'
Доброданова Д.М., Назарова М.А.
ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ *
Аннотация:
в данной статье представлены особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями
Ключевые слова:
химия для детей с ОВЗ, особенности обучения
УДК 37
Доброданова Д.М.
студент, кафедра биологии и химии,
Вологодский государственный университет
(Россия, г. Вологда)
Научный руководитель:
Назарова М.А.
канд. биол. наук, доц.,
Вологодский государственный университет
(Россия, г. Вологда)
ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация: в данной статье представлены особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: химия для детей с ОВЗ, особенности обучения.
В настоящее время в образовательном процессе активно развивается инклюзивное образование, сущность которого заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2].
Есть ряд терминов, более или менее привычных в повседневном языке. Следует отметить, что разные термины считаются адекватными и правильными в разных странах. Инвалидность определяется как «физическое или умственное нарушение, которое существенно ограничивает выполнение человеком одного или нескольких «основных видов жизнедеятельности». К ним относятся повседневные действия, такие как уход за собой, выполнение ручных задач, ходьба, различные врожденные и приобретенные дефекты разных типов и уровней, такие как нарушения слуха, зрения или речи, коммуникативная инвалидность, умственная отсталость, различные поражения головного мозга, которые проявляются в затруднении движений, повреждение мышц и нервов (церебральный паралич) или коммуникативные и социальные навыки преодоления инвалидности (аутизм). Дети и молодые люди с особыми образовательными или реабилитационными потребностями – это те, кому для достижения оптимальных способностей развития и других социальных и личных положительных характеристик личности необходимы специально адаптированные, индивидуализированные условия и процедуры».
Прежде чем совершенствовать программы по химии по основной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует выяснить, что собой представляет на данный момент обучение детей с ОВЗ.
На современном этапе развития образования наиболее остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения для развития у учащихся необходимых умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности [2].
Существуют различные группы детей с ограниченными возможностями здоровья, каждая из которых отличается специальными образовательными потребностями. В соответствии с этим, когда ученик с ОВЗ начинает изучать такую химию, необходимо применять индивидуальный подход при выборе форм, методов и технологий обучений для наибольшей продуктивности образовательного процесса [2].
Многие школьники, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются низким уровнем познавательной активности, недостаточно замотивированы на участие в процессе обучения, а также обладают пониженной работоспособностью. В соответствии с этим необходимым становится поиск активных форм, методов и технологий обучения, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности.
Дети с ОВЗ должны изучать учебный материал в соответствии со специально разработанными рабочими программами.
Образовательная программа по химии, носящая индивидуальный характер, состоит из следующих компонентов:
1) упражнения, помогающие усвоить основные понятия, имеют сокращенный вид;
2) задания для самостоятельной работы содержат в себе развернутые инструкции;
3) вариативность письменных упражнений;
4) подробное объяснение упражнений и совместное выполнение, помощь педагога и неоднократное повторение инструкции;
5) наличие необходимых технических средств обучения;
6) частая смена деятельности ввиду сниженной концентрации внимания у детей с ОВЗ;
7) достаточное количество времени на выполнение упражнений;
8) наличие большого количества печатного материала для обеспечения принципа наглядности [1].
Рекомендации по обучению химии детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) Печатный материал.
- Книги и учебные пособия должны быть удобны для учащегося с ОВЗ.
Для большей наглядности педагог может помечать в тексте наиболее важный учебный материал.
- Возможно применение специальных карточек для записи основных понятий.
- В печатных пособиях к тексту должен прилагаться иллюстративный материал.
- Перед изучением текстового материала необходимо ознакомить школьника с упражнениями, которые необходимо будет выполнить после окончания чтения.
- Эффективным считается разбивка текста на небольшие по объему части, каждая из которых содержит в себе основную мысль.
- Формулировка вопросов и упражнений должна быть четкая и понятная для ребенка, а сами задания отражать степень усвоения пройденного материала [2].
2) Учебная деятельность на уроках.
- Известно, что многим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, сложно выполнять объемные письменные работы. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы выполнения подобных заданий, например, школьник может не писать ответы, а проговаривать их устно педагогу или на диктофон.
- Предоставлять учащемуся выбор в заданиях, различных по содержанию и форме.
- Использование информационно-коммуникационных технологий.
- Организация учебной деятельности в парной и групповой форме для развития коммуникативных навыков у ребенка с ОВЗ.
- Наличие четкой инструкции для выполнения упражнений.
- Выполнение смены деятельности, а также чередование активной деятельности с отдыхом.
- Возможность у ребенка с ограниченными возможностями здоровья выйти из класса при необходимости [2].
- Применение разнообразных наглядных средств обучения.
3) Формулировка заданий.
- Инструкция к выполнению упражнений должна быть представлена и в устном, и в письменном виде.
- Задание должно быть сформулировано кратко, но понятно для обучающегося с ОВЗ.
- Предложенные упражнения должны мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
- При формулировке заданий необходимо находиться рядом с учащимся [2].
4) Оценка.
- Следует отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Не следует ругать ребенка за несерьезные нарушения дисциплины.
- Необходимо давать возможность учащемуся с ОВЗ переписать свою работу для получения более высокой отметки [2].
В том случае, когда ученик с ограниченными возможностями испытывает неудобства при публичном ответе, следует предоставить ему возможность отвечать в малой группе, что позволяет ему раскрыться и учиться у своих одноклассников [1].
Плодотворно влияет на образовательный процесс парная форма работы, в которой один ученик способен показать пример второму. Однако ошибочно на постоянной основе помогать ребенку с ОВЗ, в некоторых ситуациях необходимо дать возможность самостоятельно принять решение, поощрить его за это, тем самым создавая ситуацию успеха.
Эффективным на уроках химии считается применение большого количества наглядного материала, как в печатном, так и в электронном виде, что будет способствовать повышению познавательной активности ребенка с ОВЗ [3].
Для наиболее глубокого усвоения пройденного материала необходимо каждый урок предлагать учащемуся с особыми потребностями задания на повторение [3].
Наиболее оптимальными для ребенка с ОВЗ считаются задания, которые необходимо выполнить по образцу. К таким упражнениям относятся заполнение схем, работа с рисунками и таблицами. Перед такими заданиями необходимо изучить необходимый учебный материал совместно с ребенком [3].
В урочной деятельности и в качестве задания на дом можно давать упражнения, которые развивают мелкую моторику ребенка. Например, лепка химических моделей из пластилина. Такая деятельность повысит интерес ребенка к изучаемому предмету [3].
Таким образом, если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут усваивать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Помимо этого, можно сделать следующий вывод: совершенствование программы по химии основной школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на индивидуализацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Доброданова Д.М., Назарова М.А. ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 221 - 227. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8977 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*