'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 118

Просмотры  97 просмотров

Левочкина А.С.

  


ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию страхов у детей 5-7 лет с разным уровнем тревожности. Обозначены позиции ученых относительно определения, видов, причин возникновения и особенностей проявления страхов в дошкольном возрасте. Представлены данные эмпирического исследования по основным особенностям проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности   

Ключевые слова:
страхи, дети дошкольного возраста, тревога, уровень тревожности, эмоциональные переживания, эмоциональная сфера   


УДК 159

Левочкина А.С.

студент,

Институт педагогики и психологии

Оренбургский государственный педагогический университет

 (г. Оренбург, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

 

Аннотация: статья посвящена исследованию страхов у детей 5-7 лет с разным уровнем тревожности. Обозначены позиции ученых относительно определения, видов, причин возникновения и особенностей проявления страхов в дошкольном возрасте. Представлены данные эмпирического исследования по основным особенностям проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности.

 

Ключевые слова: страхи, дети дошкольного возраста, тревога, уровень тревожности, эмоциональные переживания, эмоциональная сфера.

 

В современном мире и окружающей действительности на современного ребенка обрушивается такое количество неблагоприятных факторов, которые способны не только тормозить развитие потенциальных возможностей личности ребенка, но и повернуть процесс развития детей в обратную сторону [1]. Доказано, что под воздействием страха у детей деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение [4]. В связи с этим особое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, отмечающих рост числа детей с проявлениями разнообразных страхов, повышенную возбудимость и тревожность. По данным исследований, каждый второй ребёнок в различном возрасте испытывает на себе негативное проявление страхов [5]. Возраст детей от двух до девяти лет самый уязвимый в плане подверженности страхам: в этот возрастной период ребёнок уже многое видит и знает, но ещё не всё может понять и объяснить, поэтому необузданная детская фантазия не справляется с принятием реальных представлений о мире [2].

Проблеме страха уделяется особое внимание в работах зарубежных психологов и психотерапевтов: С. Холл – биогенетический закон и онтогенез страха; К. Изард – различие терминов «страх» и «тревога»; 3. Фрейд рассматривал страх как аффект в субъективной ситуации неудовольствия; работы Г.С. Салливена – различная природа переживания страха и тревоги, страх от ощущения угрозы физико-химическим потребностям для поддержания жизни, тревога – из интерперсональных отношений. В отечественной психологии серьёзная проработка проблемы детских страхов берет начало в трудах В.И. Гарбузова, В. Дорки, Н.В. Имедадзе, Р. Кисловской, В.С. Мерлина, А.М. Прихожан, Е.А. Савиной, М.И. Чистяковой, Н.Е. Шаниной и др. Так, В.И. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей через анализ специфики детских страхов и отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. А.И. Захаров рассматривал страх в детском возрасте как основную движущую силу невротического развития личности. Дошкольному возрасту, по его мнению, соответствуют инстинктивные страхи (триада «темнота – одиночество – замкнутое пространство»), А.И. Захаров выделил и причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей [3]. В.В. Лебединский исследовал основные возрастные страхи дошкольника, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина определили причины появления детских страхов. Проблеме исследования детской тревожности посвящены работы Ю.М. Антоняна, В.М. Астапова, В.К. Вилюнаса, Н.В. Вязовца, Ж.М. Глозмана, В.Р. Кисловской, Н.Д. Левитова, Л.В. Марищук, О.Г. Мельниченко, Ч.Д. Спилбергера и др.  До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Также исследователи доказали, что детские страхи в различной степени обусловливаются особенностями возраста и носят временный характер [4]. Это утверждение дает нам уверенность в предположении того, что проявляющиеся страхи у дошкольников возможно и необходимо преодолевать, а также развивать навыки работы с ними.

Цель исследования: изучение особенностей страхов дошкольников с разным уровнем тревожности.

Объект исследования: страхи в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: особенности проявления страхов у дошкольников с разным уровнем тревожности.

В ходе предварительного исследования проблемы была сформулирована следующая гипотеза: мы предполагаем, что существует связь между разным уровнем тревожности дошкольников и особенностями проявляющихся у них страхов, а именно: высокий уровень тревожности будет коррелировать с различными группами страхов.

