'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 203

Просмотры  112 просмотров

Ковалева А.С., Дрокова В.А., Шмонина О.Н.

  


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ *

  


Аннотация:
в работе представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающего эффективность методики совершенствования техники адаптивного плавания с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовке   

Ключевые слова:
методика, детский церебральный паралич, плавание, адаптивный спорт, специальная физическая подготовка   


УДК 796/799

Ковалева А.С.

магистрант кафедры медико-биологических дисциплин

Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск, Россия)

 

Дрокова В.А.

старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин

Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск, Россия)

 

Шмонина О.Н.

к.п.н, доцент кафедры медико-биологических дисциплин

Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск, Россия)

 

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Аннотация: в работе представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающего эффективность методики совершенствования техники адаптивного плавания с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовке.

 

Ключевые слова: методика, детский церебральный паралич, плавание, адаптивный спорт, специальная физическая подготовка.

 

В настоящее время остро стоит проблема внедрения в практику адаптивной физической культуры и спорта новых оздоровительных технологий с эффективным использованием средств и методов адаптивного и оздоровительного плавания с целью полного или частичного возвращения детей с поражениями ОДА к повседневной жизни.

Актуальность проблемы определяется незначительным количеством исследований в области расширения двигательной активности детей с поражениями ОДА путем использования водной среды, а также недостаточной изученностью и эффективностью применения средств, методов, методических приемов адаптивного плавания на начальном этапе спортивной подготовки детей с поражениями ОДА, учитывающих их психофизические и психомоторные особенности.

Педагогический эксперимент проводился на базе Хабаровской краевой спортивной адаптивной школы, в бассейне Дельфин с группами этапа начальной подготовки 1 года обучения.

В исследовании принимали участие 16 занимающихся в возрасте 8-10 лет с поражениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), относящиеся, преимущественно, к классам S-6 7, 8. Данные спортсмены были переведены из спортивно - оздоровительных групп в группы начальной подготовки, так были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Следует отметить, что все участники эксперимента раннее занимались в течение одного- двух лет и имеют сформированные плавательные навыки.

 

Таблица 1. Показатели уровня физической подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента.

 

Показатели

 

КГ

М1± m

 

ЭГ

М2± m

Разница

М1 – М2

 

t

 

P

в ед.

в %

Сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи (раз)

6,34±0,62

6,81±0,54

0,47

6,9

0,57

> 0,05

Прыжок в длину с места (см)

45,32±1,38

48,67±1,54

3,35

6,9

1,6

> 0,05

Проба Ромберга (сек)

5,76±0,67

5,48±0,59

0,28

4,86

0,31

> 0,05

Тест Купера, ходьба 6 минут (м)

490,83±3,61

484,36±4,88

6,47

1,32

1,07

> 0,05

Наклон вперед (см)

–5,77±0,84

–6,24±0,72

0,47

7,53

0,42

> 0,05

 

В экспериментальную группу вошли дети в количестве 8 человек (3 девочки и 5 мальчиков). В контрольной группе занимались дети в количестве 8 человек (4 девочки и 4 мальчиков). Все занимающиеся были распределены равномерно в группах с преобладанием смешанных форм ДЦП. Гемиплегия (поражение одной половины тела - правой или левой) наблюдалась у 6 испытуемых, диплегия (паралич, поражающий обе половины тела, но в большей степени ноги) у 10 участников эксперимента.

Исходное тестирование уровня физической подготовленности пловцов (Таблица 1) показало, что ни по одному из показателей достоверных различий между группами не обнаружено (Р>0,05), что свидетельствует об их однородности.

 

Таблица 2. Показатели уровня плавательной подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента

 

Показатели

 

КГ

М1± m

 

ЭГ

М2± m

Разница

М1 – М2

 

t

 

P

в ед.

в %

Длина скольжения (м)

4,58±0,26

4,39±0,34

0,19

4,15

0,43

> 0,05

Плавание 50 метров (сек)

90,65±3,21

93,21±2,84

2,56

2,75

0,6

> 0,05

Тест Купера,6 минутное плавание (м)

180,31±4,15

184,15±3,96

3,84

2,09

0,67

> 0,05

 

В начале педагогического эксперимента так же отмечается, что во всех плавательных упражнениях в ЭГ и в КГ результаты примерно одинаковые и в среднем по группе (Таблица 2), ни по одному из показателей достоверных различий между группами не обнаружено (Р>0,05).

Перед началом констатирующего эксперимента было выявлено, что все дети как в контрольной, так и в экспериментальной группах умели держаться на воде и плавать. Учебно-тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю продолжительностью 60 мин. Каждое занятие включало в себя подготовительную, основную и заключительную части.

В контрольной группе занятия проводились по программе отделения адаптивного плавания. За основу формирования двигательных действий детей с поражениями ОДА в контрольной группе применяли средства и методы, заимствованные из методик обучения плаванию здоровых детей.

Экспериментальная группа занималась по методике с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов.

Занятия проводились по расписанию: на суше с использованием упражнений Кифута с акцентом на развитие и коррекцию двигательных умений; в водной среде четыре раза в неделю и включали упражнения по совершенствованию техники спортивных способов плавания. Занятия в экспериментальной группе проводились по индивидуальному плану, в соответствии со спецификой заболевания ребенка.

Подготовительная часть состояла из блока коррекционных упражнений на суше и в бассейне. Разминка на суше состояла из блоков коррекционных упражнений продолжительностью 10–15 мин по адаптированной методике Кифута на коррекцию мышц спины, рук, ног, пресса, координацию движений.

