'
Григорьев А.В., Кадыкова Ю.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ТЕМА УРОКА: «ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОТ. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ» *
Аннотация:
статья посвящена формированию функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно
Ключевые слова:
функциональная грамотность, индикаторы, кислоты, естественнонаучная грамотность
УДК 37
Григорьев А.В.
магистрант 2 курса, факультета естествознания,
кафедры химии и химической технологии
Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова
(г. Актобе, Казахстан)
Кадыкова Ю.А.
кандидат технических наук, профессор, кафедры технологии
и оборудования химических, нефтегазовых и пищевых производств
Оренбургский государственный университет им. Ю.А. Гагарина
(г. Оренбург, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ. ТЕМА УРОКА: «ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ
КИСЛОТ. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ»
Аннотация: статья посвящена формированию функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Ключевые слова: функциональная грамотность, индикаторы, кислоты, естественнонаучная грамотность.
В современном, стремительно меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, содействующих активному участию людей в общественной, культурной, политической и экономической деятельности, а еще обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Задача системы образования 21 столетия состоит не в передаче знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в способности учащихся использовать полученные в школе знания и умения в повседневной жизни.
Функциональная грамотность включает в себя:
Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и следственно она формируется при изучении различных школьных дисциплин и имеет многообразные формы проявления:
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих ученикам решать трудные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, командная работа в решении проблем. От того что мы живем в эру глобализации и взаимодействия, наши дети обязаны быть удачными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, дабы дети владели всеми нужными навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
Представляю разработанный краткосрочный план урока «Получение и применение кислот. Химические свойства кислот» для 8 класса, в которой представлены приемы формирования функциональной грамотности.
Класс: 8.
Предмет: химия.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок-исследование).
Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников: для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, тетрадь, химическое оборудование и реактивы, периодическая система, таблица растворимости солей, оснований и кислот.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Функциональная грамотность |
||||||||
Организационный момент |
Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, настрой на работу. |
Приветствие учителя |
|||||||||
Мотивация |
Прием «А знаете ли вы, что…» |
Слушают учителя |
Глобальные компетенции |
||||||||
- Какие вы знаете индикаторы? |
Отвечают на вопросы учителя |
||||||||||
Лабораторный опыт. |
Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают выводы. |
Креативное мышление |
|||||||||
Актуализация ранее изученного материала, целеполагание |
Прием «Знаю - хочу узнать»
Мы с вами столько уже знаем. Тогда, что мы хотим узнать в ходе урока? Это и будет целью нашего урока. |
Совместно с учителем заполняют таблицу Формулируют цель урока |
Креативное мышление |
||||||||
Открытие нового знания |
Какая тогда тема урока? Тема урока «Получение и применение кислот. Химические свойства кислот». Запишите тему урока в тетради |
Записывают тему урока |
|||||||||
В тетради составляют опорный конспект по ходу изучения материала. |
Зарисовывают ладонь, составляют опорный конспект |
Читательская грамотность Естественно-научная грамотность Креативное мышление |
|||||||||
Лабораторный опыт в группах (приложение 1). |
Читают инструктивные карты, выполняют, опыт делают выводы, записывают уравнения реакций у доски и в тетради |
||||||||||
Итак, с какими же классами веществ реагируют кислоты? |
Отвечают на вопрос учителя |
||||||||||
Динамическая пауза |
Наклоните головой вперед - назад столько раз, сколько атомов в фосфорной кислоте (восемь). Хлопните в ладоши столько раз, каков заряд у сульфат - иона (два хлопка) |
Выполняют упражнения |
|||||||||
Первичное закрепление новых знаний |
Выполнение задания При повышенной кислотности желудка по рекомендации врача принимают сироп «Альмагель», содержащий гидроксиды алюминия и магния. На чем основано действие этого препарата, понижающего содержание кислоты в желудке? Напишите уравнения соответствующих реакций, зная, что желудочный сок содержит соляную кислоту. |
Выполняют задание у доски, составляя уравнения реакций. Отвечают на вопросы |
Креативное мышление |
||||||||
Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание |
Какой итог нашему уроку мы можем подвести? Итак, сегодня в рамках уроке мы изучили химические свойства кислот и экспериментально доказали эти свойства. |
Отвечают на вопрос учителя |
|||||||||
Прием «Проложи фразу» Я хочу сказать спасибо вам за урок, мне понравилось, как вы работали. Выставление оценок за урок. |
Высказывают свое мнение |
||||||||||
Домашнее задание (приложение 2) |
п. 39, выучить свойства кислот Мне бы хотелось завершить урок мудрым высказываем М.В.Ломоносова: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением". Поэтому пробуйте, делайте, а не просто говорите. |
Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Инструкция по проведению эксперимента
Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с кислотами!
Опыт №1. В три пробирки, в которых находится магний, цинк и медь добавьте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? В какой пробирке реакция началась быстрее? Почему?
Опыт №2. В пробирку добавьте раствора щёлочи NaOH. В эту же пробирку добавьте раствор индикатора фенолфталеина, а затем раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Опыт №3. Получите нерастворимое основание: для этого к СuSO4 прилейте раствор щёлочи NaOH. Что наблюдали? В эту же пробирку добавьте раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Опыт №4. К карбонату натрия прилейте серную кислоту? Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Приложение 2
Домашнее задание по теме:
«Получение и применение кислот. Химические свойства кислот»
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидатом наук
Профессором
1) 3Ba2+ + 2PO43- ® Ba3(PO4)2 2) Zn2+ + S2- ®ZnS
составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций
Академиком
1) С + кислота ®соль + кислота;
2) Д + кислота ®соль + вода;
3) А + кислота ®соль + вода + газ;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Григорьев А.В., Кадыкова Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ТЕМА УРОКА: «ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОТ. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ» // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 216 - 226. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8795 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*