'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 102

Просмотры  312 просмотров

Смолина А.А., Егоров О.Н.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА *

  


Аннотация:
данная статья содержит в себе комплексный анализ проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для решения анализируемых проблем в статье рассмотрены пути их решения. Статья состоит из теоретических и практических аспектов   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, прокурор, органы прокуратуры, права и свободы человека, проблемы прокурорского надзора, надзорная инстанция   


УДК 342.7

Смолина А.А.

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

Научный руководитель:

Егоров О.Н.

кандидат медицинских наук

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Аннотация: данная статья содержит в себе комплексный анализ проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для решения анализируемых проблем в статье рассмотрены пути их решения. Статья состоит из теоретических и практических аспектов.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, органы прокуратуры, права и свободы человека, проблемы прокурорского надзора, надзорная инстанция.

 

Введение. Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].

Для реализации этого положения в Российской Федерации создан отдельный государственный орган — прокуратура. Она осуществляет функции прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Целью прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является «достижение соблюдения прав и свобод человека и гражданина в любой сфере общества, гарантия защиты всех слоев населения от нарушения их прав и свобод»[2].

Материалы и методы исследования. Прокуратура осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где нашли закрепление основные положения и принципы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Обширность института прокурорского надзора, его уровень законодательного закрепления и охвата сфер деятельности в обществе говорит о высокой актуальности деятельности прокуратуры и ее значению со стороны государства.

В современном обществе человек сталкивается с правоотношениями на каждом шагу, а вместе с этим и с возможностью нарушения его прав и свобод.

Прокуратура является тем самым защитным элементом, который урегулирует проблемы нарушения прав, предотвращает возникновение подобных ситуаций и выступает лицом с высоким уровнем профессионализма и возможностей для осуществления своих функций.

Основным источником данных, на основании которых Прокуратура производит действия, являются обращения граждан, чьи права были нарушены.

Так согласно данным сайта Генеральной прокуратуры РФ в 2020 году в органы прокуратуры Российской Федерации было подано почти 5 млн. обращений. Из них непосредственно прокурорами разрешено 2 млн. обращений[7].

В 2019 г. в органы прокуратуры Российской Федерации поступило более 5 млн., что на 4,6 % больше по сравнению с 2018 г.

Прокурорами разрешено более 2 млн. жалоб, из которых 358 тыс. удовлетворено[3].

Из приведённой выше статистики следует, что ситуация по нарушению прав человека и гражданина и их защите органами прокуратуры является относительно стабильной. Прокуратура осуществляет свои функции, однако говорить о всеобъемлющей и всесторонней защите рано — цифры разрешенных жалоб уступают количеству обращений.

Результаты исследования и их обсуждение / Тематические рубрики. Одним из способов защиты прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена возможность прокурора предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших при разрешении обращений, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

К примеру, в сентябре 2021 года судом Нижегородской области был удовлетворен иск прокурора, который был подан в целях защиты сотрудников Почты России в отношениях с работодателем[8]. Так Почта России внесла изменения в трудовые договора работников, обязав их осуществлять торговую деятельность, а несогласных подписать новый трудовой договор — уволила.

Трактуя норму закона, необходимо выделить, что прокурор может предъявлять и поддерживать в суде иски пострадавших: по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам по которым пострадавший не может лично отстаивать в суде свои права и свободы. Также прокурор предъявляет и поддерживает в суде иски, когда были нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При этом исходя из смысла нормы закона следует, что прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется только для определенного круга лиц. Круг лиц четко обозначен в законе. При этом в рамках прокурорского надзора прокурор не имеет права осуществлять защиту иных категорий лиц вне зависимости от реальной необходимости такой защиты. Вследствие этого прокурорский надзор не достигает поставленных государством целей[6].

Как пример подобного упущения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина можно привести дело № 2-1404/20[4]. Истец обратилась в суд с иском к Ответчику об установлении факта нахождения ее в трудовых отношениях с Ответчиком, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении её на работе в должности продавца-консультанта, взыскании оплаты за дни вынужденного прогула.

Истец в период увольнения была беременна. Также она пояснила, что подписывала не заполненный трудовой договор, в котором графа «срок договора», «начало работы – окончание работы» заполнена не была. Указанный договор был подписан Истцом по просьбе Ответчика. Ответчик ссылается на то, что Истец занимал временно занимаемую должность, трудовые отношения были не оформлены должным образом.

Суд разрешил ситуацию в пользу Истца, признав увольнение незаконным.

Однако само наличие подобной ситуации и необходимость разрешать ее силами беременной женщины, которая осталась без средств к существованию в своем положении, говорит об упущении со стороны органов прокуратуры и закона.

