'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 166

Просмотры  159 просмотров

Хартманн В.Д.

  


РАЗРАБОТКА НОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСР ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДТП *

  


Аннотация:
цель работы – рассмотреть новый способ обучения сотрудников для проведения АСР при совершении ДТП. Аварийно-спасательные работы (АСР) для Дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровья. Объектом исследования данной статьи является предложение (внедрение) современной методики обучения для проведения АСР на ДТП, обучение сотрудников (пожарных и спасателей) с помощью виртуальной реальности. Обучение при помощи современных технологий даст возможность совершенствоваться, получать нужный и важный опыт в этом очень нелегком деле   

Ключевые слова:
обучение, искусственный интеллект, спасатели, МЧС, АСР, безопасность   


УДК 6

Хартманн В.Д.

студент кафедры Строительства и архитектуры

Вятский технический государственный университет

(г. Киров, Россия)

 

РАЗРАБОТКА НОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

СОТРУДНИКОВ МЧС ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

АСР ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДТП

 

Аннотация: цель работы – рассмотреть новый способ обучения сотрудников для проведения АСР при совершении ДТП.

Аварийно-спасательные работы (АСР) для Дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровья.

Объектом исследования данной статьи является предложение (внедрение) современной методики обучения для проведения АСР на ДТП, обучение сотрудников (пожарных и спасателей) с помощью виртуальной реальности. Обучение при помощи современных технологий даст возможность совершенствоваться, получать нужный и важный опыт в этом очень нелегком деле. Очень важно уметь быстро и правильно реагировать на ту или иную ситуацию и при этом нужно уметь правильно распоряжаться временем и сохранять хладнокровие на месте ЧС, так как паника это – основная и главная причина, по которым невозможно оказать помощь пострадавшим. Обучение связано с повышением квалификации действующих сотрудников, а также эта возможность обучать вновь прибывших на службу сотрудников ГПС (государственная противопожарная служба) МЧС и других структур, аккредитованных для проведения АСР на ДТП.

Рассматривая новый вид тренировок при помощи современных технологий, так называемой виртуальной реальности (VR) технология, позволяющая создавать окружающую среду с присутствием пользователей в ней и взаимодействием с этой средой в масштабе реального времени. С такими тренировками сотрудники смогут учиться, совершенствовать свои навыки или даже придумывать новые способы и методы ликвидации ДТП. так как такой вид тренировок не будет затрагивать безопасность как самих сотрудников так и пострадавших.

 Рассмотрим несколько видов тренировок, такие как управление временем, работа в команде, так же развитие лидерских качеств и собственное развитие, которые могут помочь сотрудникам стать более эффективными в выполнении АСР.

 

Ключевые слова: обучение, искусственный интеллект, спасатели, МЧС, АСР, безопасность.

 

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Первая помощь(ПП) — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спаса­те­льных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.

Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.

Типы гидравлических аварийно-спасательных (ГАСИ) инструментов это - домкраты, силовые цилиндры, ножницы-разжимы, комбинированные ножницы, резаки, насосы и многое другое.

 Хочу обратить ваше внимание на оборудование, которое используют сотрудники. Выше представленные гидравлические инструменты работают под высоким давлением, которое находится в магистральной линии. Через эту магистральную линию соединяется ГАСИ и станция, от которой запитаны и работает оборудование, в этой магистральной линии подается давление в 720 атмосфер.

Технология АСР, при ликвидации последствий ДТП, зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать важное: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП транспортных средств, их типы конструкций и степень повреждений. Возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных травм, а также возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР.

По данным ГИБДД, за 10 месяцев 2022 года на дорогах РФ произошло 103,9 тыс. аварий, и погибли 14 тысяч человек.

 В ФЗ есть методический рекомендации, руководство по ведению АСР при ДТП и типовые технологические карты разборки ТС. Но ДТП рассматриваются как чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера, если по величине зоны ЧС, количеству пострадавших или величине материального ущерба ДТП могут быть отнесены к ЧС в соответствии с "Классификацией ЧС природного и техногенного характера", утвержденной постановлением Правительства РФ. от 21 мая 2007 г. N 304 и приказом МЧС России от 08.04.2004 г. N 329 "Критерии информации о ЧС.
1. Дорожно-транспортное происшествие с участием автотранспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки и имеющего более восьми сидячих мест, помимо сидения водителя, в результате которого: погибли 5 человек и более; или получили вред здоровью 10 человек и более.

  1. Прекращение или ограничение движения на участке дороги (федерального и регионального значения), не имеющей объездных путей, на 6 часов и более.

Основная проблема при проведении АСР это- отсутствие соответствующей подготовки и оборудования для АСР сотрудников, что влечет к серьезным последствиям. В связи с этим необходимо грамотно подойти к вопросу организации трудового процесса при проведении АСР, включающие в себя как организационные, так и технические меры.

В связи с этим предлагаю внедрить мероприятия по повышению квалификации сотрудников, а также их обучению с помощью технологий виртуальной реальности, как уже работающих сотрудников, так и в новь прибывающих. Считаю, что такие тренировки помогут сотрудникам подходить к проведению АСР намного подготовление, так как работа с гидравлическим инструментом очень опасна и серьезна. При работе с ГАСИ нужно точно знать как с ним обращаться, так как отсутствие знаний и практики может повлечь за собой плачевные последствия.

Использование виртуальной реальности для тренировок сотрудников МЧС может значительно улучшить качество обучения и подготовки критических навыков. Благодаря виртуальной реальности сотрудники могут практиковать различные сценарии и ситуации без реального риска для жизни и здоровья людей. Можно смоделировать различные аварийные ситуации, пожары, землетрясения и другие неожиданные ситуации, чтобы сотрудники могли лучше и быстрее реагировать на них.

