'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 101

Просмотры  64 просмотров

Смолина А.А., Винникова Р.В.

  


О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ РОЛИ ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается статус прокурорских работников в административном процессе, а также проводится сравнение административно-правового статуса прокурора с со статусом прокурора в гражданско-правовых отношениях и приводятся различные точки зрения исследователей по вопросу роли прокурора в административном процессе   

Ключевые слова:
Прокуратура РФ, статус прокуратуры РФ в административном процессе, административный процесс, административное судопроизводство   


УДК 342.7

Смолина А.А.

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

Научный руководитель:

Винникова Р.В.

кандидат юридических наук

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ РОЛИ

ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается статус прокурорских работников в административном процессе, а также проводится сравнение административно-правового статуса прокурора с со статусом прокурора в гражданско-правовых отношениях и приводятся различные точки зрения исследователей по вопросу роли прокурора в административном процессе.

 

Ключевые слова: Прокуратура РФ, статус прокуратуры РФ в административном процессе, административный процесс, административное судопроизводство.

 

На сегодняшний день роль и статус прокурора в административном процессе остается дискуссионным, так как законодательство, регулирующее данную сферу деятельности Прокуратуры РФ, имеет ряд недостатков, которые требуют законодательных доработок.

Таким образом можно отметить неоднозначность статуса прокурорского работника как стороны административного судопроизводства, так В.В. Ярков и К.А. Малюшин отмечают, что «как и в гражданском процессе, прокурор не является стороной по делу, возбужденному по его административному иску, что вытекает из содержания названной статьи Кодекса»[1], когда как ряд других правоведов отмечают что в данном случае прокурор имеет право выступать в роли административного истца, так как согласно части 1 статьи 38 КАС РФ, стороной в административном деле является административный истец и административный ответчик.

Стоит сказать, что под административным лицом в первую очередь принято понимать лицо, в интересах которого подано заявление, в том числе и самим прокурором. Важно отметить, что прокурор осуществляет надзорную и иные функции от имени Российской Федерации, которые рассматриваются как публичные. Однако реализуя функцию участия в рассмотрении дел судами, которая признана в науке о прокурорской деятельности за прокуратурой, прокурор выполняет и те задачи, которые связаны с защитой прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, по мнению ряда исследователей, законодатель необоснованно объединил административного истца и лицо, выступающее в интересах административного истца, в одном лице, а именно в прокуроре.

Разумеется, в случае если чьими-либо действиями (бездействиями) созданы препятствия в осуществлении деятельности прокурора, прокурор может выступать в качестве административного истца, но считается, что этот вопрос требует отдельного изучения.

Изучая законодательство РФ по вопросу статуса прокуратуры, можно провести аналогию между административно-правовым статусом прокуратуры и гражданско-правовым, так как они работают по схожим принципам, но сравнив Кодексы, регулирующие данные правоотношения, было отмечено, что в каждом из них присутствуют определенные недостатки.

Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина предусмотрена только в определенных случаях. Так, согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор обращается в суд с административным исковым заявлением в интересах гражданина, когда этот гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и каким-либо другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Важным является тот факт, что ГПК РФ, в отличие от КАС РФ, предусматривает исключения из указанного выше правила.

Таким образом, прокурор в Российской Федерации вправе обратиться в суд в защиту интересов гражданина, но не во всех случаях. Прокурор в административном процессе выступает лицом, участвующим в деле. Стоит отметить, что в ГПК РФ прокурор определен точно также. Однако в КАС РФ, помимо прочего, прокурор определен и как административный истец.

Также в среде исследователей встает вопрос о публично-правовом характере участия прокурора, ввиду того что прокурорские работники заинтересованны в обеспечении верховенства закона, защиты общегражданских прав и свобод в административном судопроизводстве[2].

Так, в соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции РФ гарантия защиты прав и свобод предоставляется каждому гражданину. Можно говорить о том, что государство возложило на себя обязанность по реализации защиты общегражданских прав и свобод посредством предоставления соответствующей компетенции своим органам.

Таким образом, обеспечение верховенства закона, укрепление законности и единства, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также общественных и государственных интересов возложено на органы прокуратуры посредством осуществления надзорной функции. Среди эффективных механизмов реализации защиты органами прокуратуры является участие прокурорских работников в судебном заседании. При этом участие прокурора в рассмотрении дел судами — самостоятельная функция прокуратуры.

Стоит отметить, что основной функцией прокуратуры, определяющей ее сущность, является надзор за исполнением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями. Функции, реализуемые прокурором в административно-юрисдикционном процессе, являются частным проявлением универсальной надзорной функции и производны от нее[3].

