'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 98

Просмотры  52 просмотров

Рабиев Н.Ф.

  


ЭЛЕКТРОННЫЕ И БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ *

  


Аннотация:
в статье анализируется преступления, связанные с электронными и безналичными денежными средства, а также механизмы противодействия им. Автор проводит сравнение изменений и уголовно-политических тенденций по регулированию электронных объектов, а также приходит к конкретным выводам, что может служить материалом для дальнейших научных исследований   

Ключевые слова:
электронные и безналичные денежные средства, хищение, мошенничество с электронным средством платежа, кража безналичных денег   


УДК 343

Рабиев Н.Ф.

студент 1 курса направления «Магистр права»

 Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ И БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

 КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

 

Аннотация: в статье анализируется преступления, связанные с электронными и безналичными денежными средства, а также механизмы противодействия им. Автор проводит сравнение изменений и уголовно-политических тенденций по регулированию электронных объектов, а также приходит к конкретным выводам, что может служить материалом для дальнейших научных исследований.

 

Ключевые слова: Электронные и безналичные денежные средства, хищение, мошенничество с электронным средством платежа, кража безналичных денег.

 

За последнее время общество использует электронные и безналичные денежные средства в повседневном обороте куда более чаще чем предыдущие поколения. Внедрение их в обиход и придание им уже привычного всем средства обмена материальными благами, безусловно, результат научно-технического прогресса и экономики, что в конечном счет оптимизирует все привычные нам общественные отношения, особенно в финансово-денежной сфере. Однако наряду с удобствами возникают и девиации, связанные с хищениями, неправомерным оборотом, легализацией (отмыванием преступных денег), и в целом возникают риски и широта возможностей для разного рода махинаций с деньгами в принципе.

Российский законодатель также внедрил в УК РФ специальные статьи, посвященные преступлениям с электронными и безналичными деньгами как в качестве средства, так и в качестве объекта, к примеру нормы ст. 158 и 159.3 УК РФ, которые являются достаточно схожими по природе и сегодня неоднозначно толкуются на практике [1, С. 101.].

Следует обратиться к причинам, по которым электронные и безналичные деньги заслуживают быть объектами уголовно-правовой охраны.

1) Во-первых, такие виды денежных средств могут стать объектом мошенничества, кражи или хищения денежных средств.

2) Во-вторых, использование электронных и безналичных денежных средств также могут привести к возникновению легализации (отмывания преступных денег), что является нарушением закона и требует соответствующей уголовной ответственности.

Типичный и уже, пожалуй, классический пример в современной практике: в 2017 году в США развернулось расследование, связанное с онлайн-платформой обмена криптовалюты "BTC-e", которое стало актом легализации денег через электронные платежки. Будучи в сговоре, владельцы и операторы платформы были обвинены в преступной деятельности, им вменяли легализацию доходов, полученных из незаконной торговли, хакерских атак и других финансовых преступлений.

3) В-третьих, в силу зачастую усиленной анонимности электронные денег они могут быть использованы для финансирования терроризма, что также является серьезным нарушением закона и наносит вред национальной безопасности, что совершенно точно говорит о том, что регулированию в сфере электронных денег нужно посвятить особое внимание в законе и разъяснениях.

К примеру, в 2019 году террористы использовали криптовалюту для финансирования своих актов и деятельности в Индонезии. Так вот этот случай как раз подчеркивает, что электронные и безналичные деньги могут быть использованы для незаконных целей и требуют более строгого регулирования и в большом количестве в сегодняшней практике используются [3, с. 31].

Следует также отметить, что с введением Федеральный закон от 23.04.2018 N 111-ФЗ ужесточилась уголовная ответственность за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, данный закон фактически в улучшенной версии разработал такие объекты уголовно-правой охраны как безналичные и электронные деньги, в связи с этим закон предусмотрел:

- изменение наименования статьи 159.3 УК РФ "Мошенничество с использованием платежных карт" на "Мошенничество с использованием электронных средств платежа";

Как видится такое новшество оправдано и логично, ибо современные реалии уже давно перешли от обычных платежных карт в электронные и требовали изменения наименования статьи 159.3 УК РФ. Так, уже с начала 2000-х годов электронные средства платежа, такие как мобильные приложения, электронные кошельки и интернет-банкинг, стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей по всему миру, особенно в развитых странах [3, c.43].

- теперь по статье 158 УК РФ ("Кража") предусматривается уголовная ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, и электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ); При оценке такого шага в разделении составов преступлений и указанием законодателем и судебной практика на их не отождествление в РФ.

Таким образом, исходя из анализа всего вышеизложенного, электронные и безналичные денежные средства уже укрепились и являются объектом уголовно-правовой охраны в современном российском правопорядке в силу того, что им отведена важная роль на подступах к развитию современной экономики [4, c. 22]. Однако, в силу широкого распространения электронных средств платежа в современном обществе, возникают различные угрозы и преступления в этой сфере. Поэтому, обеспечение защиты электронных и безналичных денежных средств на сегодняшний день является актуальной проблемой. Результаты анализа судебной практики Высших инстанции позволяют сделать вывод о том, что законодатель сегодня находится в процессе усовершенствования правового регулирования в данной сфере, а также улучшения мер по защите финансовых операций, видится ужесточение политики государства относительно таких особых объектов как безналичные и электронные деньги.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Рарог А.И. Цели наказания в науке уголовного права // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 2. С. 125 - 139.
  2. Гурьянов К.В., Шатило Я.С. Оценка возможности легализации доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма при использовании электронных денег // Базис. 2017. №2, С. 31
  3. Петров С.А. Проблемы квалификации хищений безналичных денег // Законность. 2020. N 7. С. 42 – 45
  4. Проблемы квалификации электронных денежных средств. Алехин В.П., Булавка Д.М. Эпомен. 2019. № 34. С. 20-25
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Рабиев Н.Ф. ЭЛЕКТРОННЫЕ И БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 596 - 599. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8647 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8647



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.