'
Набродова Л.С.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ *
Аннотация:
обсуждаются преимущество нейропсихологического подхода к диагностике нарушений речи у детей, обусловленные опорой на фундаментальные теоретические положения А.Р. Лурии и современные методы исследования речи
Ключевые слова:
нейропсихологическая диагностика, развитие речи, исследования речи, дети, методы исследования речи
УДК 159
Набродова Л.С.
ассистент кафедры дошкольного и специального
(дефектологического) образования
НИУ «Белгородский государственный университет»
(г. Белгород, Россия)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Аннотация: обсуждаются преимущество нейропсихологического подхода к диагностике нарушений речи у детей, обусловленные опорой на фундаментальные теоретические положения А.Р. Лурии и современные методы исследования речи.
Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика, развитие речи, исследования речи, дети, методы исследования речи.
В последнее врямя наблюдается увеличения числа детей с различными нарушениями в речевом развитии. В связи с чем, возникает высокая потребность в разработке и использовании новых программ, методов и средств коррекционного воздействия.
Одним из наиболее эффективных подходов на сегодняшний день, является нейропсихологический. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия (1).
Речь является базовым компонентом не только интеллектуального развития, но и личностного развития ребёнка, это основное условия успешной социализации, умение коммуницировать.
Нарушение речевого развития, приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Речевые нарушения, как правило, не являются изолированным, а выступают результатом определённых сбоев в формировании нейронных связей между участками головного мозга.
Современные исследования позволяют сделать вывод, что, при всем богатстве и разнообразии диагностических методик, наибольшую, эффективность даёт их комплексное использования и индивидуальный подход к организации и проведению исследований.
Рассмотрим одну из методик нейропсихологического обследования, это методика З.А. Репина (2) .
Данная методика содержит развёрнутый диагностический инструмент.
Схема изучения предусматривает подробное и поэтапное обследование не только речи, но и особенностей сформированности психологической базы речи, высших корковых функций. Подобный механизм обследования помогает выявить и охарактеризовать общую картину нарушения, включая установления ведущих факторов и механизмов развития патологии.
Данная методика состоит из нескольких частей:
- сбор анкетных данных ребёнка
-изучение предпосылок и особенностей развития речи
- обследования психологической основы речи
-обследования движений и действий
-обследования артикуляционного праксиса
- исследования состояние устной речи
-анализ нарушения писменной речи
- исследования системы счета
Поскольку проблема психического речевого развития тесно связаны, диагностическая и коррекционная работа должна охватывать все звенья нарушения функциональной системы.
Таким образом, применение нейропсихологический методов в диагностики речевых нарушений у детей, будет более эффективной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Набродова Л.С. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 658 - 660. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9051 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*