'
Умбеталиева А.М., Досанова М.М., Ерадилова Г.А., Сагынбек С.Д.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается значение использования артерапевтических методов и приемов в формировании личностных качеств учащихся. В психологии анализируется история возникновения, цель и задачи арт-терапии. В исследовании был использован ряд тестовых методик, а также метод включенного наблюдения, тренинговый метод и метод беседы. Каждое научное исследование так или иначе предполагает выдвижение некоторой методологической базы, которая будет подтверждать его научность и направлять процесс получения данных, их сопоставления и формирования научного знания
Ключевые слова:
образование, творческая деятельность, педагогика
УДК 37
Умбеталиева А.М.
преподаватель,
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Досанова М.М.
преподаватель,
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Ерадилова Г.А.
студентка 2-курса, группа 1201-11,
ОП 6B01201 – «Дошкольное обучение и воспитание»
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
Сагынбек С.Д.
студентка 2-курса, группа 1201-11,
ОП 6B01201 – «Дошкольное обучение и воспитание»
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(Казахстан, г. Шымкент)
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
Аннотация: в данной статье рассматривается значение использования артерапевтических методов и приемов в формировании личностных качеств учащихся. В психологии анализируется история возникновения, цель и задачи арт-терапии. В исследовании был использован ряд тестовых методик, а также метод включенного наблюдения, тренинговый метод и метод беседы. Каждое научное исследование так или иначе предполагает выдвижение некоторой методологической базы, которая будет подтверждать его научность и направлять процесс получения данных, их сопоставления и формирования научного знания.
Ключевые слова: образование, творческая деятельность, педагогика.
На сегодняшний день одним из наиболее эффективных и актуальных методов повышения творческих способностей ребенка является: метод арт-терапии. Это единственный способ помочь каждому ребенку развить свои способности, развить чувства творчества, воображения, сформировать образ «Я», выявить и развить таланты, которые ребенок не знал, хранил в тайне от себя, познать, понять свое внутреннее «Я», устранить в себе неуверенность. В связи с этим в обществе арт-терапия имеет большой потенциал в коррекционной работе с детьми.
Творческая деятельность – тесно связана с жизнью ребенка, богатой символической деятельностью и воображаемой остротой. Чувства и эмоции в большинстве случаев выражаются с помощью символов, используемых детьми. Происходит взаимодействие внутреннего мира и внешней реальной жизни. Арт-терапия оказывает стимулирующее действие на детей, развивает способности к самоорганизации, а концентрация внимания сопровождается положительными эмоциями. Использование различных творческих материалов может установить связь с механизмом психологической защиты ребенка. Она позволяет ребенку справляться с тяжелыми эмоциями в трудной ситуации [1].
Арт-терапия – один из наиболее часто используемых методов в психологии. Это помогает избавиться от плохих мыслей. Арт-терапия – это передача чувств через изображение. Он позволяет выявить скрытые способности, наладить связи с общественностью, учит самооценке и регулирует эмоции.
В 1938 году художник Адриан Хилл впервые ввел термин арт-терапия. Работая с больными, он что-то заметил. Творчество забывает печаль, больной борется с болезнью. В 1950 году в США была применена первая арт-терапия.
С точки зрения Гольдштейна, творчество – единственный способ избавиться от чувства страха, которое человек испытывает в конфликтных ситуациях. Творческие люди вкладывают свои усилия в преодоление внутренних и внешних противоречий, а также конфликтов.
Источником человеческих поступков, по Маслоу, является стремление к саморефлексии, присущее только здоровым людям. У неврозоподобных людей эта потребность нарушается или полностью устраняется. И единственный способ восстановить его – это искусство. Говоря о ведущих способностях к самоактуализации, Маслоу показал, что красота и экстаз – это высший момент беспокойства.
Цель психотерапевта – помочь людям почувствовать этот момент, создать условия для их появления, а также помочь им проявить свое «Я» и родить от усталости, уныния. Сдерживание человеком собственных творческих способностей, не проявляясь, приводит к возникновению невроза. А суть психотерапии в том, чтобы освободиться от нее. С точки зрения вышесказанного, творчество рассматривается не только как процесс влияния, они подчеркивают его эстетическую сторону. Вывод интегрирующей роли искусства выражается в том, что творческий процесс снижает давление, ведущее к неврозу, и объективирует внутренние противоречия.
При занятости арт-терапией важное значение придается групповому характеру. Здесь клиенты оценивают свое место в группе, признают свою роль, осознают свои творческие способности и приверженность ясному изображению себя. Кроме того, арт-терапия – это эмоциональная и увлекательная форма пустоты, которая дает клиентам дополнительную возможность общаться друг с другом. Совместная творческая деятельность помогает клиенту понять души других людей, что облегчает трудные стороны социальной адаптации.
