'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 84

Просмотры  402 просмотров

Даминов А.А.

  


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены периоды возникновения и становления конституционного правосудия в России. Становление и развитие института конституционного правосудия в нашей стране проходило с существенной организационно-правовой спецификой   

Ключевые слова:
конституционное правосудие, становление, парламентский контроль, комитет, высший орган   


УДК 4414

Даминов А.А.

студент 2 курса института магистратуры

Марийский государственный университет

(г. Йошкар-Ола, Россия)

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены периоды возникновения и становления конституционного правосудия в России. Становление и развитие института конституционного правосудия в нашей стране проходило с существенной организационно-правовой спецификой.

 

Ключевые слова: конституционное правосудие, становление, парламентский контроль, комитет, высший орган.

 

Конституционное правосудие представляет собой высшую форму конституционного контроля в государстве. Соблюдение конституции государственными органами становится важнейшей задачей конституционного правосудия. Однако и до принятия первой конституции в России существовали предпосылки конституционного правосудия.  Это было связано с тем, что всегда присутствовала необходимость контроля соответствия нормативных актов, обладающих менее высокой юридической силой, актам, имеющим большую силу.

Важность такого контроля осознается уже на начальных этапах становления российской государственности. Данной контрольной деятельностью занимались различные должностные лица, исполнительные, судебные и представительные органы. Здесь можно назвать Великих князей, Вече, Вечевую избу, Боярскую думу.

В период земской и губной реформы, когда реализовывалась идея самоуправления, контрольные функции выполняли губные старосты, земские избы, различные Приказы, в частности Челобитный Приказ. В ст.64 Судебника 1550 г. законодательно уже была закреплена возможность прямого обращения к царю дворян и боярских детей.

Челобитный приказ принимал апелляционные жалобы на решения государственных учреждений и должностных лиц. Здесь же велась роспись княжеских актов, устанавливалось соответствие различных правовых актов княжеским актам. Приказ Тайных дел также осуществлял контрольные функции за правовыми актами различных ведомств.

Становление конституционного правосудия в России продолжилось при Екатерине II. В ее указе 1767 года была обозначена основополагающая идея отечественного конституционного правосудия. На основании французского опыта Екатерина II предприняла попытку создания специализированного конституционного органа, который был бы уполномочен решать вопросы соответствия принимаемых правовых актов положениям верховного уложения.

В этом же документе Сенату предоставлялись следующие права:

1) проверять степень соответствия правовых актов верховному уложению российского государства;

2) регулярно сообщать главе государства о результатах проведенных проверок;

3) вносить собственные предложения об отмене правовых актов, признанных неконституционными.

Дальнейшее развитие идеи конституционного правосудия в России связано с именем графа Сперанского, который в 1808 году в работе «Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в Российской Империи» разработал проект Конституции, в котором предлагал наделить Сенат функциями по проверке оспариваемых законодательных актов, а также по проверке обращений конкретных лиц.

В 1894 году в проекте Конституции М. П. Драгоманова предлагалось трансформировать Сенат в высший орган судебного конституционного контроля. При этом в функции Сената входило:

- возможность самостоятельно осуществлять судебный конституционный контроль;

- проводить абстрактный нормоконтроль по обращениям уполномоченных органов государственной власти;

- осуществлять конкретные действия по процедуре судебно-конституционного контроля;

- давать официальную интерпретацию основных нормативно-правовых актов.

Возможно, проблема соответствия издаваемых правовых актов Основным государственным законам Российской империи определенным образом отслеживалась императорской Канцелярией, Госсоветом и Государственной Думой. Вместе с тем, как отмечают В. Н. Белоновский, Н. Д. Эриашвили и К. Э. Громов, достоверная информация по этому вопросу отсутствует.

Временное правительство в 1917 г. подготовило проект Конституции, в котором присутствовала специальная глава «Судебная гарантия Российской Конституции», однако, пришедшие к власти большевики отвергли данный проект по идеологическим соображениям. В Конституционную комиссию ВЦИК был внесен также проект П. П. Рентгартена, в котором предполагалось создание Верховного трибунала – специального конституционного органа для контроля законодательства. Однако этот проект Конституции даже не рассматривался.

Таким образом, в Конституции РСФСР 1918 года фактически был реализован парламентский контроль, если учитывать полномочия ВЦИК, его Президиума и Всероссийского съезда Советов. Соблюдение законов являлось обязательным для всех государственных органов. Этому способствовало наличие в государстве элементов конституционного контроля в лице ВЦИК и его Президиума.

Только в 1989 году был принят закон «О комитете конституционного надзора СССР». Комитет конституционного надзора СССР должен был избираться на съезде народных депутатов СССР сроком на 10 лет. В его состав входили 25 человек, при этом, в их числе должны были быть по одному представителю от каждой Союзной Республики. Председателем комитета конституционного надзора СССР был назначен крупный ученый-правовед С.С.Алексеев. Его заместителем стал Б.М.Лазарев.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, конституционное правосудие представляет собой высшую форму конституционного контроля в государстве. Во-вторых, до принятия первой конституции в России существовали предпосылки конституционного правосудия. Здесь можно назвать Великих князей, Вече, Вечевую избу, Боярскую думу. В-третьих, в дальнейшем контрольные функции за издаваемыми правовыми актами осуществлял непосредственно российский император, различные компетентные органы и высшие должностные лица государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белоновский В. Н., Эриашвили Н. Д., Громов К. Э. Историко-правовой опыт становления конституционной юстиции в России // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. - № 8. – С. 36.
  2. Плиев Н. Р., Хадиков А. К. Основные этапы возникновения и развития института конституционного правосудия Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. - № 2 (19). - С. 234.
  3. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие и политика: попытка конституционного анализа без политизации//Сравнительное конституционное обозрение. – 2013. - № 1 (92). – С. 45-64.
  4. Блохин П. Д. Аналогия и ведущие основания решения в конституционном правосудии // Журнал конституционного правосудия. – 2014. - № 4. - С. 29-38.
  5. Белоновский В. Н., Эриашвили Н. Д., Громов К. Э. Историко-правовой опыт становления конституционной юстиции в России // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. - № 8. – С. 36.
  6. Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. – М.: Издательство Московского университета, 1984. – С. 120.
  7. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие. – М.: Норма ИНФРА-М, 2011. – С. 62.
  8. Артемова С. Т. Развитие идей о конституционном правосудии в России в дореволюционный период // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. - № 1. – С. 88-96. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Даминов А.А. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 493 - 497. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8633 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8633



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.