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 100» г.Оренбурга.

В исследовании приняли участие дошкольники 5-7 лет в количестве 60 человек, среди которых 34 мальчика и 26 девочек, которых мы равномерно распределили на 3 группы (по уровням тревожности – высокий, средний, низкий) – по 20 детей в каждой группе.

Исходя из поставленной цели, были определены задачи эмпирического исследования, последовательность решения которых определила структуру и этапы нашей работы. Исследование проходило в четыре этапа:

  1. Первый этап исследования заключался в исследовании уровня тревожности у дошкольников 5-7 лет. Решения этой задачи было выполнено с помощью методики «Тест на выявление тревожности у детей» В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки.
  2. Задача второго этапа выражалась в выявлении особенностей страхов у дошкольников с разным уровнем тревожности. Для решения этой задачи была привлечены методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой (модификация методики А.И. Захарова на выявление страхов с помощью беседы и методики «Красный дом, черный дом») и «Мои страхи» А.И. Захарова.
  3. Третий этап исследования включал в себя сравнительный анализ выявленных особенностей детских страхов в группах с разным уровнем тревожности. С целью проверки гипотезы о связи между разным уровнем тревожности дошкольников и особенностями проявляющихся у них страхов проводился анализ номинативных данных с использованием метода критерия j* - угловое преобразование Фишера.
  4. На четвёртом этапе, на основании полученных результатов исследования, разрабатывались рекомендации для психологов по организации развивающей работы, направленной на конструктивное преодоление страхов.

Рассмотрим полученные результаты в соотнесении их с уровнями тревожности.

У детей с низким уровнем тревожности выявлено преобладание следующих страхов: страх, что умрут родители (100%), страх потерять маму или папу (95%), каких-то людей (80%), того, что тебя накажут (60%), крови (60%). Итого количество страхов с повышенным процентным содержание в целом по группе детей с низким уровнем тревожности насчитывается всего 5 видов, что по возрастным нормам страхов и их распределению (по мнению авторов методики) относится к низкому уровню выраженности страха (показатели от 0 до 12). Это говорит о том, что в группе детей с низким уровнем тревожности преобладает низкий уровень выраженности страхов, всего 5 видов страха из 29 видов, выделенных авторами методики. Вероятно дети с низким уровнем тревожности достаточно эмоционально приспособлены к различным жизненным ситуациям, чувствуют себя достаточно защищенными и адекватно реагируют на изменения в их окружающей действительности.

Итак, в группе детей с низким уровнем тревожности преобладает низкий уровень выраженности страхов; выявленные страхи в данной группе связаны с родителями и полом, и соотносятся с возрастными особенностями. Исходя из изученных литературных сведений, эти виды страхов у дошкольников 5-7 лет являются нормой в развитии детей данного возраста.

В группе детей с средним уровнем тревожности преобладает чуть больше страхов, чем у детей из группы с низким уровнем тревожности, и это следующие страхи: когда остаешься один (60%), нападения бандитов (55%), страх, что умрут родители (95%), страх потерять маму или папу (95%), того, что тебя накажут (80%), темноты (85%), пожара (60%), войны (60%) и уколов (55%). Итого в группе детей с средним уровнем тревожности выявлено всего 9 видов страхов, что относится к низкому уровню выраженности страха (показатели от 0 до 12). Данный результат можно объяснить тем, что дети со средним уровнем тревожности тоже достаточно эмоционально приспособлены к различным жизненным ситуациям и во многих случаях адекватно реагируют на их изменения.

Итак, полученные результаты позволяют сделать вывод, что, как и в группе детей с низким уровнем тревожности, в группе детей с средним уровнем тревожности преобладает тоже низкий уровень выраженности страхов; выявленные страхи в данной группе относятся к группе переживания смерти или потери родителей через ощущения угрозы от них и от окружающей действительности. В соотнесении данных страхов с возрастной нормой мы видим, что эти виды страхов проявляются своевременно возрасту и являются нормативными.