В прямом переводе слова арт-терапия на казахский означает «искусство исцеления». Первым, кто ввел его в науку, в общее употребление, был Адриан Хилл [2]. А Дельфина-Бейли выделяет 4 основных направления в использовании арт-терапии [3].
Арт-терапия – это новый тип психотерапевтических методов, которые развиваются. Данный вид терапии в настоящее время пользуется большим успехом. В то время как концепция первой арт-терапии применялась только к больным, больным или пациентам в домах отдыха, в настоящее время она имеет очень широкий спектр применения. То есть эта терапия не только развивает творческое состояние человека, но и способствует осознанию и раскрытию возможности качеств, которыми обладает человек. Арт-терапия неограниченна и применяется во всех направлениях психотерапии, педагогике, социальной работе и др. Каждый человек может выразить себя, свои чувства и свое состояние с помощью мелодии, звука, жестов и изображений. Для некоторых людей это единственный способ показать миру, что он творческий человек.
По Д.И. Воробьевой, представила интегрированную программу умственного, художественного и творческого развития дошкольников. Автор не использует понятия «Арт-терапия» и обосновал свою программу с точки зрения деятельностного подхода к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Д. Воробьева считает, что в ходе реализации программы тренируется ряд психических процессов и личностных качеств ребенка (ревность, внимание, сравнение, анализ, речь, эмоции, память). Автор выделяет этапы изобразительного процесса (реализация мысли, контроль результата) и на их основе составляет структуры уроков. Построение программы на высоком уровне и выполнение урока по определенному алгоритму повышает дидактическую направленность ребенка и развивающее влияние на личность дошкольника. По содержанию и задачам программы Д.И. Воробьевой и Л.А. Ахматовой сходны, а программа Д.И. Воробьевой не имеет отношения к арт-терапии [4].
Среди программ отечественных авторов программа развития творческих особенностей детей через арт-терапию в учреждениях дополнительного образования, предложенная А.В. Гришиным, по нашему мнению, имеет сходство с арт-терапией. Несмотря на ее реализацию в учреждениях дополнительного образования, автор предлагает учителям изобразительного искусства использовать арт-терапию, а также широко используются элементы, характерные для арт-терапии: рефлексивная ориентация урока, стимулирующая к анализу продуктов творческой деятельности детей с точки зрения личностных особенностей и репрезентации тревожности; свободный выбор ими творческих тем, видов деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки творческо-эстетического качества продуктов творческой деятельности детей; принятие высокого уровня взаимной толерантности участников урока, эмоциональной гибкости педагогов, творческих особенностей детей и неучастие в своих мнениях и т.д. При этом арт-терапия это единственный способ, позволяющий детям эффективно работать над проблемой психоэмоции.
При проведении арттерапии количество органов не должно превышать 15-20 человек. В случае большего, это не так просто, как для участников, так и для ведущего той же работы, то есть психотерапевта. Наличие большого количества членов группы, анализ проделанной работы по окончании работы, подведение итогов также затрудняют работу. Место проведения арт-терапии должно быть просторным, с чистым воздухом. Участники должны уметь свободно в нем передвигаться. В арт-терапии не требуется просто выбирать конкретную тему, а лучше иметь тему, которая охватывает различные аспекты жизни участников арт-терапии. Каждый человек использует эту задачу, чтобы пробудить свое воображение и увидеть свои внутренние позы в видео. Парное рисование от индивидуального рисунка имеет и свою специфику. Если серьезно. Эта задача хорошо помогает исследовать напряженность между людьми. Необходимое время. 0,5-1 час. Не требует преднамеренной организованной подготовки. Картинная терапия помогает человеку раскрыть свое «Я» в своей душе, себя, раскрыть свою очень важную, трогательную и загадочную личность. Изобразительная терапия – основной вид деятельности учащихся в детском возрасте.
В заключение, общая арт-терапия это означает лечение изобразительным искусством. Независимо от того, выбирает ли ребенок какой-либо жест, это поддержка самопознания ребенка и выживания в его собственном мире. Открывает путь к проявлению собственного внутреннего чувства и уравновешенности. Кроме того, расширение активного участия в общественных и культурных мероприятиях в микро-и макросредах. Дает возможность человеку раскрыть свой истинный облик, познать себя, наглядно увидеть свое внутреннее «Я».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Строганов А.Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое руководство. – М.: Наука и техника, 2008.
Бердибаева С.К. «Этнические проблемы в психологии художественного творчества» //Вестник НАПК, №3. 2005г. -С. 9-10.
Мадалиева З.Б. Всеобщая арт-терапия /З.Б. Мадалиева, Л.К. Комекбаева, М.М. Сулейман. – Алматы, 2016.
Арт-терапия – новые горизонты /под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2013. - 335 С.
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Умбеталиева А.М., Досанова М.М., Ерадилова Г.А., Сагынбек С.Д. ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 357 - 363. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8816 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*