'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 115

Просмотры  55 просмотров

Алексеева А.Ю.

  


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в представленной научной статье рассматривается понятие «коррекционно-развивающая работа», цель, задачи и объекты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, принципы. Представлен опыт работы педагога-психолога в организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста   

Ключевые слова:
коррекционно-развивающая работа, дошкольная образовательная организация, педагог-психолог, развитие детей, дошкольный возраст   


УДК 159

Алексеева А.Ю.

студент института педагогики

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

  Аннотация: в представленной научной статье рассматривается понятие «коррекционно-развивающая работа», цель, задачи и объекты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, принципы. Представлен опыт работы педагога-психолога в организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, дошкольная образовательная организация, педагог-психолог, развитие детей, дошкольный возраст.

 

В период дошкольного детства не только формируются физические и психические функции, но и формируется личность самого ребенка. Развитие детей дошкольного возраста является одной из самых важных задач общества. Однако, не все дети могут справиться со всеми задачами, поэтому нужна помощь со стороны профессиональных педагогов-психологов.

Коррекционно-развивающая работа – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей.

Цель коррекционно-развивающей работы - содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребёнка на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка и сохранения его психологического здоровья.

Объекты коррекционно-развивающей работы - дети дошкольного возраста, родители и специалисты.

Деятельность педагога-психолога по организации коррекционно-развивающей работы должна основываться на глубоком понимании предмета, на методологических основаниях. Одним из таких фундаментов выступают принципы планирования и методы реализации коррекционно-развивающей направленности:

1) Принцип мотивации. Задача занятия должна быть предъявлена детям педагогом-психологом в такой форме, чтобы у них было желание её решить.

2) Принцип развивающего характера. Коррекционно-развивающая работа должна быть ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка.

3) Принцип развития и коррекции высших психических функций Обязательным является включение в занятие специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции.

4) Принцип единства диагностики, коррекции и развития. Эффективная коррекционно-развивающая работа может быть построена лишь на основе тщательного обследования ребёнка.

5) Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Психическое и личностное развитие ребенка должно соответствовать возрастной норме, также должен признаваться тот факт, что все личности уникальны.

6)Принцип целостности. Коррекционно-развивающая работа рассматривается как психолого-педагогическое взаимодействие, которое подразумевает развитие личности в целом, нормализацию деятельности ребёнка в различных социальных сферах.

7) Деятельностный принцип. Согласно данному принципу, коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.

8) Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех коррекционно-развивающей работы обеспечивается единством требований к ребёнку со стороны как специалистов, так и родителей.

Мной был проведен анализ опыта работы педагога-психолога МДОУ Детский сад №14 городского округа город Уфа Республики Башкортостан по организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом включает в себя диагностическое обследование детей. По итогам диагностики педагог-психолог делает вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах. После этого педагогом-психологом, на основе полученных результатов и на основе глубокого изучения развития ребенка, планируется, разрабатывается и проводится коррекционно-развивающая программа.

После проведения занятий педагог-психолог контролирует изменения в поведении и психологическом состоянии ребенка, анализирует результаты работы и принимает, если это требуется, решение о внесении корректировок в программе. Педагог-психолог использует несколько инструментов для контроля ребенка. В первую очередь это наблюдение за ребенком в различных ситуациях, например, во время игровых занятий или во время общения с другими детьми, при этом ведя записи для анализа поведения ребенка в долгосрочной перспективе, а также беседы с ребенком, которые позволяют узнать о его мыслях, чувствах и переживаниях. Педагог-психолог часто пользуется психологическими шкалами, чтобы оценивать уровень тревожности, агрессивности и других характеристик ребенка.

Помимо работы с ребенком педагог-психолог посвящает свою деятельность работе с родителями детей, систематически с родителями проводятся индивидуальные консультации, собрания.

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы. Педагог-психолог активно общается с воспитателями группы и консультирует их по вопросам индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми. Составляя индивидуальные программы коррекции и развития для детей, педагог-психолог обсуждает их с учителем-логопедом, педагогом-дефектологом и другими специалистами, а также дает рекомендации. Взаимодействие с другими специалистами позволяет создавать благоприятные условия для полноценного развития и обучения.

Изучая то, какие методы использует педагог-психолог в своей работе, мы выяснили, что методами являются: сказкотерапия, изотерапия и игровая терапия. Чаще всего используются данные методы, поскольку эти методы коррекционно-развивающей работы помогают детям выражать свои эмоции и чувства, что способствует их психологическому благополучию, также данные методы помогают детям развивать социальные и когнитивные навыки. Например, сказкотерапию используют для развития воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Изотерапию педагог-психолог чаще всего использует для релаксации, повышения концентрации внимания, а также для определения того, в каких отношениях ребенок находится с окружающими. Предпочтительнее используется метод игровой терапии, так как её можно применять как в группе, так и индивидуально и при этом будет проявляться высокая эффективность метода. Игры подбираются педагогом-психологом в соответствие с возрастными особенностями детей и задачами, стоящими перед педагогом-психологом.

В начале учебного года была проведена групповая и индивидуальная диагностика детей. Для определения уровня готовности детей к обучению в школе использовалась: «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго и Павлова Н.Н., Руденко Л.Г «Экспресс -диагностика в детском саду» - определения уровня развития детей; «Шкала умственного развития детей Бине-Симона» Шарохина В.Л.

В течение года проводилась коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, целью которой была нормализация темпов познавательного развития. Было проведено 133 индивидуальных занятия и 113 групповых занятий.

По результатам диагностики подготовительных групп в начале года были выявлены дети с низким уровнем развития познавательной сферы и сформированы группы, в которых проводились групповые занятия по программе Катаевой Л. И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»; Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе». Мониторинг актуального уровня развития детей показал, что уровень развития познавательных процессов повысился.

В группах проводились коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие эмоционально - волевой и личностной сферы детей, выявленных в процессе предыдущей работы по программе Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик».

В течение года в старшей группе с детьми с низким уровнем развития познавательной сферы проводились занятия по программе Шарохиной В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе».

Также были проведены 15 коррекционно-развивающих занятий Погудкина И.С.  «Работа психолога с проблемными дошкольниками» - цикл коррекционных занятий.  

Со специалистами дошкольной организации были проведены семинары-практикумы, деловая игра, целью которых было развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями, осознание специалистами своей позиции в общении с родителями.

Таблица 10

Результаты диагностики познавательного развития детей

группа

средняя

старшая

подготовительная

подготовительная

уровни

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Высокий уровень

развития

13%

50%

34%

72%

36%

31%

-

61%

Средний уровень

развития

74%

50%

40%

28%

14%

65%

31%

32%

Ниже среднего уровня развития

13%

-

-

-

-

-

52%

7%-

 Низкий уровень развития

-

-

26%

-

50%

6%

17%

-

     

Говоря о коррекционно-развивающей работе с детьми, проведенной педагогом-психологом, мы можем сделать вывод о том, что работа оказалась довольно эффективной и успешной. Результаты диагностики познавательного развития детей в начале года и в конце отражены в Таблице №1. В целом, можно сказать, что результаты работы были положительными и способствовали позитивной динамике развития высших психических функций детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа является важным элементом формирования социальной и личностной компетентности ребенка. Её успешность зависит от сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, требует профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное повышение свой квалификации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Дубровина, И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т, В., Психокоррекционная и развивающая работа с детьми 1998г. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Алексеева А.Ю. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 707 - 713. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8664 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8664



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.