В группе детей с высоким уровнем тревожности, выявлено, что дети данной группы выделяют большее количество страхов по сравнению с другими испытуемыми группами: страх одиночества (75%), страх нападения бандитов (80%), страх умереть (60%), страх того, что умрут родители (100%), страх потерять родителей (100%), страх наказания (85%), страх сказочных персонажей – Бабы Яги, Кащея и др. (80%), страх страшных снов (75%), страх темноты (80%), страх животных (60%), страх стихии (70%), страх высоты (65%), страх глубины (75%), страх замкнутого пространства (50%), страх пожара (55%), страх врачей (65%), страх уколов (80%) и страх боли (65%). Итого в группе детей с высоким уровнем тревожности выявлено 18 видов страха с наиболее высоким процентным содержанием значений, что по мнению авторов методики относится к высокому уровню выраженности страха (показатели от 16 до 29). Это можно объяснить имеющимися особенностями негативного эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые не дают выработать эмоциональную приспособленность к различным жизненным ситуациям.

Итак, в группе детей с высоким уровнем тревожности преобладает высокий уровень выраженности страхов; выявленные страхи в данной группе разнонаправлены и связаны с одиночеством, переживанием своей смерти и смерти / потери родителей через ощущения угрозы от них и окружающей действительности, с признанием сказочных персонажей в реальной жизни. В соотнесении данных страхов с возрастной нормой мы видим, что не все виды страхов соответствуют возрасту и являются нормативными. Так, страх темноты и страх сказочных персонажей – по норме проявления страхов в определенном возрасте должны быть пережиты до 5 лет, и, следовательно, они являются деструктивными.

В целом, отметим, что у детей с высоким уровнем тревожности наблюдается большее количество страхов, чем у их сверстников с средним и

низким уровнями тревожности.

Все выявленные в ходе исследования страхи у детей с разным уровнем тревожности можно разделить на несколько групп: медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни; страхи, связанные с причинением физического ущерба – транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; страх смерти (своей); боязнь животных; страхи сказочных персонажей; страх темноты и кошмарных снов; социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества; пространственные страхи – высоты, глубины, замкнутых пространств.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов по методике «Страхи в домике» М.А. Панфиловой позволяет отметить у детей из всех групп с различным уровнем тревожности преобладающие одинаковые страхи – страх смерти родителей, страх потери родителей, страх наказания от родителей. Это можно объяснить возрастной обоснованностью данных видов страхов, которые присущи всем детям старшего дошкольного возраста. Но  следует обратить внимание на деструктивные особенности страхов, их необходимо включить в развивающую работу педагога-психолога с детьми.

При изучении представлений детей о своем страхе с помощью методики А.И. Захарова «Мои страхи» выявлено следующее. У всех детей с разным уровнем тревожности преобладают мистические страхи – в группе с низким уровнем тревожности – 15% (3 ребенка), в группе детей с средним уровнем тревожности – 20% (4 ребенка), но у детей с высоким уровнем тревожности этот показатель более выражен 55% (11 детей). Дети изображали сказочных или выдуманных персонажей, способных навредить или причинить ущерб здоровью, по мнению детей. Так, у детей с высоким уровнем тревожности прослеживается тревога и страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Пугающие животные или насекомые также проявились в рисунках детей всех групп: с низким уровнем тревоги 10 % (2 ребенка), с средним уровнем – 15% (3 дошкольника), с высоким уровнем тревожности 40% (8 детей). Выявлено, что только дети с высоким уровнем тревожности боятся стихии (воды, молнии) 60% (12 детей). В параметре «Другие страхи» у группы с высоким уровнем тревоги также отмечены более высокие цифры выявленных представлений о своих страхах 40% (8 ребят), чем у их сверстников с низким 25% (5 детей) и средним уровнями тревожности 25% (5 дошкольников). Общее количество рисунков, в которых ярко прослеживается конкретный страх: у детей с низким уровнем тревожности – 6 (30%), у детей с средним уровнем тревоги – 8 (40%), у детей с высоким уровнем тревожности – 13 (65%), что значительно превышает показатель детей из первых двух групп.

Страхи детей с разным уровнем тревожности, выявленных по методике А.И. Захарова «Мои страхи», можно разделить на: мистические страхи (персонажи сказок или выдуманных историй); страхи пугающих насекомых или животных (жуки, гусеницы, волки и т.д.); страхи стихии (вода, гроза, молния и т.д.); другие страхи (родственники, уколы, война и др.).

