'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 121

Просмотры  49 просмотров

Пипина С.С.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ *

  


Аннотация:
в последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является использование инновационных игровых средств, в первую очередь оборудования лекотеки. В статье описан многолетний опыт использования данного оборудования в реабилитации детей с особенностями в развитии и членов их семей   

Ключевые слова:
лекотека, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, интеграция   


УДК 159

Пипина С.С.

педагог-психолог краевого государственного

автономного учреждения социального обслуживания

«Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(г. Ачинск, Россия)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ

 

Аннотация: в последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является использование инновационных игровых средств, в первую очередь оборудования лекотеки. В статье описан многолетний опыт использования данного оборудования в реабилитации детей с особенностями в развитии и членов их семей.

 

Ключевые слова: лекотека, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, интеграция.

 

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Появление в семье ребёнка с особенностями в развитии меняет жизненные установки. Такие семьи нуждаются в поддержке и постоянном психолого-педагогическом сопровождении. В последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является лекотека.

 Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» – «собрание», «коллекция». На базе Ачинского реабилитационного центра для детей и подростков лекотека была создана 10 лет назад. Имеются положительные результаты применения данного оборудования, что свидетельствуют о её несомненной эффективности в процессе реабилитации. Учреждение посещают дети с разными заболеваниями: ВПР, ДЦП, синдром Дауна, ЗПР и др. У каждого из них появилась возможность оказаться в пространстве лекотеки.

 Деятельность лекотеки связана с использованием игровых средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в социальную активность. Материальная база лекотеки включает специальное оборудование для детей с нарушениями движений; оборудование для развития общей подвижности; игрушки для развития ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки; книги для детей; фонотека; видеотека; компьютерные игры; книги для родителей; средства для развития невербальной коммуникации; выставка самодельных игрушек; специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.

Работа организуется поэтапно:

  1. Диагностический: изучаются индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности; специфика проблем родителей.
  2. Коррекционно-развивающий: с учетом полученных результатов психолого-педагогического обследования разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка индивидуально и в мини-группах. Продолжительность занятий составляет в среднем 30 минут, в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей. Занятия проходят в форме игровых сеансов. Продолжительность групповой игровой деятельности детей, в том числе и совместно с родителями, составляет 40-60 минут. Групповая работа предполагает обучение родителей развивающих навыкам, что значительно повышает качество взаимодействия с детьми, обогащает опытом других участников группы и повышает собственную уверенность.
  3. Аналитический: изучаются результаты работы с семьей на основе профессионального взаимодействия специалистов на консилиумах; вносятся (при необходимости) изменения в индивидуальную программу развития ребенка.
  4. Завершающий: диагностика психофизических особенностей детей, оценивается результативность реализации программы развития ребенка, вносятся коррективы.

 Одним из важных направлений в работе лекотеки является формирование у детей - инвалидов навыков и умений, необходимых им в быту. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, выполняют действия в соответствии с их функциональным назначением, в доступной и занимательной форме усваивают нормы общепринятого поведения и учатся взаимодействовать с окружающими, а взрослые выступают в роли непосредственных участников, активизируя детей и направляя их действия в соответствии с правилами игры.

 Использование в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями оборудования лекотеки позволяет взрослым лучше понять ребёнка, а особенному ребёнку обеспечивает состояние психологического комфорта в процессе общения со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге позволит ему успешно интегрироваться в обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: Просвещение, 2003; 2005;
  2. Закрепина А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству / Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. (коррекционно-педагогическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью);
  3. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Дефектология. – 2004. - №2.
  4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие для родителей и педагогов / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – 2-е изд. – М.: 2004.
  5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие для родителей и педагогов /Под ред. Е.А.Стребелевой. – 2-е изд. – М.: 2004.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Пипина С.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 764 - 767. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8670 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8670



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.