'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 210

Просмотры  55 просмотров

Жантурина П.А.,Мухатаева К.М.

  


О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ТЕКСТОВ *

  


Аннотация:
в статье анализируется роль процесса чтения художественной литературы в социализации наркозависимых и созависимых на базе реабилитационных центров и дополнительных занятий в школьных учреждениях. Акцент делается на работе с эмоциональными состояниями и наоборот на примере полемики с некоторыми тезисами по интерпретации рассказа М. А. Булгакова "Собачье сердце". В качестве основного аспекта анализа подчеркивается мотивация чтения художественной литературы. Напротив, сосредоточенность на конкретных целях чтения в этом контексте считается относительно стабильной личностной чертой   

Ключевые слова:
зависимость, профессиональное выгорание, мотивация к чтению, предпочтения в чтении, склонность к чтению, библиотечная методология, диапазоны, критерий Манна-Уитни   


УДК 01

Жантурина П.А.

магистрант

Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

 (Алматы, Казахстан)

 

Научный руководитель:

Мухатаева К.М.

и.о. доцент

издательско-редакторского и дизайнерского искусства

Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

 (Алматы, Казахстан)

 

О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ТЕКСТОВ

 

Аннотация: в статье анализируется роль процесса чтения художественной литературы в социализации наркозависимых и созависимых на базе реабилитационных центров и дополнительных занятий в школьных учреждениях. Акцент делается на работе с эмоциональными состояниями и наоборот на примере полемики с некоторыми тезисами по интерпретации рассказа М. А. Булгакова "Собачье сердце". В качестве основного аспекта анализа подчеркивается мотивация чтения художественной литературы. Напротив, сосредоточенность на конкретных целях чтения в этом контексте считается относительно стабильной личностной чертой.

 

Ключевые слова: зависимость, профессиональное выгорание, мотивация к чтению, предпочтения в чтении, склонность к чтению, библиотечная методология, диапазоны, критерий Манна-Уитни.

 

Главный герой, профессор Преображенский, изначально пытается превратить собаку в человека, поэтому его эксперимент неестественен и сопряжен с зависимостью, что позволяет нам показать дисфункциональность; именно профессор несет ответственность за то, что произошло: история якобы указывает на крайнее "любопытство" по отношению к ученым и интеллектуалам в целом. Но анализ позволяет сделать вывод, что акценты в "Собачьем сердце" расставлены совершенно по-другому. Булгаков поднимает вопрос о судьбе зависимого и созависимого Преображенского, он не пытался создать "новое человеческое единство"; более того, он и не был создан. В ходе эксперимента он воскрешает совершенно "традиционного" персонажа: аморальное и антиобщественное существо, преступника Клима Чугункина, но заявляет, что наркоманы являются полноправными членами общества.

Важнейшая проблема, поставленная булгаковскими нравственно-философскими проблемами, очень тесно связана с Moderna Russian reality и интересна студентам, но сложность этих проблем требует разносторонних знаний преподавателя и досконального знания изучаемого текста.

Социальные работники, специализирующиеся на работе с зависимыми людьми, представляют отдельную группу риска. Таким образом, одной из 44 возможных психологических проблем в этой области может быть формирование дисфункциональных отношений в системе "сотрудник-клиент". Умение грамотно выстраивать профессиональные границы в процессе взаимодействия с клиентами - это проблемный момент в социальной сфере. Что касается категорий зависимых граждан, то может произойти формирование новой системы зависимости, когда социальный работник сам выступает в качестве иждивенца. Сотрудник, который неосознанно выбирает для себя роль "Спасителя", "Дипломата" или другую роль, характеризующую систему взаимоотношений зависимых и созависимых людей, поддерживает и корректирует негативный сценарий поведения клиента. В связи с тем, что формирование зависимых отношений изначально не может способствовать эффективному решению социально-психологических проблем клиента, проблема профессионального истощения становится актуальной для сотрудника. В такой ситуации важно не только умение сотрудников соблюдать профессиональные границы в общении с клиентами, но и умение находить и использовать собственные ресурсы для восстановления душевного равновесия. Таким ресурсом также может служить новая информация, новые коммуникативные связи, сопровождаемые ярким эмоциональным фоном. Между тем характер литературы о воздействии на личность деконструируется от кратковременной оптимизации эмоционального состояния к глубоким личным переживаниям, от стимулирования интеллектуальной деятельности к переосмыслению системы идеологических представлений и т.д. У него такой широкий уровень ориентации.

