлено, что при среднем (адекватном) уровнем притязаний подростки показывают более позитивное самоотношение, тогда как при низком и высоком уровнях притязаний отмечаются более выраженные неудовлетворенность собой, внутренняя конфликтность, склонность к самообвинениям, что может быть связано с неадекватностью целей подростков их актуальным способностям, возможностям и ресурсам
Ключевые слова:
самоотношение, подростковый возраст, самоотношение подростков, уровень притязаний, особенности самоотношения подростков при разном уровне притязаний
УДК 159.9.07
Степанова А.В.
студент
Оренбургский государственный педагогический университет
(г. Оренбург, Россия)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения у подростков с разным уровнем притязаний. Автором выявлено, что при среднем (адекватном) уровнем притязаний подростки показывают более позитивное самоотношение, тогда как при низком и высоком уровнях притязаний отмечаются более выраженные неудовлетворенность собой, внутренняя конфликтность, склонность к самообвинениям, что может быть связано с неадекватностью целей подростков их актуальным способностям, возможностям и ресурсам.
Ключевые слова: самоотношение, подростковый возраст, самоотношение подростков, уровень притязаний, особенности самоотношения подростков при разном уровне притязаний.
В современном обществе детство считается важным этапом в жизни человека, во многом определяющим качество всей будущей взрослой жизни, что, в свою очередь, предполагает необходимость обеспечения психологического благополучия детей и подростков. При этом требования современного общества к подрастающему поколению таковы, что для успешной адаптации, нахождения своего места в жизни, возрастает конкурентность не только на уровне знаний, умений и навыков, но и на уровне особенностей личности, ее ключевых характеристик, в числе которых стремление к успеху, амбициозность, высокие притязания становятся одними из ключевых. Уже в подростковом возрасте особое значение начинает приобретать выраженность стремлений к достижению целей определенной сложности – уровень притязаний, т.к. подросток, в сравнении с более ранними стадиями развития, включается во все более сложные виды деятельности, различные взаимоотношения, требующие постановки различных целей, иногда превосходящих актуальные способности и задающих новый вектор развития. Между тем, низкие притязания, как и чрезмерно высокие, нереалистичные, могут негативно сказываться на самоотношении подростка, т.к. цель неадекватна текущим возможностям, способностям и ресурсам личности. Однако на сегодняшний день можно отметить дефицит исследований, посвященных рассмотрению особенностей самоотношения подростков с разным уровнем притязаний, что определяет актуальность проведенного нами исследования.
Под самоотношением, вслед за С.Р. Пантелеевым, мы понимаем важнейшую структурную составляющую самосознания, представляющую собой выражение смысла «Я» субъекта, некоторое устойчивое чувство в адрес собственной личности, которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону переживания, так и по содержанию. Содержание самоотношения определяется особенностями его структурных составляющих, таких как открытость, саморуководство, уверенность в себе, отраженное самооотношение, самопривязанность, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение [4].
Уровень притязаний рассматривается нами как мера стремления личности к цели такой сложности, которая, по ее мнению, соответствует ее способностям, возможностям, ресурсам [3]. В подростковом возрасте уровень притязаний зачастую имеет нереалистичный, неадекватный характер и определяется сложившимися на более ранних этапах развития отношениями с окружающими (прежде всего, родителями) и реальными успехами и неуспехами в достижении значимых целей. Самоотношение подростка во многом детерминируется его способностью ставить и достигать какие-либо значимые, «большие» цели, соотносимые со стандартами референтных групп и находящие их поддержку. Невозможность ответить своим собственным притязаниям приводит подростков к очень острым аффективным переживаниям и снижению общего уровня самоотношения [1; 2; 5].
Эмпирическое исследование было организовано с участием 60 подростков в возрасте 12-14 лет. Для получения эмпирических данных применялся метод тестирования («Методика диагностика самооценки и уровня притязаний» Т.А. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; «Методика изучения самоотношения» С.Р. Пантелеева). Для обоснованности сравнения результатов подростков разных групп нами использовался непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни.
На первом этапе анализа полученных данных в составе выборки нами были выделены три группы подростков: с низким уровнем притязаний (41,7% выборки), со средним (адекватным) уровнем притязаний (30% выборки) и с высоким (нереалистичным) уровнем притязаний (28,3% выборки). Проведенный в данных группах сравнительный анализ позволил выявить ряд содержательных особенностей самоотношения подростков с разным уровнем притязаний.
По средним показателям факторов первого порядка были получены следующие результаты в группах (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительный профиль самоотношения (факторы первого порядка) для групп подростков с разным уровнем притязаний
Представленные на рисунке 1 данные свидетельствуют о том, что наиболее позитивное самоотношение, характеризующееся открытостью, уверенностью в себе, самопринятием, ощущением ценности своего «Я», отсутствием острых внутренних конфликтов и обвинений в свой адрес диагностируется у подростков со средним (адекватным) уровнем притязаний. У подростков с низким (неадекватным) и высоким (нереалистичным) уровнями притязаний выявляется более негативное содержание самоотношения, характеризующееся замкнутостью, неуверенностью в себе, сомнениями в ценности собственной личности, слабым чувством симпатии к себе, низким уровнем согласия со своими внутренними побуждениями, неудовлетворенностью собой и высокой внутренней конфликтностью и склонностью к самообвинениям.
По факторам второго порядка можно видеть сходную картину распределения данных (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный профиль самоотношения (факторы второго порядка) для групп подростков с разным уровнем притязаний
В профилях самоотношения по факторам второго порядка также обнаруживаются различия в группах подростков с разным уровнем притязаний. Высокие показатели самоуважения и аутосимпатии отмечаются только у подростков со средним уровнем притязаний, у подростков с низким и высоким уровнями притязаний данные показатели ниже и лежат в границах средних значений. При этом в группе с высоким уровнем притязаний можно видеть показатели аутосимпатии ниже среднего. И, напротив, показатели самоуничижения являются более высокими при высоком и низком уровнях притязаний, в сравнении со средним уровнем притязаний.
Обнаруженные в группах различия проверялись нами с помощью расчетов непараметрического критерия различий U-Манна-Уитни. Проведенный математико-статистический анализ показал, что для подростков со средним (адекватным) уровнем притязаний свойственно позитивное самоотношение, выраженное в высоком уровне самопринятия, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, открытости, самопривязанности, а также самоуважения и аутосимпатии. При этом показатели внутренней конфликтности, самообвинения и самоуничижения являются преимущественно низкими и средними, что указывает на неконфликтность и устойчивость самоотношения (при сравнении с другими группами статистически достоверно при р<0,05 и p<0,01).
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что для подростков со средним (адекватным) уровнем притязаний характерно ощущение ценности собственной личности и ценность своего «Я» для других. Для них в большей степени характерна положительная оценка себя по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызвать у других глубокие чувства. Подросткам с высоким и низким уровнями притязаний, характеризующимися как неадекватные, чаще свойственна внутренняя конфликтность и самообвинение, что проявляется в наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с самими собой. Этим подросткам свойственна тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Также им присущи отрицательные эмоции в адрес собственного «Я», а фактор самоуничижения говорит о наличии общего негативного отношения к себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Степанова А.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 682 - 688. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9055 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*