'
Жантурина П.А.,Мухатаева К.М.
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ТЕКСТОВ *
Аннотация:
в статье анализируется роль процесса чтения художественной литературы в социализации наркозависимых и созависимых на базе реабилитационных центров и дополнительных занятий в школьных учреждениях. Акцент делается на работе с эмоциональными состояниями и наоборот на примере полемики с некоторыми тезисами по интерпретации рассказа М. А. Булгакова "Собачье сердце". В качестве основного аспекта анализа подчеркивается мотивация чтения художественной литературы. Напротив, сосредоточенность на конкретных целях чтения в этом контексте считается относительно стабильной личностной чертой
Ключевые слова:
зависимость, профессиональное выгорание, мотивация к чтению, предпочтения в чтении, склонность к чтению, библиотечная методология, диапазоны, критерий Манна-Уитни
УДК 01
Жантурина П.А.
магистрант
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
(Алматы, Казахстан)
Научный руководитель:
Мухатаева К.М.
и.о. доцент
издательско-редакторского и дизайнерского искусства
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
(Алматы, Казахстан)
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ТЕКСТОВ
Аннотация: в статье анализируется роль процесса чтения художественной литературы в социализации наркозависимых и созависимых на базе реабилитационных центров и дополнительных занятий в школьных учреждениях. Акцент делается на работе с эмоциональными состояниями и наоборот на примере полемики с некоторыми тезисами по интерпретации рассказа М. А. Булгакова "Собачье сердце". В качестве основного аспекта анализа подчеркивается мотивация чтения художественной литературы. Напротив, сосредоточенность на конкретных целях чтения в этом контексте считается относительно стабильной личностной чертой.
Ключевые слова: зависимость, профессиональное выгорание, мотивация к чтению, предпочтения в чтении, склонность к чтению, библиотечная методология, диапазоны, критерий Манна-Уитни.
Главный герой, профессор Преображенский, изначально пытается превратить собаку в человека, поэтому его эксперимент неестественен и сопряжен с зависимостью, что позволяет нам показать дисфункциональность; именно профессор несет ответственность за то, что произошло: история якобы указывает на крайнее "любопытство" по отношению к ученым и интеллектуалам в целом. Но анализ позволяет сделать вывод, что акценты в "Собачьем сердце" расставлены совершенно по-другому. Булгаков поднимает вопрос о судьбе зависимого и созависимого Преображенского, он не пытался создать "новое человеческое единство"; более того, он и не был создан. В ходе эксперимента он воскрешает совершенно "традиционного" персонажа: аморальное и антиобщественное существо, преступника Клима Чугункина, но заявляет, что наркоманы являются полноправными членами общества.
Важнейшая проблема, поставленная булгаковскими нравственно-философскими проблемами, очень тесно связана с Moderna Russian reality и интересна студентам, но сложность этих проблем требует разносторонних знаний преподавателя и досконального знания изучаемого текста.
Социальные работники, специализирующиеся на работе с зависимыми людьми, представляют отдельную группу риска. Таким образом, одной из 44 возможных психологических проблем в этой области может быть формирование дисфункциональных отношений в системе "сотрудник-клиент". Умение грамотно выстраивать профессиональные границы в процессе взаимодействия с клиентами - это проблемный момент в социальной сфере. Что касается категорий зависимых граждан, то может произойти формирование новой системы зависимости, когда социальный работник сам выступает в качестве иждивенца. Сотрудник, который неосознанно выбирает для себя роль "Спасителя", "Дипломата" или другую роль, характеризующую систему взаимоотношений зависимых и созависимых людей, поддерживает и корректирует негативный сценарий поведения клиента. В связи с тем, что формирование зависимых отношений изначально не может способствовать эффективному решению социально-психологических проблем клиента, проблема профессионального истощения становится актуальной для сотрудника. В такой ситуации важно не только умение сотрудников соблюдать профессиональные границы в общении с клиентами, но и умение находить и использовать собственные ресурсы для восстановления душевного равновесия. Таким ресурсом также может служить новая информация, новые коммуникативные связи, сопровождаемые ярким эмоциональным фоном. Между тем характер литературы о воздействии на личность деконструируется от кратковременной оптимизации эмоционального состояния к глубоким личным переживаниям, от стимулирования интеллектуальной деятельности к переосмыслению системы идеологических представлений и т.д. У него такой широкий уровень ориентации.