Закон не включает в категорию особо защищаемых и попадающих под действие норм о прокурорском надзоре беременных женщин. Ввиду этого прокурор не мог выступить истцом по данному делу и не мог поддержать иск женщины.

Помимо представления интересов граждан в судебном порядке, для прокурора предусмотрена возможность выносить акты прокурорского реагирования в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. К таким актам законодательство Российской Федерации относит протест и представление.

Протест как акт прокурорского реагирования направляется для выражения несогласия прокурора с принятым правовым актом, который собой нарушает права и человека и гражданина. Он обязывает органы и должностные лица внести изменения в акт или пересмотреть его принятие в зависимости от сущности дела.

При этом Верховным судом РФ признано право прокурора выносить протест на действия суда даже в случае, если прокурор не являлся участником дела.

Так в деле № А73-5350/2018 прокурор заявил протест на привлечение арбитражного управляющего к ответственности за неправомерные действия при проведении процедуры банкротства[5].

По заявлению Хабаровского управления Росреестра арбитражному управляющему было вынесено решением суда предупреждение. Прокурор, узнав о вынесенном решении, подал одновременно жалобу в апелляционную инстанцию на решение и заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.

Суд апелляционной инстанции жалобу отклонил, а вот Верховный Суд, в который обратился прокурор для обжалования, вынес другое решение и разъяснил свою точку зрения. Ввиду принятого решения сфера возможных действий прокурора получила расширение и закрепление этой нормы в судебных актах.

Представлением прокурора является акт к должностным лицам или органам государственной власти, вынесенный для исправления выявленных нарушений закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению и разрешению, обязывает должностное лицо или государственный орган произвести фактические действия по устранению нарушения, и в дальнейшем отчитаться о проведенных действиях прокурору, вынесшему представление.

Также стоит сказать и о иных актах прокурорского реагирования, которые могут выступать в качестве действий, направленных на защиту прав и свобод человека, это постановление прокурора - при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. В соответствии с законом в компетенцию прокурора не входит вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. Наряду с этим прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое является эффективным средством устранения нарушений закона.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного проступка, и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется для исполнения органу, компетентному применять меры административной ответственности. Прокурор вправе проводить административное расследование.

КоАП РФ определяет перечень дел об административных правонарушениях, возбуждаемых исключительно прокурором, например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме, что отсылает к защите политических прав и свобод.

Также прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют.

Стоит отметить, что предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическими лицам. Предостережение объявляется должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Законодательством Российский Федерации не предусмотрено наличие унифицированных форм актов прокурорского реагирования. Ввиду данного упущения акты прокурорского реагирования в разных субъектах РФ выглядят по-разному и содержат зачастую разные данные. Это приводит к упущениям при составлении актов, не указанию необходимых сведений и оснований, что недопустимо для деятельности государственного органа.

Выводы. Таким образом, деятельность органов прокуратуры в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина имеет проблемные аспекты регулирования и осуществления практической деятельности. Несмотря на важность функции защиты прав и свобод человека и гражданина, государством не предприняты все необходимые меры для ее качественного и всеобъемлющего осуществления.

Органами прокуратуры решается большой объем вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина. На них лежит важная социальная функция, значение которой для общества и правосознания граждан нельзя приуменьшить.

Заключение. Для решения части определенных проблем сферы стоит внести изменения в Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации», целью которых будет расширение круга субъектов, в интересах которых может действовать прокурор. Такое изменение реализует в полной мере прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Помимо этого, необходимо уделить отдельное внимание результативности деятельности органов прокуратуры, форме выражения таких результатов деятельности, а также стимулировать продуктивность деятельности, которая бы выражалась в значительном увеличении разрешенных дел и обращений органами прокуратуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Новости прокуратуры Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://procrf.ru/news/1854345-generalnaya-prokuratura-rf-obobschila-itogi-rabotyi-po-rassmotreniyu-obrascheniy-i.html (дата обращения: 01.12.2021).
  4. Дело № 2-1404/20 [Электронный ресурс]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/Z3sI4RSTaWHl/ (дата обращения: 01.12.2021).
  5. Дело № А73-5350/2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Kad/Card?number=А73-5350%2F2018 (дата обращения: 01.12.2021).
  6. Мусинян, А. Н. Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / А. Н. Мусинян // Молодой ученый. — 2020. — № 45. — С. 142-146. 
  7. О состоянии работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: официальный сайт «Генеральная прокуратура Российской Федерации». — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59768912 (дата обращения: 01.12.2021).
  8. Газета РБК: официальный сайт. — Москва. — URL: https://nn.rbc.ru/nn/freenews/614057909a794723fadec732 (дата обращения: 22.11.2021)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Смолина А.А., Егоров О.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 620 - 628. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8651 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8651



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.