ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *
Аннотация: в данном тексте рассматривается важность и актуальность обеспечения информационной безопасности в современном цифровом мире. Представлены основные требования и принципы, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении политики информационной безопасности. Также описаны требования, включающие анализ угроз и рисков, учет законодательных требований, управление доступом, обучение пользователей, регулярное обновление и аудит политики информационной безопасности. Упоминаются общепризнанные стандарты, такие как ISO/IEC 27002:2005 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005
Ключевые слова: информационная безопасность, политика информационной безопасности, требования, принципы, угрозы и риски, законодательные требования, управление доступом, обучение пользователей, обновление и аудит политики
УДК 1
Чернов А.Е. студент факультета информационных технологий и анализа больших данных (ИТиАБД),
Информационная безопасность
Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва, Россия)
Научный руководитель:
Резниченко С.А.
канд. техн. наук, доцент департамента информационной безопасности
Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва, Россия)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ,
УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ
ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация: в данном тексте рассматривается важность и актуальность обеспечения информационной безопасности в современном цифровом мире. Представлены основные требования и принципы, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении политики информационной безопасности. Также описаны требования, включающие анализ угроз и рисков, учет законодательных требований, управление доступом, обучение пользователей, регулярное обновление и аудит политики информационной безопасности. Упоминаются общепризнанные стандарты, такие как ISO/IEC 27002:2005 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005.
Ключевые слова: информационная безопасность, политика информационной безопасности, требования, принципы, угрозы и риски, законодательные требования, управление доступом, обучение пользователей, обновление и аудит политики.
В современном цифровом мире безопасность информации становится все более актуальной и критически важной задачей для организаций во всех отраслях. Внедрение эффективной политики информационной безопасности (дальше - ИБ) является неотъемлемым элементом обеспечения защиты конфиденциальности, целостности и доступности информации. В данной статье рассматриваются основные требования и принципы, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении политики ИБ.
Принципы, учитываемые при разработке и внедрении политики информационной безопасности:
Законность. Осуществление защитных мер в соответствии с действующим законодательством в области ИБ, другими нормативными актами по ОИБ, утвержденных органами государственной власти, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений.
Системность. Учет всех взаимосвязанных и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, значимых для поддержания ИБ в организации, включая все объекты защиты и направления нарушений ИБ, уязвимости используемых систем и высокую квалификацию злоумышленника.
Мультидисциплинарный подход к разработке Политике ИБ. Учет правовых, технических, административных, организационных, учебных, коммерческих и функциональных вопросов.
Многоуровневость обороныи разнообразие защитных средств. Затруднение действий злоумышленника (злоумышленник для взлома системы должен владеть разнообразными знаниями и навыками). Нельзя полагаться на один защитный рубеж, каким бы надежным он ни казался: в интернете за средствами физической защиты должны следовать программно-аппаратные средства, за идентификацией – управление доступом, и как последний рубеж – протоколирование и аудит.
Эффективность и непрерывность защиты. Целенаправленный непрерывный процесс принятия соответствующих мер на всех этапах жизненного цикла организации.
Гибкость управления и применения защитных мер. Обеспечение возможности варьировать уровень защищенности в зависимости от текущей ситуации и потребности организации в ИБ в данный период времени.
Наблюдаемость и контролируемость защитных мер. Результат их применения будет явно наблюдаем и может быть оценен подразделением организации, имеющим соответствующие полномочия.
Требования, учитываемые при разработке и внедрении политики информационной безопасности:
Анализ угроз и рисков. Первым и основным шагом при разработке политики ИБ является анализ угроз и рисков, с которыми может столкнуться организация. Это позволяет определить потенциальные уязвимости и опасности для информации, а также выявить наиболее значимые активы, которые требуют особой защиты. Анализ рисков помогает оценить потенциальные последствия инцидентов безопасности и разработать соответствующие меры по их предотвращению или минимизации.
Законодательные требования и регуляторные нормы. При разработке политики ИБ необходимо учитывать законодательные требования и регуляторные нормы, которые регулируют область информационной безопасности.
