'
Ковалева А.С., Дрокова В.А., Шмонина О.Н.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ *
Аннотация:
в работе представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающего эффективность методики совершенствования техники адаптивного плавания с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовке
Ключевые слова:
методика, детский церебральный паралич, плавание, адаптивный спорт, специальная физическая подготовка
УДК 796/799
Ковалева А.С.
магистрант кафедры медико-биологических дисциплин
Дальневосточная государственная академия физической культуры
(г. Хабаровск, Россия)
Дрокова В.А.
старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин
Дальневосточная государственная академия физической культуры
(г. Хабаровск, Россия)
Шмонина О.Н.
к.п.н, доцент кафедры медико-биологических дисциплин
Дальневосточная государственная академия физической культуры
(г. Хабаровск, Россия)
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация: в работе представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающего эффективность методики совершенствования техники адаптивного плавания с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовке.
Ключевые слова: методика, детский церебральный паралич, плавание, адаптивный спорт, специальная физическая подготовка.
В настоящее время остро стоит проблема внедрения в практику адаптивной физической культуры и спорта новых оздоровительных технологий с эффективным использованием средств и методов адаптивного и оздоровительного плавания с целью полного или частичного возвращения детей с поражениями ОДА к повседневной жизни.
Актуальность проблемы определяется незначительным количеством исследований в области расширения двигательной активности детей с поражениями ОДА путем использования водной среды, а также недостаточной изученностью и эффективностью применения средств, методов, методических приемов адаптивного плавания на начальном этапе спортивной подготовки детей с поражениями ОДА, учитывающих их психофизические и психомоторные особенности.
Педагогический эксперимент проводился на базе Хабаровской краевой спортивной адаптивной школы, в бассейне Дельфин с группами этапа начальной подготовки 1 года обучения.
В исследовании принимали участие 16 занимающихся в возрасте 8-10 лет с поражениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), относящиеся, преимущественно, к классам S-6 7, 8. Данные спортсмены были переведены из спортивно - оздоровительных групп в группы начальной подготовки, так были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Следует отметить, что все участники эксперимента раннее занимались в течение одного- двух лет и имеют сформированные плавательные навыки.
Таблица 1. Показатели уровня физической подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента.
Показатели |
КГ М1± m |
ЭГ М2± m |
Разница М1 – М2 |
t |
P |
|
в ед. |
в % |
|||||
Сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи (раз) |
6,34±0,62 |
6,81±0,54 |
0,47 |
6,9 |
0,57 |
> 0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
45,32±1,38 |
48,67±1,54 |
3,35 |
6,9 |
1,6 |
> 0,05 |
Проба Ромберга (сек) |
5,76±0,67 |
5,48±0,59 |
0,28 |
4,86 |
0,31 |
> 0,05 |
Тест Купера, ходьба 6 минут (м) |
490,83±3,61 |
484,36±4,88 |
6,47 |
1,32 |
1,07 |
> 0,05 |
Наклон вперед (см) |
–5,77±0,84 |
–6,24±0,72 |
0,47 |
7,53 |
0,42 |
> 0,05 |
В экспериментальную группу вошли дети в количестве 8 человек (3 девочки и 5 мальчиков). В контрольной группе занимались дети в количестве 8 человек (4 девочки и 4 мальчиков). Все занимающиеся были распределены равномерно в группах с преобладанием смешанных форм ДЦП. Гемиплегия (поражение одной половины тела - правой или левой) наблюдалась у 6 испытуемых, диплегия (паралич, поражающий обе половины тела, но в большей степени ноги) у 10 участников эксперимента.
Исходное тестирование уровня физической подготовленности пловцов (Таблица 1) показало, что ни по одному из показателей достоверных различий между группами не обнаружено (Р>0,05), что свидетельствует об их однородности.
Таблица 2. Показатели уровня плавательной подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
Показатели |
КГ М1± m |
ЭГ М2± m |
Разница М1 – М2 |
t |
P |
|
в ед. |
в % |
|||||
Длина скольжения (м) |
4,58±0,26 |
4,39±0,34 |
0,19 |
4,15 |
0,43 |
> 0,05 |
Плавание 50 метров (сек) |
90,65±3,21 |
93,21±2,84 |
2,56 |
2,75 |
0,6 |
> 0,05 |
Тест Купера,6 минутное плавание (м) |
180,31±4,15 |
184,15±3,96 |
3,84 |
2,09 |
0,67 |
> 0,05 |
В начале педагогического эксперимента так же отмечается, что во всех плавательных упражнениях в ЭГ и в КГ результаты примерно одинаковые и в среднем по группе (Таблица 2), ни по одному из показателей достоверных различий между группами не обнаружено (Р>0,05).
Перед началом констатирующего эксперимента было выявлено, что все дети как в контрольной, так и в экспериментальной группах умели держаться на воде и плавать. Учебно-тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю продолжительностью 60 мин. Каждое занятие включало в себя подготовительную, основную и заключительную части.
В контрольной группе занятия проводились по программе отделения адаптивного плавания. За основу формирования двигательных действий детей с поражениями ОДА в контрольной группе применяли средства и методы, заимствованные из методик обучения плаванию здоровых детей.
Экспериментальная группа занималась по методике с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов.
Занятия проводились по расписанию: на суше с использованием упражнений Кифута с акцентом на развитие и коррекцию двигательных умений; в водной среде четыре раза в неделю и включали упражнения по совершенствованию техники спортивных способов плавания. Занятия в экспериментальной группе проводились по индивидуальному плану, в соответствии со спецификой заболевания ребенка.