В основной части учебно-тренировочного занятия решались важные педагогические задачи, направленные на дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование техники всех способов плавания, воспитание специальных психических качеств и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов. Построение основной части занятия в зависимости от воздействия имела комплексную и избирательную направленность. В содержание занятий входило: плавание всеми способами, разнообразные упражнения, с различным положением рук, с помощью одних ног или рук, плавание «на сцепление», «с обгоном», с дыханием на 3, 5, 7 гребков и т.п. Изучались повороты «кувырок» и «маятник», отрытый и закрытый на спине. Использовались дистанции до 200 м одним способом или комплексным плаванием, в полной координации и на ногах; дельфином - не более 50 м. Продолжительность основной части тренировочного занятия составляла 40 мин. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, их текущего физического состояния и самочувствия нагрузка варьировалась, несколько увеличивалась или уменьшалась.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия была направлена на восстановление и расслабление организма занимающихся, восстановление эмоционального фона: дети выполняли ныряния, выдохи, игровые упражнения, различные скольжения, а также на подведение итогов занятия. В заключительную часть практически всегда входили развлекательные упражнения, дыхательные упражнения, различные прыжки в воду, что способствовало положительному настрою и повышению самооценки. В конце заключительной части занятия детям давали домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей, результатов занятия, эффекта коррекционных упражнений. Продолжительность заключительной части составляла 3–8 мин (задания чередовались каждое занятие).

 

Таблица 3. Показатели уровня физической подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

 

Показатели

 

КГ

М1± m

 

ЭГ

М2± m

Разница

М1 – М2

 

t

 

P

в ед.

в %

Сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи (раз)

8,11±0,32

10,13±0,38

2,02

19,9

4,12

<0,05

Прыжок в длину с места (см)

51,28±1,59

59,34±1,62

8,06

13,6

3,66

<0,05

Проба Ромберга (сек)

7,23±0,44

9,34±0,37

2,11

22,6

3,7

<0,05

Тест Купера, ходьба 6 минут (м)

546,69±7,82

602,31±8,49

55,62

9,2

4,8

<0,05

Наклон вперед (см)

–3,31±0,21

–1,28±0,37

2,03

61,3

4,8

<0,05

 

В результате применения экспериментальной методики произошли изменения в результатах уровня физической подготовленности экспериментальной группы. При обработке результатов модифицированного теста Купера после педагогического эксперимента было обнаружено достоверное увеличение показателей длины пройденной дистанции в экспериментальной группе на 9,2%, относительно контрольной группы. В тесте сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи на 19,9%,а прыжке в длину с места на 13,6% (Таблица 3).

Так же спортсмены экспериментальной группы после эксперимента превосходили пловцов из контрольной группы по уровню развития гибкости на 61,3%. Различия между показателями в группах являются достоверными. Это показывает, что использование упражнений на растяжку способствовало повышению подвижности в суставах и гибкости.

При обработке результатов теста Ромберга отмечается, что после педагогического эксперимента было обнаружено достоверное увеличение степени устойчивости и координации движений в экспериментальной группе на 22,6% относительно спортсменов контрольной группы. Увеличение устойчивости и улучшение координационных способностей произошло за счет применения в экспериментальной группе упражнений на скольжение, выполнения упражнения на суше «Аист».

 

Таблица 4. Показатели уровня плавательной подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

 

Показатели

 

КГ

М1± m

 

ЭГ

М2± m

Разница

М1 – М2

 

t

 

P

в ед.

в %

Длина скольжения (м)

5,36±0,41

7,12±0,39

1,76

24,7

3,14

<0,05

Плавание 50 метров (сек)

83,28±1,82

76,11±1,33

7,17

8,6

3,19

<0,05

Тест Купера,6 минутное плавание (м)

202,36±5,23

263,87±9,75

61,51

23,3

5,56

<0,05

 

При оценке уровня плавательной подготовленности после эксперимента выявлены достоверные различия между спортсменами контрольной и экспериментальной групп (Таблица 4). Так в тесте для оценки уровня развития быстроты - проплывание 50 м вольным стилем прирост составил 8,6%, а 6 минутное плавание на 23,3%. Наибольший прирост (24,7%) произошел в тесте на обтекаемость - длина скольжения.

Разработанная экспериментальная методика позволила нам эффективно использовать средства адаптивного плавания, а также способствовала повышению уровня спортивной подготовки на начальном этапе у детей с поражениями ОДА.

Так спортсмены экспериментальной группы показали высокие результаты на соревнованиях в конце года. 5 человек выполнили 3 спортивный разряд, а 3 пловца 1 юношеский. В то время как в контрольной 4 – 1 юношеский, 3 – 2 юношеский и всего 1 спортсмен – 3 спортивный разряд. Достижение высокого уровня физической подготовленности, прироста спортивной результативности в условиях обычных педагогических тестов и в процессе соревновательной деятельности было основными задачами данного этапа. Эффективность методики с применения дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата подтверждена результатами эксперимента.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мельникова, Е. А. Практическое применение дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. ... канд. наук / Е. А. Мельникова. - Волгоград, 2018.
  2. Новиков, В. В. Оценка эффективности применения дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. ... канд. наук / В. В. Новиков. - Новосибирск, 2018.
  3. Овчинников, А. С. Методика использования дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. наук / А. С. Овчинников. - Саратов, 2019.
  4. Петров, Е. В. Организация тренировочного процесса пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. наук / Е. В. Петров. - Воронеж, 2019. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ковалева А.С., Дрокова В.А., Шмонина О.Н. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 1328 - 1336. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8752 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8752



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.