'
Хартманн В.Д.
РАЗРАБОТКА НОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСР ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДТП *
Аннотация:
цель работы – рассмотреть новый способ обучения сотрудников для проведения АСР при совершении ДТП. Аварийно-спасательные работы (АСР) для Дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровья. Объектом исследования данной статьи является предложение (внедрение) современной методики обучения для проведения АСР на ДТП, обучение сотрудников (пожарных и спасателей) с помощью виртуальной реальности. Обучение при помощи современных технологий даст возможность совершенствоваться, получать нужный и важный опыт в этом очень нелегком деле
Ключевые слова:
обучение, искусственный интеллект, спасатели, МЧС, АСР, безопасность
УДК 6
Хартманн В.Д.
студент кафедры Строительства и архитектуры
Вятский технический государственный университет
(г. Киров, Россия)
РАЗРАБОТКА НОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
СОТРУДНИКОВ МЧС ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
АСР ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДТП
Аннотация: цель работы – рассмотреть новый способ обучения сотрудников для проведения АСР при совершении ДТП.
Аварийно-спасательные работы (АСР) для Дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровья.
Объектом исследования данной статьи является предложение (внедрение) современной методики обучения для проведения АСР на ДТП, обучение сотрудников (пожарных и спасателей) с помощью виртуальной реальности. Обучение при помощи современных технологий даст возможность совершенствоваться, получать нужный и важный опыт в этом очень нелегком деле. Очень важно уметь быстро и правильно реагировать на ту или иную ситуацию и при этом нужно уметь правильно распоряжаться временем и сохранять хладнокровие на месте ЧС, так как паника это – основная и главная причина, по которым невозможно оказать помощь пострадавшим. Обучение связано с повышением квалификации действующих сотрудников, а также эта возможность обучать вновь прибывших на службу сотрудников ГПС (государственная противопожарная служба) МЧС и других структур, аккредитованных для проведения АСР на ДТП.
Рассматривая новый вид тренировок при помощи современных технологий, так называемой виртуальной реальности (VR) технология, позволяющая создавать окружающую среду с присутствием пользователей в ней и взаимодействием с этой средой в масштабе реального времени. С такими тренировками сотрудники смогут учиться, совершенствовать свои навыки или даже придумывать новые способы и методы ликвидации ДТП. так как такой вид тренировок не будет затрагивать безопасность как самих сотрудников так и пострадавших.
Рассмотрим несколько видов тренировок, такие как управление временем, работа в команде, так же развитие лидерских качеств и собственное развитие, которые могут помочь сотрудникам стать более эффективными в выполнении АСР.
Ключевые слова: обучение, искусственный интеллект, спасатели, МЧС, АСР, безопасность.
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Первая помощь(ПП) — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.
Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.
Типы гидравлических аварийно-спасательных (ГАСИ) инструментов это - домкраты, силовые цилиндры, ножницы-разжимы, комбинированные ножницы, резаки, насосы и многое другое.
Хочу обратить ваше внимание на оборудование, которое используют сотрудники. Выше представленные гидравлические инструменты работают под высоким давлением, которое находится в магистральной линии. Через эту магистральную линию соединяется ГАСИ и станция, от которой запитаны и работает оборудование, в этой магистральной линии подается давление в 720 атмосфер.
Технология АСР, при ликвидации последствий ДТП, зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать важное: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП транспортных средств, их типы конструкций и степень повреждений. Возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных травм, а также возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР.
По данным ГИБДД, за 10 месяцев 2022 года на дорогах РФ произошло 103,9 тыс. аварий, и погибли 14 тысяч человек.
В ФЗ есть методический рекомендации, руководство по ведению АСР при ДТП и типовые технологические карты разборки ТС. Но ДТП рассматриваются как чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера, если по величине зоны ЧС, количеству пострадавших или величине материального ущерба ДТП могут быть отнесены к ЧС в соответствии с "Классификацией ЧС природного и техногенного характера", утвержденной постановлением Правительства РФ. от 21 мая 2007 г. N 304 и приказом МЧС России от 08.04.2004 г. N 329 "Критерии информации о ЧС.
1. Дорожно-транспортное происшествие с участием автотранспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки и имеющего более восьми сидячих мест, помимо сидения водителя, в результате которого: погибли 5 человек и более; или получили вред здоровью 10 человек и более.
Основная проблема при проведении АСР это- отсутствие соответствующей подготовки и оборудования для АСР сотрудников, что влечет к серьезным последствиям. В связи с этим необходимо грамотно подойти к вопросу организации трудового процесса при проведении АСР, включающие в себя как организационные, так и технические меры.
