'
Ведерникова Д.Н., Клименко О.Е.
ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!» *
Аннотация:
в статье рассмотрены сложные нарушения в развитии, а также представлен проект, помогающий научить детей с бисенсорными нарушениями передвижению на лыжах
Ключевые слова:
сложные нарушения развития, бисенсорные нарушения, лыжная подготовка
УДК 376.34
Ведерникова Д.Н.
студентка
Забайкальский государственный университет
(г. Чита, Россия)
Научный руководитель:
Клименко О.Е.
к.пед.н., доцент кафедры педагогики
Забайкальский государственный университет
(г. Чита, Россия)
ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!»
Аннотация: в статье рассмотрены сложные нарушения в развитии, а также представлен проект, помогающий научить детей с бисенсорными нарушениями передвижению на лыжах.
Ключевые слова: сложные нарушения развития, бисенсорные нарушения, лыжная подготовка.
Сложными нарушениями нужно называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Нарушения развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.
Для учащихся с бисенсорными нарушениями занятия лыжной подготовкой имеют особое место в их развитии. Лыжная подготовка влияет на развитие координационных способностей, ориентацию в пространстве, улучшение эмоциональной сферы, повышение систем организма.
Педагогический эксперимент проводился с целью разработки проекта физкультурно-образовательной деятельности, основой которого является технология обучения способам передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями, позволяющая корректировать дефекты развития двигательной сферы, способствующая расширению арсенала двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей организма, тем самым, социализации и интеграции занимающихся в общество нормально слышащих и видящих сверстников.
В ходе педагогического эксперимента осуществлялось изучение выписок из медицинских карт учащихся с бисенсорными расстройствами; исследовались показатели и оценивался уровень развития двигательной сферы у детей исследуемой категории, изучались их функциональные возможности.
Результаты педагогического эксперимента позволили разработать проект физкультурно-образовательной деятельности, основой которого стала экспериментальная технология обучения способам передвижения на лыжах детей с бисенсорными нарушениями, рассматриваемая в качестве одного из оптимальных средств развития двигательной сферы и повышения функциональных возможностей особых детей.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа, на каждом из которых решались определенные задачи.
Разработанная нами технология состоит из трех этапов: диагностический, основной и контрольный.
Мы считаем, что в связи с тем, что группа разновозрастная, занятия по лыжной подготовке будут проводиться после основных уроков, в определенное время. При этом дополнительные занятия будут иметь благоприятный эффект на здоровье учащихся с двойными нарушениями. В разработанной технологии нами представлено тематическое планирование на третью четверть. Мы планируем проведение двух занятий на одной недели. Тематическое планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1. Примерный план занятий по лыжной подготовке для учащихся с бисенсорными нарушениями
№ п/п |
Количество часов |
Содержание |
Методы |
1 |
1 |
Вводное занятие. Рассказ о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. |
Групповые |
2 |
4 |
Обучение стойкам лыжника, Обучения разноименной работе рук и ног. Обучение поворотам на месте. Игровые упражнения |
Групповой, индивидуальный, поточный
|
3 |
4 |
Обучение ступающему и скользящему шагу. Игровые элементы: «У кого лучше веер?»; «Чья «снежинка» красивее?»; «У кого лучше «гармошка»»; «Покажи аиста». |
Групповой, индивидуальный, поточный
|
4 |
2 |
Продолжить обучение ступающему и скользящему шагу, приступить к обучению поворотов в движении. Игровые упражнения |
Групповой, индивидуальный, поточный
|
5 |
4 |
Совершенствовать ступающий и скользящий шаг, приступить к обучению попеременно двухшажного хода. Упражнения без палок, с палками. Игровые элементы: «Кто дальше проскользит?»; «у кого меньше шагов?»; «эстафета» |
Групповой, индивидуальный, поточный
|
6 |
3 |
Продолжить обучение попеременно двухшажного хода. Упражнения без палок, с палками. Приступить к обучению преодоления спусков. Игровые упражнения. |
Групповой, индивидуальный, поточный
|
7 |
2 |
Совершенствовать попеременно двухшажный ход, продолжить обучение преодоления спусков. Игровые элементы. |
Групповой, индивидуальный, поточный
|
Для более легкого освоения способов передвижения на лыжах, необходимо использовать имитационные, подводящие упражнения. Все упражнения необходимо выполнять 8-10 раз, возможно увеличение повторения, в связи с особенностями детей. Если учащиеся испытывают трудности в обучении нового вида, необходимо вернуться к ранее изученному способу и повторить снова. Для поддержания эмоционального настроя в группе, необходимо использовать игровые, соревновательные элементы. Ниже мы представляем перечень упражнений для обучения способам передвижений на лыжах.
Для того чтобы приступить к обучению различным способам передвижения, сначала необходимо научиться ступающему и скользящему шагу. С помощью данных шагов можно приспособиться к удержанию равновесия на лыжне, а также появиться способность воспринимать неровности лыжни, склоны, изменения скольжения, плотность снега, извилистость лыжни и т.д. Именно данные шаги будут способствовать адаптации учащихся с двойными нарушениями к способам передвижения.
В ходе педагогического эксперимента установлено, что показатели двигательной сферы, координационных способностей, детей с бисенсорными нарушениями находятся на достаточно низком уровне. Выявлено нарушение статического и динамического равновесия, нарушение ориентировки в пространстве и согласованности движений, координации движений рук и ног.
Разработан проект физкультурно-оздоровительной деятельности «Скорей на лыжи!», в качестве замысла которого выступает технология обучения способам передвижения на лыжах учащихся с бисенсорными нарушениями, основанная на базовой методике с авторской корректировкой, включающая тематическое планирование, имитационные, подводящие и игровые упражнения, способствующие развитию двигательной сферы, координационных способностей и повышению функциональных возможностей организма детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Ведерникова Д.Н., Клименко О.Е. ПРОЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКОРЕЙ НА ЛЫЖИ!» // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 193 - 198. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8790 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*