Помимо этого, виртуальная реальность позволяет создавать более реалистичные и интерактивные тренировочные сценарии, что способствует более глубокому погружению и вовлечению сотрудников в процесс обучения. Они могут получить более детальные инструкции и рекомендации от наставников и опытных специалистов, что помогает им лучше понимать процессы и стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации.

Кроме того, использование виртуальной реальности может существенно сократить затраты на тренировки, так как не будет необходимости строить крупномасштабные сооружения и создавать сложные макеты. Таким образом, интеграция виртуальной реальности в тренировочные программы в МЧС могла бы улучшить качество обучения, увеличить уровень готовности сотрудников к аварийным ситуациям и снизить затраты на проведения тренировок.

Виртуальная реальность (VR) – это технология, позволяющая создавать окружающую среду с присутствием пользователей в ней и взаимодействием с этой средой в реальном масштабе времени. Использование технологии VR для обучения сотрудников МЧС при проведении аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП, позволит существенно улучшить условия труда и повысить эффективность работ.

Основным преимуществом обучения на VR является возможность симуляции любых аварийных ситуаций на дорогах, которые могут иметь место при ДТП. Сотрудники МЧС могут и должны участвовать в VR -тренировках, где они будут обучаться работе на месте аварии, при этом в безопасном для них режиме, используя оборудование VR.

С помощью VR обучения можно создавать ситуации, которые будут полностью копировать реальную ситуацию на месте ДТП, и сотрудникам МЧС будет даваться возможность тренироваться без использования реальных транспортных средств и оборудования, что снизит риск получения травм и повысит уровень профессиональной подготовки.

Кроме того, интерактивный процесс обучения на VR платформе позволяет повысить эффективность обучения, так как сотрудники смогут непосредственно воздействовать на ситуацию на месте ДТП, взаимодействовать с другими участниками и демонстрировать свои навыки. В процессе обучения сотрудники могут получать обратную связь по своим действиям с компьютером который будет помогать в выполнении поставленных задач, что позволит им выявить ошибки а затем проанализировать их и улучшить новые навыки.

Таким образом, применение VR технологий для обучения сотрудников МЧС, при проведении АСР при ДТП, позволит создать безопасную и эффективную среду для обучения, повысить уровень подготовки сотрудников, минимизировать риски травм и других побочных эффектов при проведении учений и тренировок.

Хочу подчеркнуть тот факт, что таким образом можно подготовить и сотрудников, которые выполняют обязанности фельдшера на месте ДТП, т.к первая помощь (ПП) в первые минуты после прибытия подразделений очень важны, и в первую очередь для пострадавших. Крайне важно для прибывших к месту ДТП сотрудников МЧС быстро, правильно и грамотно оценить обстановку, затрачивая минимум драгоценного времени на оценку ситуации, и сразу приступить к действиям по ликвидации ДТП.

Вот несколько тренировок, которые могут помочь сотрудникам стать более эффективными в выполнении АСР:

  1. Тренировка на управление временем: участники тренировки могут узнать о методах управления временем, таких как "Матрица Эйзенхауэра" или "Правило 80/20". Затем они могут создать список задач и приоритезировать их с помощью этих методов.
  2. Тренировка по скорочтению и устному выступлению: участники могут узнать о техниках скорочтения и техниках устного выступления, которые могут помочь им быстрее запоминать информацию и быстрее реагировать на вопросы в процессе выполнения АСР.
  3. Тренировка обучения навыкам работы в команде: сотрудники учатся работать в команде, демонстрируя лучший подход в выполнении действий. Эта тренировка будет предпочтительной для сотрудников организации, которые обычно работают самостоятельно.
  4. Тренировка на управление стрессом, сотрудники будут учиться, как управлять своим стрессом в условиях высокой нагрузки и неопределенности. Это поможет им сохранить спокойствие и ясность мысли в критических ситуациях, что является ключевым фактором в эффективном выполнении АСР.
  5. Тренировка на анализ данных с помощью искусственного интеллекта (ИИ), сотрудники будут использовать ИИ для анализа больших объёмов данных и определения наилучшей стратегии для выполнения задачи. Тренировка поможет понимать, как использовать новые технологии в решении задач.

Вывод: Важный аспект использования виртуальной реальности для тренировок сотрудников МЧС - это возможность проводить обучение в любое время и в любом месте. Сотрудники могут проводить тренировки на компьютере или ноутбуке, используя специальные программы и симуляторы, не выходя из офиса или дома.

Кроме того, виртуальная реальность помогает сотрудникам МЧС научиться работать в команде в условиях напряженной ситуации, что очень важно при выполнении АСР. Сотрудники могут практиковать действия в команде, обмениваться опытом и оценивать свои достижения, что позволяет им лучше понимать взаимодействие и координацию действий в команде.

Однако следует отметить, что использование виртуальной реальности не является панацеей и не может полностью заменить реальные тренировки. Она может быть использована как дополнительный инструмент для обучения и тренировки сотрудников МЧС. Кроме того, разработка и внедрение технологий виртуальной реальности требует значительных затрат на разработку программного обеспечения, создание симуляторов и покупку специального оборудования. Однако, в перспективе это может существенно повысить эффективность обучения и улучшить готовность сотрудников к выполнению задач в экстремальных условиях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. № 429 “Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера”
  2. "Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом "Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации...
  3. Федеральный законот 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Хартманн В.Д. РАЗРАБОТКА НОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСР ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДТП // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 1054 - 1062. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8715 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8715



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.