Отдельно следует обратить внимание на глубокий психотерапевтический потенциал художественной литературы (М. Е. Бурно, А. Е. Алексейчик, О. И. Даниленко, Е. Ю. Коржова и др.). В психологической науке область читательских предпочтений рассматривается с нескольких позиций: гендерные предпочтения (М. Вайну), предпочтения определенных типов текстов (В. П. Белянин), определенных авторов (М. Бурно) и др. В нашем исследовании особое внимание уделялось мотивационному аспекту чтения: целям, ради которых предмет трансформируется в художественные произведения. На наш взгляд, сосредоточенность на определенных целях чтения может быть обусловлена не только конкретной ситуацией, но и относительно устойчивой тенденцией испытуемого рассматривать книгу как средство удовлетворения определенных потребностей. Мотивационный аспект чтения неоднократно рассматривался в различных психологических исследованиях (Т. В. Воронова, Л. И. Беляева, В. А. Бородина, П. Отле). Существует определенная проблема в различении используемых понятий, создании их типологии и разработке психодиагностического материала для определения основных целей чтения. Принимая во внимание мотивационный аспект читательских предпочтений, Д.А. Мы опираемся на концепцию семантической тенденции, разработанную Леонтьевым в рамках концепции смысловой регуляции поведения. В принципе, мы формулируем понятие тенденции к чтению (ЧД) как устойчивое общее отношение субъекта чтения к произведениям художественной литературы с точки зрения осознания определенного смысла. Отношение, зафиксированное в семантической тенденции, может быть перенесено на другие объекты, субъективно связанные с объектом, из которого эта тенденция сформирована; существует определенная "предвзятость", связанная с этими объектами. Что касается читательских склонностей, то также возможно перенести значение отношения, сформировавшегося в процессе конкретного читательского опыта, с одного литературного произведения на другое. Это значение, закрепленное в сознании субъекта чтения, приобретет состояние расположения читателя. Склонности читателя являются связующим звеном, которое опосредует переход от потребностей субъекта к целям, позволяющим удовлетворить эти потребности. Читательская активность субъекта определяется опытом чтения (как индивидуальным, так и социальным, усвоенным индивидом в процессе общения с другими читающими субъектами) и направлена на преобразование внутреннего мира субъекта. В нашем исследовании читательские склонности рассматривались как мотивационные образования, которые являются частью общей структуры личности, подструктуры личностной ориентации. Областью ее исследований были тенденции к чтению и их взаимосвязь с личностными характеристиками субъекта чтения. Основываясь на результатах кластерного анализа, примененного к данным экспертной оценки, мы выделили 9 основных типов читательских тенденций:
Моральные проблемы, поднятые в произведениях, остро стоят, и их интерпретация Булгаковым явно противоречит господствующему сегодня представлению о морали. В этом смысле он "рискованный" писатель (но если учитель ленив и боится разговаривать с детьми не по-детски, любая тема будет "неудобной"). Большая часть из того, что обсуждалось, уже была сказана; однако положение дел на самом деле не изменилось, поэтому повторение не кажется лишним. "Налицо постоянное хождение в учебной и методической литературе (как в СМИ, так и даже в филологических трудах), плохое знание текста "Собачьего сердца" (или желание фальсифицировать факты) и неумение анализировать произведение (или желание намеренно исказить его значение):
Между тем, сам Преображенский деконструирует взаимосвязанные отношения и предлагает привести примеры взаимосвязанных отношений. Профессор подает Шарикову дурной пример своей любовью к утешению. Что именно произошло с Преображенским? Давайте начнем с эксперимента. В дневнике Борменталя говорится: "Опыт Преображенского, который является частью "первоисточников", обозначен как комбинированная трансплантация гипофиза и яичек для прояснения проблемы выживания гипофиза. а затем о влиянии на гипофиз. омоложение организма. "Как вы можете видеть, профессор стремится только выяснить роль гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции. У нее не было планов общаться и работать с наркоманом, и результат операции стал для нее полной неожиданностью, как и появление зависимости у детей и трудности родителей. Осознайте, что весь ужас больше не в собаке, а в человеческом сердце. И самое худшее из всего, что существует в природе. Синоним слова "собака" постоянен, и внимание направлено не на прямое значение (= принадлежать собаке), а на переносное (= крайне плохое; ср. "собачья погода", "собачья жизнь" и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Жантурина П.А.,Мухатаева К.М. О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ТЕКСТОВ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 1365 - 1373. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8759 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*