'
Лекомцева А.В., Оксузян А.В.
УРОВЕНЬ ВЛИЯНИЯ ОПЫТА РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ *
Аннотация:
в работе представлен анализ отношения студентов к семейно-брачным установкам родительской семьи. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного автором в апреле 2023, среди обучающихся Удмуртского государственного университета и Ижевской государственной медицинской академии
Ключевые слова:
семья, семейно-брачные установки, биографические метод исследования
УДК 316.648
Лекомцева А.В.
Магистрант направления «Социальная работа»
Удмуртский государственный университет
(г. Ижевск, Россия)
Оксузян А.В.
к.м.н., декан факультета дополнительного образования,
доцент кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности
Ижевская государственная медицинская академия
(г. Ижевск, Россия)
УРОВЕНЬ ВЛИЯНИЯ ОПЫТА РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация: в работе представлен анализ отношения студентов к семейно-брачным установкам родительской семьи. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного автором в апреле 2023, среди обучающихся Удмуртского государственного университета и Ижевской государственной медицинской академии.
Ключевые слова: семья, семейно-брачные установки, биографические метод исследования.
Во все времена от уровня благоприятного семейного психологического климата зависела степень усвоения ребенком общественных норм в сфере семейных отношений, а впоследствии и степень готовности к трансляции этих норм в собственную семью [3, с. 155]. Критериями и показателями психологического здоровья семьи со стороны общества выступали: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, внутрисемейная адаптивность, ориентированность на семейное долголетие (стремление членов семьи к совместным целям, к общей реализации) [2, с. 7]. В условиях современного общества произошла трансформация института семьи, вследствие чего перед молодыми людьми встал вопрос выбора между консервативными и модернизированными формами семейно-брачных отношений [1, с. 196].
Реализация такого рода выбора актуализировала формы внешней поддержки (которые особенно активизируются на стадии вторичной социализации) в принятии решения со стороны молодежи, вследствие чего стал неочевидным уровень влияния опыта родительской семьи на выбор семейно-брачных стратегий молодежи. Именно это обстоятельство актуализирует данное исследование.
Целью данного исследования является выявления уровня влияния опыта родительской семьи на семейно-брачные установки студентов.
В социологическом опросе приняли участие 16 студентов двух вузов с использованием биографического / качественного методов исследования. Десяти студентам Удмуртского государственного университета (общая характеристика объекта: из 10 студентов 7 - женского пола, 3 – мужского; в возрасте 22 лет - 2 человека, 23 лет – 4, 21 года – 2, 24 и 19 лет по 1) и шести студентам Ижевской государственной медицинской академии (общая характеристика объекта: из 6 студентов 5 - женского пола, 1 – мужского; в возрасте 22 лет - 2 человека, 23 лет – 2, 21 года и 20 лет по 1) было предложено в рамках нормативного эссе ответить на вопрос: «Что из опыта моей родительской семьи я хотел(а) / не хотел(а) бы сохранить в своей семье?».
Качество оценки эссе определялось по следующим критериям: знание и понимание значения опыта родительской семьи (определяет рассматриваемые понятия теоретического четко и полно, приводя соответствующие примеры), анализ и оценка опыта родительской семьи (понимание семейно-брачных стратегий своей семьи, анализ роли матери, отца и других членов семьи, дается собственная оценка (принятие или не принятие), построение суждений (обоснованность выдвинутых тезисов, предложения по улучшение психологического семейного климата). Каждый критерий оценивался по пяти бальной шкале.
Рис. 1. Среднее значение оценок эссе среди студентов вузов, где 1 – УдГУ (n=10), 2 – ИГМА (n=6), p<0,05
В результате получились следующие данные: среднее значение общей оценки за эссе, выше среди студентов Ижевской государственной медицинской академии. В целом, все студенты понимают и принимают опыт своей родительской семьи как важную составляющую своей личности и жизненного опыта. Однако, у каждого свой опыт, своя история и свои жизненные уроки, поэтому возникают ситуации, когда студент не согласен с опытом своих родителей или не находит в нем для себя ценности.
Рис.2. Зависимость оценки от возраста, где n=6, p<0,05
Чем старше наблюдаемый, тем выше его оценка. Можно предположить, что с возрастом люди чаще сталкиваются с различными ситуациями и проблемами, и имеют больший жизненный опыт, что может помочь им в понимании темы эссе и предоставлении более осмысленного и убедительного анализа и выводов. Кроме того, с возрастом человек может иметь более развитые навыки письменной коммуникации и более широкий словарный запас, что также может улучшить качество его эссе.
Таким образом, опыт родительской семьи важен для студентов, поскольку он имеет большое значение для формирования их мировоззрения, ценностей, а также поведенческих моделей. Анализируя опыт родительской семьи, студенты желают построить свою, основываясь на собственных представлениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Лекомцева А.В., Оксузян А.В. УРОВЕНЬ ВЛИЯНИЯ ОПЫТА РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 698 - 702. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8662 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*