Отдельно следует обратить внимание на глубокий психотерапевтический потенциал художественной литературы (М. Е. Бурно, А. Е. Алексейчик, О. И. Даниленко, Е. Ю. Коржова и др.). В психологической науке область читательских предпочтений рассматривается с нескольких позиций: гендерные предпочтения (М. Вайну), предпочтения определенных типов текстов (В. П. Белянин), определенных авторов (М. Бурно) и др. В нашем исследовании особое внимание уделялось мотивационному аспекту чтения: целям, ради которых предмет трансформируется в художественные произведения. На наш взгляд, сосредоточенность на определенных целях чтения может быть обусловлена не только конкретной ситуацией, но и относительно устойчивой тенденцией испытуемого рассматривать книгу как средство удовлетворения определенных потребностей. Мотивационный аспект чтения неоднократно рассматривался в различных психологических исследованиях (Т. В. Воронова, Л. И. Беляева, В. А. Бородина, П. Отле). Существует определенная проблема в различении используемых понятий, создании их типологии и разработке психодиагностического материала для определения основных целей чтения. Принимая во внимание мотивационный аспект читательских предпочтений, Д.А. Мы опираемся на концепцию семантической тенденции, разработанную Леонтьевым в рамках концепции смысловой регуляции поведения. В принципе, мы формулируем понятие тенденции к чтению (ЧД) как устойчивое общее отношение субъекта чтения к произведениям художественной литературы с точки зрения осознания определенного смысла. Отношение, зафиксированное в семантической тенденции, может быть перенесено на другие объекты, субъективно связанные с объектом, из которого эта тенденция сформирована; существует определенная "предвзятость", связанная с этими объектами. Что касается читательских склонностей, то также возможно перенести значение отношения, сформировавшегося в процессе конкретного читательского опыта, с одного литературного произведения на другое. Это значение, закрепленное в сознании субъекта чтения, приобретет состояние расположения читателя. Склонности читателя являются связующим звеном, которое опосредует переход от потребностей субъекта к целям, позволяющим удовлетворить эти потребности. Читательская активность субъекта определяется опытом чтения (как индивидуальным, так и социальным, усвоенным индивидом в процессе общения с другими читающими субъектами) и направлена на преобразование внутреннего мира субъекта. В нашем исследовании читательские склонности рассматривались как мотивационные образования, которые являются частью общей структуры личности, подструктуры личностной ориентации. Областью ее исследований были тенденции к чтению и их взаимосвязь с личностными характеристиками субъекта чтения. Основываясь на результатах кластерного анализа, примененного к данным экспертной оценки, мы выделили 9 основных типов читательских тенденций:

  1. Социализация (знакомство с социальными нормами) позволяет читателям "ознакомиться с модной современной литературой", "познакомиться с классикой", "научиться выражать мысли", "для общего развития Moderna Literatura" и т.д. Такие причины, как.
  2. Культурно-образовательный (удовлетворение интереса к определенным проблемам истории и культуры): "знакомство с различными жизненными историями", "жизнь датчанки", "понимание японской культуры", "изучение того, как живут люди в разных странах" и т.д.
  3. Эстетика (акцент на языке и стиле выражения): "насладитесь стилем выражения", "Погрузитесь в атмосферу есенинского слога", "насладитесь легким стилем автора" и т.д.
  4. Эмоционально-сопереживающий (переживание собственных эмоций и сопереживание другим): "учусь состраданию и любви", "переживаю во время чтения", "получаю эмоциональную поддержку" и т.д.
  5. Философско-идеологические (размышления о проблемах бытия): "понимание того, ради чего мы живем", "размышления о философии нигилизма", "понимание себя и своего внутреннего мира" и т.д.
  6. Экзистенциальный (укрепление жизненных идеалов): "для торжества оптимистических идей", "для получения одобрения собственных мыслей", "для запоминания того, что на самом деле "хорошо" и "плохо", "для устранения предрассудков" и т.д.
  7. Оптимизировать (улучшить внутреннюю обстановку, создать хорошее настроение, отдохнуть): "развлечь", "поднять настроение", "сбалансировать" и т.д.
  8. Развлекательный (желание взять тайм-аут, отвлечься): "для разнообразия", "ради забавы", "из интереса", "чтобы побороть скуку" и т.д.
  9. Побег (абстрагирование от внешнего мира): "погружение в мир приключений, непохожий на наш", "возможность убежать от реального мира", "возвращение в детство" и т.д.

Моральные проблемы, поднятые в произведениях, остро стоят, и их интерпретация Булгаковым явно противоречит господствующему сегодня представлению о морали. В этом смысле он "рискованный" писатель (но если учитель ленив и боится разговаривать с детьми не по-детски, любая тема будет "неудобной"). Большая часть из того, что обсуждалось, уже была сказана; однако положение дел на самом деле не изменилось, поэтому повторение не кажется лишним. "Налицо постоянное хождение в учебной и методической литературе (как в СМИ, так и даже в филологических трудах), плохое знание текста "Собачьего сердца" (или желание фальсифицировать факты) и неумение анализировать произведение (или желание намеренно исказить его значение):

  1. Профессор Преображенский, ведущий исследователь в области аэронавтики и изучения космоса, интересуется возможностью эксперимента по превращению собаки в человека; имя ученого также наводит на эту идею.
  2. Эксперимент Преображенского противоестественен, направлен против природы и поэтому достоин осуждения.
  3. Существо по имени Шариков, появившееся во время эксперимента, является недочеловеком с собачьим темпераментом - это подтверждается названием рассказа.
  4. Негативное отношение Преображенского к Шарикову является результатом неприязни профессора к пролетариату.