Управление доступом. Контроль доступа является важной составляющей политики ИБ. Она определяет правила и процедуры для авторизации и аутентификации пользователей, управления привилегиями доступа, а также мониторинга и регистрации событий в системе. Каждый пользователь должен иметь только те привилегии, которые необходимы для выполнения своих рабочих обязанностей, и доступ к конфиденциальной информации должен быть ограничен и контролируем.
Обучение и осведомленность пользователей. Политика ИБ должна включать программы обучения и осведомленности пользователей о принятых правилах и процедурах безопасности. Пользователи являются одним из слабых звеньев в цепи информационной безопасности, и обучение помогает им понять риски и угрозы, с которыми они могут столкнуться, и научиться применять соответствующие меры безопасности.
Регулярное обновление и аудит политики ИБ. Информационная среда и угрозы постоянно изменяются, поэтому политика ИБ должна быть регулярно обновляема. Обновление политики ИБ позволяет внедрять новые технологии и методы защиты, а также учитывать новые угрозы и требования безопасности. Аудит политики ИБ помогает проверить соответствие политики действительной практике и выявить возможные уязвимости и пробелы в безопасности.
Говоря о рекомендациях, необходимо обратить внимание на общепризнанные стандарты, описывающие общее содержание комплексной Политики ИБ организации являются ISO/IEC 27002:2005 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005. В этих документах отмечается, что Политики ИБ как неотъемлемая часть общей политики организации включает следующее:
определение ИБ, ее общих целей и области действия, а также раскрытие значимости безопасности как инструмента, обеспечивающего возможность совместного использования информации;
изложение целей и принципов ОИБ, сформулированных руководством, и соответствующих бизнес-стратегии и целям организации, включая вопросы оценки и управления рисками ИБ;
краткое изложение и разъяснение наиболее существенных для организации политик, принципов, правил и требований, например: соответствие законодательным требованиям и договорным обязательствам; требования в отношении обучения вопросам ИБ; предотвращение появления и обнаружение вирусов и другого вредоносного ПО; последствия нарушений и ответственность за нарушения Политики ИБ;
определение общих и конкретных обязанностей сотрудников в рамках управления ИБ, включая информирование об инцидентах ИБ;
ссылки на документы, дополняющие Политики ИБ, например, более детальные политики и процедуры ОИБ для конкретных ИС, а также правила, которым должны следовать пользователи.
Разработка и внедрение политики информационной безопасности требует учета ряда основных требований и принципов. Важно провести анализ угроз и рисков, учесть законодательные требования, вовлечь заинтересованных сторон и применить системный подход. Ключевыми аспектами политики ИБ являются управление доступом, обучение пользователей, регулярное обновление и аудит политики. Целью этих требований и принципов является создание эффективной системы защиты информации, обеспечивающей конфиденциальность, целостность и доступность данных организации.
Внедрение политики ИБ требует постоянного мониторинга и совершенствования, чтобы быть адаптированной к изменяющимся угрозам и технологиям. Современные организации должны осознавать, что информационная безопасность является непрерывным процессом и требует участия всех сотрудников, начиная от высшего руководства и заканчивая обычными пользователями.
Разработка и внедрение политики ИБ — это неотъемлемая часть стратегии информационной безопасности каждой организации и, когда эти требования и принципы применяются правильно, они помогают минимизировать риски и предотвращать утечки и нарушения безопасности данных. При этом организация может обеспечить доверие своих клиентов и защитить свою репутацию, что является фундаментом для успешного функционирования в современном информационном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ISO/IEC 27002:2005 - Стандарт Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, который описывает общие принципы и рекомендации для управления информационной безопасностью.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005 - Государственный стандарт Российской Федерации, основанный на стандарте ISO/IEC 17799, который содержит руководство по управлению информационной безопасностью.
Чернов А.Е., Резниченко С.А. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 693 - 699. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8871 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ? - напишите письмо в редакцию журнала:
zhurnal@vestnik-nauki.com
*В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.