Подготовительная часть состояла из блока коррекционных упражнений на суше и в бассейне. Разминка на суше состояла из блоков коррекционных упражнений продолжительностью 10–15 мин по адаптированной методике Кифута на коррекцию мышц спины, рук, ног, пресса, координацию движений.
В основной части учебно-тренировочного занятия решались важные педагогические задачи, направленные на дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование техники всех способов плавания, воспитание специальных психических качеств и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов. Построение основной части занятия в зависимости от воздействия имела комплексную и избирательную направленность. В содержание занятий входило: плавание всеми способами, разнообразные упражнения, с различным положением рук, с помощью одних ног или рук, плавание «на сцепление», «с обгоном», с дыханием на 3, 5, 7 гребков и т.п. Изучались повороты «кувырок» и «маятник», отрытый и закрытый на спине. Использовались дистанции до 200 м одним способом или комплексным плаванием, в полной координации и на ногах; дельфином - не более 50 м. Продолжительность основной части тренировочного занятия составляла 40 мин. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, их текущего физического состояния и самочувствия нагрузка варьировалась, несколько увеличивалась или уменьшалась.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия была направлена на восстановление и расслабление организма занимающихся, восстановление эмоционального фона: дети выполняли ныряния, выдохи, игровые упражнения, различные скольжения, а также на подведение итогов занятия. В заключительную часть практически всегда входили развлекательные упражнения, дыхательные упражнения, различные прыжки в воду, что способствовало положительному настрою и повышению самооценки. В конце заключительной части занятия детям давали домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей, результатов занятия, эффекта коррекционных упражнений. Продолжительность заключительной части составляла 3–8 мин (задания чередовались каждое занятие).
Таблица 3. Показатели уровня физической подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Показатели |
КГ М1± m |
ЭГ М2± m |
Разница М1 – М2 |
t |
P |
|
в ед. |
в % |
|||||
Сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи (раз) |
8,11±0,32 |
10,13±0,38 |
2,02 |
19,9 |
4,12 |
<0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
51,28±1,59 |
59,34±1,62 |
8,06 |
13,6 |
3,66 |
<0,05 |
Проба Ромберга (сек) |
7,23±0,44 |
9,34±0,37 |
2,11 |
22,6 |
3,7 |
<0,05 |
Тест Купера, ходьба 6 минут (м) |
546,69±7,82 |
602,31±8,49 |
55,62 |
9,2 |
4,8 |
<0,05 |
Наклон вперед (см) |
–3,31±0,21 |
–1,28±0,37 |
2,03 |
61,3 |
4,8 |
<0,05 |
В результате применения экспериментальной методики произошли изменения в результатах уровня физической подготовленности экспериментальной группы. При обработке результатов модифицированного теста Купера после педагогического эксперимента было обнаружено достоверное увеличение показателей длины пройденной дистанции в экспериментальной группе на 9,2%, относительно контрольной группы. В тесте сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи на 19,9%,а прыжке в длину с места на 13,6% (Таблица 3).
Так же спортсмены экспериментальной группы после эксперимента превосходили пловцов из контрольной группы по уровню развития гибкости на 61,3%. Различия между показателями в группах являются достоверными. Это показывает, что использование упражнений на растяжку способствовало повышению подвижности в суставах и гибкости.
При обработке результатов теста Ромберга отмечается, что после педагогического эксперимента было обнаружено достоверное увеличение степени устойчивости и координации движений в экспериментальной группе на 22,6% относительно спортсменов контрольной группы. Увеличение устойчивости и улучшение координационных способностей произошло за счет применения в экспериментальной группе упражнений на скольжение, выполнения упражнения на суше «Аист».
Таблица 4. Показатели уровня плавательной подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Показатели |
КГ М1± m |
ЭГ М2± m |
Разница М1 – М2 |
t |
P |
|
в ед. |
в % |
|||||
Длина скольжения (м) |
5,36±0,41 |
7,12±0,39 |
1,76 |
24,7 |
3,14 |
<0,05 |
Плавание 50 метров (сек) |
83,28±1,82 |
76,11±1,33 |
7,17 |
8,6 |
3,19 |
<0,05 |
Тест Купера,6 минутное плавание (м) |
202,36±5,23 |
263,87±9,75 |
61,51 |
23,3 |
5,56 |
<0,05 |
При оценке уровня плавательной подготовленности после эксперимента выявлены достоверные различия между спортсменами контрольной и экспериментальной групп (Таблица 4). Так в тесте для оценки уровня развития быстроты - проплывание 50 м вольным стилем прирост составил 8,6%, а 6 минутное плавание на 23,3%. Наибольший прирост (24,7%) произошел в тесте на обтекаемость - длина скольжения.
Разработанная экспериментальная методика позволила нам эффективно использовать средства адаптивного плавания, а также способствовала повышению уровня спортивной подготовки на начальном этапе у детей с поражениями ОДА.
Так спортсмены экспериментальной группы показали высокие результаты на соревнованиях в конце года. 5 человек выполнили 3 спортивный разряд, а 3 пловца 1 юношеский. В то время как в контрольной 4 – 1 юношеский, 3 – 2 юношеский и всего 1 спортсмен – 3 спортивный разряд. Достижение высокого уровня физической подготовленности, прироста спортивной результативности в условиях обычных педагогических тестов и в процессе соревновательной деятельности было основными задачами данного этапа. Эффективность методики с применения дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата подтверждена результатами эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Ковалева А.С., Дрокова В.А., Шмонина О.Н. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 1328 - 1336. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8752 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*