Началу инициированного прокурором административно-юрисдикционного процесса предшествует, как правило, его деятельность в рамках прокурорско-надзорного процесса, который по своей сути является юридическим процессом положительного (неюрисдикционного) характера[4]. Основанием для прокурорского вмешательства являются сведения о нарушениях закона, в целях устранения которых могут быть использованы различные средства прокурорского надзора -акты прокурорского реагирования. Это могут быть специфические прокурорские акты, побуждающие к добровольному устранению или недопущению нарушений закона (представление, протест предостережение) и акты, влекущие возбуждение административно-юрисдикционного процесса (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, административное исковое заявление (заявление) в суд). Необходимость в последних возникает тогда, когда требуется применение мер государственного принуждения с целью привлечения виновных лиц к административной ответственности, отмены незаконного правового акта, восстановления нарушенных прав граждан и т.д.

Однако при участии в рассмотрении административных дел судами надзорная функция прокуратуры реализуется не прямо, поскольку прокуратура не осуществляет надзор за исполнением законов органами судебной власти. Прокурор действует опосредованно, давая правовую оценку решениям и действиям лиц, высказывая свою позицию, влияя на исход дела в целях обеспечения вынесения законного и обоснованного решения.

Можно говорить о том, что «статус прокуратуры в административно-юрисдикционном процессе проявляется: в реализации функции надзора за исполнением законов органами административного надзора и муниципального контроля в ходе производства по делам об административных правонарушениях; в возбуждении дел об административных правонарушениях и административном расследовании; в участии прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях при рассмотрении административных дел; в рассмотрении обращений граждан в прокуратуру»[5]. Однако, если исходить из широкого понимания административно-юрисдикционного процесса, необходимо дополнить указанный перечень предъявлением административного искового заявления в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов государства и муниципальных образований, а также участием в рассмотрении административных дел судами.

Также существует мнение о том, что «функции органов прокуратуры в сфере административной юрисдикции представляют собой систему взаимосвязанных, взаимодополняемых и взаимообусловленных видов деятельности прокуратуры как надзорного органа государства, предназначенного наблюдать и обеспечивать исполнение законов»[6]. Осуществляя функцию надзора за исполнением законов и реагируя на выявленные нарушения, прокурор может возбудить дело об административном правонарушении и начать административно-юрисдикционный процесс. Опротестовав незаконное постановление по делу об административном правонарушении, он вступает в уже начавшийся процесс. Получив неудовлетворительный ответ на протест на незаконный нормативный правовой акт, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании указанного акта недействующим.

Наибольший интерес у ученых представляет изучение функции административного преследования, реализуемой уполномоченными государственными органами, в том числе прокуратурой. Между тем в такой формулировке, предполагающей полноценное выполнение роли обвинителя по делам об административных правонарушениях, она не нашла своего законодательного закрепления.

КоАП РФ не уполномочивает должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, на выполнение такой функции. Они вообще не рассматриваются в качестве участников соответствующего производства и могут привлекаться к рассмотрению дела только по усмотрению органа или должностного лица, рассматривающего дело[7]. Так и в ст. 1 Закона о прокуратуре говорится о полномочии прокурора возбуждать дело об административном правонарушении и проводить административное расследование.

Подытожив можно говорить о том, что теоретическое совершенствование участия прокурора в рассмотрении дел судами возможно посредством развития процессуального статуса прокурора и их полномочий в административном процессе, а также проработки и законодательного закрепления понятия и содержания функции административного преследования, определения круга лиц, ее осуществляющих, для совершенствования реализации прокуратурой возложенных на нее функций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Административное судопроизводство: Практикум: Учебное пособие / Под ред. В.В. Яркова, К.А. Малюшина. М.: Статут, 2016 - С. 35.
  2. Зуева Л.Ю. Административное судопроизводство. Практикум: учебное пособие / Л.Ю. Зуева. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 54.
  3. Блинова Елена Эдуардовна, Фролова Наталья Алексеевна РОЛЬ ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РФ // Вестник науки и образования. 2020. №25-3 (103).
  4. Анаева Е.А. Прокурор как субъект юридического процесса: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Казань, 2011. С. 12.
  5. Басов С.Л. Участие прокурора в административно-юрисдикционном процессе: учебное пособие/Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. С.7.
  6. Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: Автореферат дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 22.
  7. Черноштан Татьяна Анатольевна К вопросу о роли прокурора в административно-юрисдикционном процессе // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №2.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Смолина А.А., Винникова Р.В. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ РОЛИ ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 613 - 619. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8650 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8650



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.