'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 90

Просмотры  43 просмотров

Леонтьева А.С.

  


К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ *

  


Аннотация:
юридическая ответственность является важнейшим институтом правовой системы. Рассматриваются вопросы классификации юридической ответственности, предусмотренной законодательством в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Закрепленное законодателем разделение юридической ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней на административную и уголовную требует дополнительного исследования   

Ключевые слова:
классификация юридической ответственности, административная ответственность, уголовная ответственность, финансовая ответственность, драгоценные металлы, драгоценные камни, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней   


УДК 349, 34.09

Леонтьева А.С.

магистрант 2 курса, Юридический факультет

Финансовый университет при Правительстве РФ

(г. Москва, Россия)

 

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ

МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

 

Аннотация: юридическая ответственность является важнейшим институтом правовой системы. Рассматриваются вопросы классификации юридической ответственности, предусмотренной законодательством в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Закрепленное законодателем разделение юридической ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней на административную и уголовную требует дополнительного исследования.

 

Ключевые слова: классификация юридической ответственности, административная ответственность, уголовная ответственность, финансовая ответственность, драгоценные металлы, драгоценные камни, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней.

 

Важнейшим институтом правовой системы является юридическая ответственность, поэтому вопросы юридической ответственности занимают одно из центральных мест правовой науки и правоприменительной практики. Юридической ответственностью является предусмотренная правовой нормой мера правового принуждения за правонарушения, применяемая к правонарушителю компетентными субъектами правоотношений и осуществляемая при помощи средств государственного принуждения [1].

Система юридической ответственности состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, в роли которых выступают виды юридической ответственности, существующее многообразие которых объясняется соответствующими целями и функциями. Основными критериям классификации юридической ответственности являются функциональный и отраслевой.

В зависимости от функционального назначения выделяют правовосстановительную ответственность, предусматривающую принудительное исполнение невыполненной обязанности, восстановление правонарушителем незаконно нарушенных прав, и карательную, означающую принудительное претерпевание правонарушителем установленных законом и государством определенных последствий нарушения правовой нормы в виде наказания.

Отраслевой критерий позволяет разделить ответственность на частноправовую, реализующуюся в отраслях частного права, и публично-правовую, подразделяемую в свою очередь на административную, уголовную и т.д.

При этом вопросы классификации юридической ответственности до настоящего времени являются актуальными для юридической науки [2]. Рассмотрим один из них на примере законодательства в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Основным документов, регулирующим вопросы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации, является Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в соответствии со статьей 30 которого лица, виновные в нарушении установленного порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Публично-правовая ответственность за правонарушения в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, административная ответственность за незаконный оборот янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней предусмотрена статьей 7.5 КоАП РФ. Статьи 15.43 - 15.47 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за правонарушения в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В статьях 191 и 192 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга и нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Кроме Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» правовое регулирование отдельных вопросов оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации осуществляется на основании целого ряда нормативных правовых актов, особое место среди которых в силу специфики регулируемой сферы занимают Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы о федеральном бюджете, подзаконные нормативные правовые акты в сфере государственных финансов, вместе составляющие отрасль финансового права.

Так, в соответствии с нормами бюджетного законодательства, основанием возникновения расходных обязательств Российской Федерации в случае приобретения ценностей в Госфонд России служат договоры купли-продажи ценностей, заключаемые от имени Российской Федерации Федеральным казенным учреждением Гохран России, который в свою очередь является получателем средств федерального бюджета. В соответствии с Положением о Госфонде России в первоочередном порядке осуществляются закупки ценностей для пополнения золотого запаса Российской Федерации. Средства, полученные от реализации ценностей Госфонда России, подлежат обязательному учету в доходной части федерального бюджета. Ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете определяют суммы запланированных к реализации и приобретению ценностей.

Это лишь отдельные примеры регулирования обращения драгоценных металлов и драгоценных камней нормами бюджетного законодательства, являющегося составной частью отрасли финансового права. В процессе движения и учета ценностей возможны бюджетные нарушения, за которые предусмотрены бюджетные меры принуждения, т.е. финансовая ответственность.

Как было отмечено ранее, отраслевая принадлежность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений, определяется, в том числе, наличием собственного института ответственности, обеспечивающего их соблюдение. Являясь самостоятельной правовой отраслью, финансовое право имеет собственный институт, способный обеспечить исполнение и соблюдение финансово-правовых норм, институт финансово-правовой ответственности.

Приведенные выше примеры регулирования различных этапов оборота драгоценных металлов и драгоценных камней законодательством в сфере государственных финансов позволяют говорить о существовании непоименованной законодателем финансовой ответственности за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камнях, которая, имея двойственную природу, может носить как самостоятельный, так и межотраслевой характер.

Критерием, свидетельствующим о наличии финансовой ответственности, выступает самостоятельность отрасли финансового права, специфика предмета правового регулирования как финансового права, так и финансовой ответственности. При этом, безусловно, финансовая ответственность взаимосвязана со всеми видами юридической ответственности, что обусловлено системностью юридической ответственности, а любая система характеризуется тесными связями между своими элементами [3].

Таким образом, требуются дополнительные исследования и правовая дискуссия по вопросу выделения финансовой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и необходимости закрепления в положениях Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Леднева Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2003. № 3. С.18-27.
  2. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. № 6. С.12-17.
  3. Мусаткина А.А. Соотношение финансовой ответственности с иными видами юридической ответственности // Право и политика. 2005. № 4. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Леонтьева А.С. К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 530 - 534. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8639 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8639



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.