Итак, обобщим: все дети обозначили свои страхи, «расселив» их в домики, у каждого ребенка наблюдался один или несколько видов страхов, ни один ребенок из трех групп не отрицает наличие у него какого-либо страха. Мы пришли к выводу, что в группе детей с низким уровнем тревожности выявленные страхи связаны с родителями и полом, в группе детей с средним уровнем тревожности выделенные страхи относятся к группе переживания смерти или потери родителей через ощущения угрозы от них и от окружающей действительности, а в группе детей с высоким уровнем тревожности страхи разнонаправлены и связаны с одиночеством, переживанием своей смерти и смерти / потери родителей через ощущения угрозы от них и от окружающей действительности, с признанием сказочных персонажей в реальной жизни.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов исследования позволяет сделать выводы:

1) у детей групп с низким и средним уровнем тревожности выявлен низкий уровень выраженности страхов, а в группе детей с высоким уровнем тревожности – высокий уровень выраженности страхов;

2) в группе детей с низким уровнем тревожности выявленные страхи связаны с родителями и ощущением своего Я, в группе детей с средним уровнем тревожности выделенные страхи относятся к группе переживания смерти или потери родителей через ощущения угрозы от них и от окружающей действительности, а в группе детей с высоким уровнем тревожности страхи разнонаправлены и связаны с одиночеством, переживанием своей смерти и смерти / потери родителей через ощущения угрозы от них и от окружающей действительности, с признанием сказочных персонажей в реальной жизни;

3) у детей из всех групп с разным уровнем тревожности наибольшее количество страхов выявлено в группе детей с высоким уровнем тревожности, в то же время во всех испытуемых группах наблюдаются одинаковые преобладающие страхи – страх смерти родителей, страх потери родителей, страх наказания от родителей. Это можно объяснить тем, что данные виды страхов по возрасту обоснованы и присущи всем детям 5-7 лет, но психологам следует обратить особое внимание на деструктивные особенности страхов, их необходимо включать в развивающую работу педагога-психолога с детьми;

4) симптомокомплексы признаков, по которым можно судить о наличии страхов, наиболее выражен в рисунках детей с высоким уровнем тревожности, соответственно, представления детей о своих страхах, наиболее сформированы у детей всех групп, но углубленное восприятие своих страхов, постоянное зацикливание на переживании и преувеличении последствий страхов присуще все же группе детей с высоким уровнем тревожности.

Полученные данные проведенного нами исследования были подвергнуты математико-статистической обработке с применением критерия j* - угловое преобразование Фишера. С помощью данного критерия мы сопоставили выборки по качественно определяемому признаку и рассмотрели вероятность значимых соотношений между показателями преобладающих страхов, диагностируемых с помощью методик, и показателями тревожности. Крайние значения показателя выраженности страхов (либо 0, либо 50 и более) в группе с высоким уровнем тревожности встречаются чаще, чем в группе с низким уровнем тревожности. То есть дети с высоким уровнем тревожности могут иметь как очень высокие, так и очень низкие показатели выраженности страхов. Итак, статистический анализ результатов эмпирического исследования подтвердил содержательность выдвинутой гипотезы, наша гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. В частности, существует взаимосвязь выраженности страхов и уровня тревожности ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, мы пришли к выводу, что дети группы с высоким уровнем тревожности могут попасть в группу риска, так как испытуемые имеют высокие показатели по выявленным преобладающим страхам. В связи с этим целесообразно заострить внимание на подготовке и проведении дальнейшей работы психолога с целью устранения деструктивных страхов, дабы избежать возникновения и закрепления многих невротических реакций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андерсон С.В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Андерсон. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26967/ (дата обращения: 23.11.2022).
  2. Битнер А.Д. Страхи дошкольников // Научные достижения и открытия современной молодежи: сб. статей победителей Междунар. науч.- практ. конференции: в 2 ч. — Пенза: Наука и Просвещение, 2017. — С. 1033–1037.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» - СПб: «Издательство «Союз», 2000. – 320 c.
  4. Иванова А.Н., Иванова М.К. Особенность страха у дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13904 (дата обращения: 13.10.2022).
  5. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006. – 192 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Левочкина А.С. ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 735 - 745. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8667 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8667



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.