'
Пипина С.С.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ *
Аннотация:
в последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является использование инновационных игровых средств, в первую очередь оборудования лекотеки. В статье описан многолетний опыт использования данного оборудования в реабилитации детей с особенностями в развитии и членов их семей
Ключевые слова:
лекотека, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, интеграция
УДК 159
Пипина С.С.
педагог-психолог краевого государственного
автономного учреждения социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(г. Ачинск, Россия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ
Аннотация: в последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является использование инновационных игровых средств, в первую очередь оборудования лекотеки. В статье описан многолетний опыт использования данного оборудования в реабилитации детей с особенностями в развитии и членов их семей.
Ключевые слова: лекотека, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, интеграция.
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Появление в семье ребёнка с особенностями в развитии меняет жизненные установки. Такие семьи нуждаются в поддержке и постоянном психолого-педагогическом сопровождении. В последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является лекотека.
Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» – «собрание», «коллекция». На базе Ачинского реабилитационного центра для детей и подростков лекотека была создана 10 лет назад. Имеются положительные результаты применения данного оборудования, что свидетельствуют о её несомненной эффективности в процессе реабилитации. Учреждение посещают дети с разными заболеваниями: ВПР, ДЦП, синдром Дауна, ЗПР и др. У каждого из них появилась возможность оказаться в пространстве лекотеки.
Деятельность лекотеки связана с использованием игровых средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в социальную активность. Материальная база лекотеки включает специальное оборудование для детей с нарушениями движений; оборудование для развития общей подвижности; игрушки для развития ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки; книги для детей; фонотека; видеотека; компьютерные игры; книги для родителей; средства для развития невербальной коммуникации; выставка самодельных игрушек; специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.
Работа организуется поэтапно:
Одним из важных направлений в работе лекотеки является формирование у детей - инвалидов навыков и умений, необходимых им в быту. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, выполняют действия в соответствии с их функциональным назначением, в доступной и занимательной форме усваивают нормы общепринятого поведения и учатся взаимодействовать с окружающими, а взрослые выступают в роли непосредственных участников, активизируя детей и направляя их действия в соответствии с правилами игры.
Использование в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями оборудования лекотеки позволяет взрослым лучше понять ребёнка, а особенному ребёнку обеспечивает состояние психологического комфорта в процессе общения со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге позволит ему успешно интегрироваться в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Пипина С.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 764 - 767. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8670 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*