Между тем, сам Преображенский деконструирует взаимосвязанные отношения и предлагает привести примеры взаимосвязанных отношений. Профессор подает Шарикову дурной пример своей любовью к утешению. Что именно произошло с Преображенским? Давайте начнем с эксперимента. В дневнике Борменталя говорится: "Опыт Преображенского, который является частью "первоисточников", обозначен как комбинированная трансплантация гипофиза и яичек для прояснения проблемы выживания гипофиза. а затем о влиянии на гипофиз. омоложение организма. "Как вы можете видеть, профессор стремится только выяснить роль гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции. У нее не было планов общаться и работать с наркоманом, и результат операции стал для нее полной неожиданностью, как и появление зависимости у детей и трудности родителей. Осознайте, что весь ужас больше не в собаке, а в человеческом сердце. И самое худшее из всего, что существует в природе. Синоним слова "собака" постоянен, и внимание направлено не на прямое значение (= принадлежать собаке), а на переносное (= крайне плохое; ср. "собачья погода", "собачья жизнь" и т.д.).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексейчик А.Е. Библиотерапия / / Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. - Ташкент: Медицина, 1985.
  2. Аржаникова А., Бартенева З., Демченко Е., Хамидуллин Р. Синдром эмоционального выгорания. Что мне следует делать? - М.: "СПИД Фонд Восток-Запад", 2006.
  3. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. - М. Книга, 1975 год.
  4. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. - М.: Тривола, 2000.
  5. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. - М.: Генезис, 2006.
  6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Информ. издат. дом «Филин», 1996 год.
  7. Бородина В.А., Бородин С.М. Мотивация в структуре культуры чтения / / Образование детей и молодежи. - Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2005.
  8. Бурно М.Э. Терапия творческим самовыражением. - Медицина, 1989. 55
  9. Вайну М. Об индивидуальных особенностях восприятия романа. Таллин: Вальгус, 1976 год.
  10. Воронова Т.В. Методика выявления личностных функций чтения художественно литературы // Проблемы чтения и проблемы типологии читателей. - Л.: ЛГИК, 1984.
  11. Даниленко О. И. Душевное здоровье и поэзия. – СПб.: Стройлеспечать, 1996.
  12. Даниленко О. И. Психопрофилактический потенциал пословиц // Психологический потенциал фольклора в этнокультуре: Материалы конференции. – СПб.: СПбГУКИ, 2007.
  13. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978.
  14. Китаева А. И. Система читательских диспозиций личности: проблемы типологии и диагностики // Вестник Санкт-Петербургского университета. – СПб.: СПбГУ, 2010. – Сер. 12, июнь 2010, Вып. 2.
  15. Китаева А. И. Читательские предпочтения в структуре направленности личности. Автореферат дисс. канд. пс. н. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.
  16. Коржова Е. Ю. Поиски прекрасного в человеке: личность в творчестве А. П. Чехова. – СПб.: ИПК «Бионт», 2006.
  17. Левидов А. М. Автор – образ – читатель. – Л.: ЛГУ, 1983.
  18. Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М.: Смысл, 1999. – 486 с.
  19. Леонтьев Д. А. Чтение как труд и чтение как отдых // Литературная газета. – 2003. – № 25/3.
  20. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.
  21. Логинова Н. А. Литературное развитие и субъективная картина жизненного пути личности // Ананьевские чтения – 2004: Материалы научно-практической конференции 26 – 28 октября 2004 г. – СПб.: СПбГУ, 2004.
  22. Отле П. Труды по библиотековедению. – М.: Либерея, 2002.
  23. Пеникер О. В. Синдром профессионального выгорания и его профилактика. – Электронный ресурс: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2008/05.pdf .
  24. Психологическая и социальная работа с созависимыми членами семей наркологических больных. Сборник статей.
  25. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. – М.: Книга, 1997.
  26. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991.
  27. Хатчинсон Г. С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных истоков – к одному полю деятельности. / Гюнн Странд Хатчинсон, Сив Олтедал / Под ред. Р. И. Даниловой. – Архангельск: Изд-во Архангельской гос. мед. акад., 1999 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Жантурина П.А.,Мухатаева К.М. О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ТЕКСТОВ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 1365 - 1373. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8759 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8759



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.