'
Пономаренко В.А., Тригуб Н.И.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается системный подход в обучении биологии, основанный на комплексном изучении предмета, выявлении взаимосвязей между его разделами и развитии умения применять полученные знания на практике. Особое внимание уделяется эффективности данного подхода в подготовке к ЕГЭ по биологии. В ходе исследования была проанализирована МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска в области подготовки к ЕГЭ
Ключевые слова:
ЕГЭ, КИМ, биология, экзамен, задания, экзаменационная работа
УДК 372.857
Пономаренко В.А.
студен кафедры биологии и экологии
Курский государственный университет
(г. Курск, Россия)
Научный руководитель:
Тригуб Н.И.
канд. б. наук, доцент кафедры биологии и экологии
Курский государственный университет
(г. Курск, Россия)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Аннотация: в данной статье рассматривается системный подход в обучении биологии, основанный на комплексном изучении предмета, выявлении взаимосвязей между его разделами и развитии умения применять полученные знания на практике. Особое внимание уделяется эффективности данного подхода в подготовке к ЕГЭ по биологии. В ходе исследования была проанализирована МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска в области подготовки к ЕГЭ.
Ключевые слова: ЕГЭ, КИМ, биология, экзамен, задания, экзаменационная работа.
Системный подход - это подход к изучению предмета, основанный на понимании его компонентов и взаимодействия между ними.
Актуальность системного подхода при подготовке к Единому государственному экзамену по биологии заключается в том, что он помогает учащимся не только запомнить большой объем информации, но и понять ее связь с другими знаниями. А так же на данный момент не существует единой, отвечающей всем требованиям методики подготовки к ЕГЭ по биологии[4, с.5].
Экзаменационная работа содержит задания, полностью контролирующие знания и умения учащихся по биологии, соответствующие общеобразовательной подготовке выпускников, зафиксированной в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов[1, 1,с.368].
В ходе анализа мы проанализировали работу учителя биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска в области подготовки к ЕГЭ.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска разработана система подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии. Она начинается с 6 класса. Учебный кабинет биологии – химии оборудован АРМ учителя, основной упор делаю на выполнение лабораторного практикума, на основе теоретических знаний учащихся. Для этого дополнительно используется кодоскоп, система фолия, дидактический, раздаточный материал, который есть в учебном кабинете в полном объёме по всем темам и классам курса биологии. Основным содержанием подготовки учащихся на уроках и во внеурочное время является изучение терминов и основных биологических понятий. Это позволяет сформировать прочную теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ.
Для освоения терминов используются различные формы работы: словарная работа, терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов. Разбор на каждом уроке биологических терминов проводятся в форме загадок, проблемных ситуаций, немых схем или рисунков. Для закрепления отдельных тем используются различные варианты тестовых заданий.
В конце 7 класса учащиеся уже определяются в выборе предметов на промежуточную аттестацию. Эти же учащиеся, сдавая биологию на промежуточной аттестации, готовятся к ЕГЭ на государственной аттестации.
Одна из форм работы, используемой на уроках, является индивидуальная и дифференцированная работа. Учащимся предлагаются индивидуальные карточки—задания с разным уровнем сложности, используя аналоги материалов ЕГЭ. Эффективным средством является и тематический контроль, выполнение практикума по решению биологических задач в 8-11 классах, лабораторный практикум в 9—11 классах. Для повышения мотивации обучающихся задействуются все средства ТСО (телевизор, видеопроектор, кодоскоп с готовыми фолиями, АРМ учителя).
Подготовка учащихся к промежуточной и государственной аттестации во внеурочное время проходит по следующим направлениям:
Такая система работы, выстроенная множество лет в данном учреждение и даёт следующие результаты:
-уровень знаний учащихся на районныхи краевых олимпиадах стал намного выше:
-2020-2021 Пушкарева Алин 7 класс – 1 место, Голдырев Максим 10 класс– призовое место.
Краевая олимпиада по биологии – Голдырев Максим 10 класс- 14 место;
2021-2022 Пушкарева Алина 8 класс – призовое место
Таблица 1. Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по биологии в11 классе:
Учебный год |
Средний балл по школе, сдающих ЕГЭ |
Средний балл по краю сдававших ЕГЭ |
Средний балл по городу Перми, сдававших ЕГЭ |
% учащихся, получившие на ЕГЭ, «4-5» |
Рейтинг по предметам в районе |
2018-2019 |
46,2 |
||||
2019-2020 |
52 (+5,8) |
52,2 |
54,9 |
50 |
|
2020-2021 |
57,4(+4,6) |
53 |
54 |
60 |
В районе – 7 место по биологии |
2021 - 2022 |
59 (+ 1,6) |
54 |
55,3 |
66 |
В районе- 6 место по биологии |
Таким образом, на основание выше изложенного можно подвести итог, использование данного системного подхода при подготовке к ЕГЭ по биологии может значительно повысить эффективность обучения и помочь получить высокий балл на экзамене. Системный подход помогает структурировать материал, анализировать информацию, решать задачи и проводить эксперименты. Это позволяет объединить знания в целостную систему и рассматривать объект изучения как сложную многокомпонентную систему.
Важно отметить, что использование системного подхода требует определенных усилий со стороны учащихся: необходимы организованное мышление и умение логически анализировать данные. Тем не менее, при наличии соответствующих навыков и умений системный подход может стать очень полезным инструментом для эффективного изучения биологии и успешной подготовки к ЕГЭ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Пономаренко В.А., Тригуб Н.И. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 299 - 304. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8809 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*