'
Садыков Р.Р.
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ОРКЕСТРОМ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ *
Аннотация:
целью работы является выявление особенности методики руководства оркестром народных инструментов и рассмотрение оркестра народных инструментов как вид музыкального коллективного исполнительства
Ключевые слова:
оркестр народных инструментов, методика, дирижирование
УДК 5527
Садыков Р.Р.
магистр 2 курса группы 22172м
Казанский государственный институт культуры
(г. Казань, Россия)
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ОРКЕСТРОМ
НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Аннотация: целью работы является выявление особенности методики руководства оркестром народных инструментов и рассмотрение оркестра народных инструментов как вид музыкального коллективного исполнительства
Ключевые слова: оркестр народных инструментов, методика, дирижирование.
Русский народный оркестр, с момента своего создания и до современности является отражением, выразительным средством всех сторон, тонких специфических качеств русского народного музыкального искусства. Воздействуя на слушателя, звучание оркестра завораживает и заставляет проникаться особенным настроением, чутко сопереживать музыку.
Умение руководить оркестром является первостепенной задачей музыканта-дирижёра. Дирижерской деятельностью должны заниматься люди в достаточной мере, владеющие музыкальными инструментами, и, следовательно, уже знакомые с общепринятыми исполнительскими приемами. Повседневная деятельность дирижера оркестра народных инструментов требует от него умение играть на инструментах, входящих в состав, руководимым им оркестра. Дальнейшее развитие исполнительства на народных инструментах ставят перед руководителями оркестров и коллективов ряд сложных задач, куда входят организационные вопросы, типизация инструментального состава, выстраивание точного плана работы с оркестром.
При подготовке работы с оркестром дирижеру очень важно обладать большим арсеналом музыкальных умений, изучение теории музыки, гармонии, инструментоведение, инструментовки, анализа музыкального произведения и других перечней задач необходимы для достижения цели. Дирижер при изучении нового музыкального материала лишен возможности пользоваться своим инструментом-оркестром, так как ни один оркестр не может стать подсобным тренировочным средством в его начальной работе. Звучание живой музыки в момент изучения партитуры дирижером отсутствует.
Специфика народного оркестра такова, что каждый участник чувствует свою важность и нужность в коллективе. Подготовка к игре в оркестре занимает достаточное количество времени.
Музыкант должен чётко слышать, где солирует его группа, а где группа других инструментов. Успешное овладение навыками игры в оркестре достигается на протяжении многолетней практики.
Многим исполнителям оркестра свойственно полагать, что после сыгрывания всех групп инструмента народного оркестра надобность в индивидуальных занятиях отпадает. Но это мнение ошибочно. Роль различных инструментов в оркестре не является по степени трудности одинаковой. К примеру, овладеть техникой игры на малой домре или альтовой значительно сложнее, чем научиться играть на балалайках секунде или альтовой. Если партия аккомпанемента в различных произведениях часто бывают схожи, что делает игру на инструментах ограниченной, то техника исполнения ведущих инструментов бывает весьма разнообразна. Это требует от музыканта исполнителя ежедневных упражнений с целью дальнейшего технического роста. Музыкант-оркестрант должен безупречно знать свои партии и всегда быть в хорошей исполнительской форме.
Приступая к работе над новым произведением, дирижер знакомит оркестр с краткой биографией композитора, содержанием и характером его творчества. Более подробно нужно остановиться на художественном материале, который должен быть выполнен. Эти сведения систематизируют эстетические представление, расширяют кругозор и помогают исполнителям направить свою художественную фантазию в нужную сторону. Руководитель оркестра должен четко формировать выдвигаемые художественные и технические задачи и настойчиво требовать их выполнения.
Важным звеном для развития музыканта-оркестранта также является навык чтения «с листа». Для быстрого умения навыка чтения «с листа» необходимо систематически практиковать чтение новых произведений. Чтобы такое чтение было результативным и развивало нужные навыки руководителю оркестра необходимо тщательно подбирать произведение, содержащее определенные трудности, овладения которыми нужны для повышения исполнительского уровня оркестра народных инструментов. Чтение «с листа» не должно состоять только из быстрых произведений, важно вносить разнообразие в нотный материал и практиковаться в чтении медленных (кантиленных) сочинений.
В процессе работы проявляются все элементы творческой дисциплины.
Исполнители стараются максимально точно выполнять все указания дирижера. Игра в оркестре воспитывает и развивает художественный вкус, учит понимать музыку, приучает к коллективному созидательному труду.
В повседневной репетиционной работе руководителю нужно четко планировать занятия оркестра русских народных инструментов, как в перспективе, так и на каждое занятие. Дирижеру оркестра недопустимо прийти на репетицию, не имея представления о том, над чем и как он будет сегодня работать. Для начала ему нужно подготовиться самостоятельно и тщательно разобрать партитуру произведения. В результате детального самостоятельного изучения партитуры он должен составить исполнительский план, который предложит затем оркестрантам.
Помимо определения музыкально-выразительных средств, отработки дирижерских средств воздействия, руководителю оркестра очень полезно проанализировать и техническую сторону оркестровых партий, самому проиграть их на соответствующих инструментах, проанализировать, с тем, чтобы максимально помочь участникам в их освоении. Нужно тщательно проверить правильность написания партий, сверить с партитурой. Допустимы, а иногда просто необходимы некоторые облегчения в партиях, которые в самодеятельном оркестре часто пишутся не столько для инструмента, сколько для конкретного исполнителя.
Концерт является заключительным звеном и итогом работы музыкального коллектива. Идеи, найденные во время репетиции, должны полностью реализоваться на концертной площадке. К публичному выступлению нужно подходить очень ответственно. Каждый концерт должен становиться праздником для его участников и слушателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Садыков Р.Р. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ОРКЕСТРОМ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 659 - 663. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8864 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*