В связи с этим предлагаю внедрить мероприятия по повышению квалификации сотрудников, а также их обучению с помощью технологий виртуальной реальности, как уже работающих сотрудников, так и в новь прибывающих. Считаю, что такие тренировки помогут сотрудникам подходить к проведению АСР намного подготовление, так как работа с гидравлическим инструментом очень опасна и серьезна. При работе с ГАСИ нужно точно знать как с ним обращаться, так как отсутствие знаний и практики может повлечь за собой плачевные последствия.
Использование виртуальной реальности для тренировок сотрудников МЧС может значительно улучшить качество обучения и подготовки критических навыков. Благодаря виртуальной реальности сотрудники могут практиковать различные сценарии и ситуации без реального риска для жизни и здоровья людей. Можно смоделировать различные аварийные ситуации, пожары, землетрясения и другие неожиданные ситуации, чтобы сотрудники могли лучше и быстрее реагировать на них.
Помимо этого, виртуальная реальность позволяет создавать более реалистичные и интерактивные тренировочные сценарии, что способствует более глубокому погружению и вовлечению сотрудников в процесс обучения. Они могут получить более детальные инструкции и рекомендации от наставников и опытных специалистов, что помогает им лучше понимать процессы и стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации.
Кроме того, использование виртуальной реальности может существенно сократить затраты на тренировки, так как не будет необходимости строить крупномасштабные сооружения и создавать сложные макеты. Таким образом, интеграция виртуальной реальности в тренировочные программы в МЧС могла бы улучшить качество обучения, увеличить уровень готовности сотрудников к аварийным ситуациям и снизить затраты на проведения тренировок.
Виртуальная реальность (VR) – это технология, позволяющая создавать окружающую среду с присутствием пользователей в ней и взаимодействием с этой средой в реальном масштабе времени. Использование технологии VR для обучения сотрудников МЧС при проведении аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП, позволит существенно улучшить условия труда и повысить эффективность работ.
Основным преимуществом обучения на VR является возможность симуляции любых аварийных ситуаций на дорогах, которые могут иметь место при ДТП. Сотрудники МЧС могут и должны участвовать в VR -тренировках, где они будут обучаться работе на месте аварии, при этом в безопасном для них режиме, используя оборудование VR.
С помощью VR обучения можно создавать ситуации, которые будут полностью копировать реальную ситуацию на месте ДТП, и сотрудникам МЧС будет даваться возможность тренироваться без использования реальных транспортных средств и оборудования, что снизит риск получения травм и повысит уровень профессиональной подготовки.
Кроме того, интерактивный процесс обучения на VR платформе позволяет повысить эффективность обучения, так как сотрудники смогут непосредственно воздействовать на ситуацию на месте ДТП, взаимодействовать с другими участниками и демонстрировать свои навыки. В процессе обучения сотрудники могут получать обратную связь по своим действиям с компьютером который будет помогать в выполнении поставленных задач, что позволит им выявить ошибки а затем проанализировать их и улучшить новые навыки.
Таким образом, применение VR технологий для обучения сотрудников МЧС, при проведении АСР при ДТП, позволит создать безопасную и эффективную среду для обучения, повысить уровень подготовки сотрудников, минимизировать риски травм и других побочных эффектов при проведении учений и тренировок.
Хочу подчеркнуть тот факт, что таким образом можно подготовить и сотрудников, которые выполняют обязанности фельдшера на месте ДТП, т.к первая помощь (ПП) в первые минуты после прибытия подразделений очень важны, и в первую очередь для пострадавших. Крайне важно для прибывших к месту ДТП сотрудников МЧС быстро, правильно и грамотно оценить обстановку, затрачивая минимум драгоценного времени на оценку ситуации, и сразу приступить к действиям по ликвидации ДТП.
Вот несколько тренировок, которые могут помочь сотрудникам стать более эффективными в выполнении АСР:
Вывод: Важный аспект использования виртуальной реальности для тренировок сотрудников МЧС - это возможность проводить обучение в любое время и в любом месте. Сотрудники могут проводить тренировки на компьютере или ноутбуке, используя специальные программы и симуляторы, не выходя из офиса или дома.
Кроме того, виртуальная реальность помогает сотрудникам МЧС научиться работать в команде в условиях напряженной ситуации, что очень важно при выполнении АСР. Сотрудники могут практиковать действия в команде, обмениваться опытом и оценивать свои достижения, что позволяет им лучше понимать взаимодействие и координацию действий в команде.
Однако следует отметить, что использование виртуальной реальности не является панацеей и не может полностью заменить реальные тренировки. Она может быть использована как дополнительный инструмент для обучения и тренировки сотрудников МЧС. Кроме того, разработка и внедрение технологий виртуальной реальности требует значительных затрат на разработку программного обеспечения, создание симуляторов и покупку специального оборудования. Однако, в перспективе это может существенно повысить эффективность обучения и улучшить готовность сотрудников к выполнению задач в экстремальных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Хартманн В.Д. РАЗРАБОТКА НОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСР ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДТП // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 1054 - 1062. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8715 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*