'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 80

Просмотры  61 просмотров

Бурмач С.О.

  


К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗАКОНОМ ВОЗРАСТА, С КОТОРОГО НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ *

  


Аннотация:
в работе проводится анализ преступности несовершеннолетних, также изучается вопрос о наступлении ответственности данных лиц. При помощи анализа состояния преступности делается ряд выводов и предложений, касающихся изменения определения возраста уголовной ответственности   

Ключевые слова:
уголовное право, ответственность, несовершеннолетний, право   


УДК 343

Бурмач С.О.

студент юридического факультета

Кубанский аграрный университет

(г. Краснодар, Россия)

 

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗАКОНОМ ВОЗРАСТА,

С КОТОРОГО НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Аннотация: в работе проводится анализ преступности несовершеннолетних, также изучается вопрос о наступлении ответственности данных лиц. При помощи анализа состояния преступности делается ряд выводов и предложений, касающихся изменения определения возраста уголовной ответственности.

 

Ключевые слова: уголовное право, ответственность, несовершеннолетний, право.

 

В настоящее время вопрос о наступлении возраста уголовной ответственности является одним из наиболее дискуссионных в обществе и научной среде. На протяжении всех лет существования уголовного права в мире, этот вопрос всегда был актуальным и оставался предметом обсуждения среди юристов, криминалистов, психологов и социологов. Связано это с тем, что возраст очень тесно связан с психологическим и личностным развитием человека. Именно поэтому, во всем мире нет единого возраста наступления уголовной ответственности по определенным составам. Например, в США, возраст уголовной ответственности начинается с 18 лет, в то время как в некоторых странах, включая Россию, он начинается с 16 лет. В тоже время в Англии уголовная ответственность наступает с 10 лет [1]. А в Нидерландах суды применяют положения ювенального уголовного права в отношении лиц старше 18, но которым еще не исполнилось 21.

Очень важным элементом для разрешения данного вопроса являются международные акты. Один из таких актов это Пекинские правила. Это международный акт, который устанавливает правила судопроизводства в отношении детей, но в данном документе не говорится о возрасте. В свою очередь другой нормативно-правой акт, а именно «Конвенция о правах детей» говорит о том, что ребёнок — это человеческое существо, не достигшее 18-ти лет, таким образом международные акты считают, что человек может начинать осознавать степень опасности своих действий для общества примерно в возрасте 18 лет. Однако данная цифра возраста имеет сугубо юридическое значение, ведь по мнению ряда наук невозможно точно сказать универсальный возраст, в котором каждый человек начинает полностью осознавать свои действия в полном объеме.

В отечественной научной среде также активно продолжаются споры по данной теме.  На сегодняшний день, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации статьи 20 части 1, общий возраст уголовной ответственности признается 16 лет. По ряду иных преступлений, предусмотренных этой же статьей - с 14 лет. Согласно официальным данным Генеральной прокуратуры количество детей, совершивших преступное деяние в возрасте 14-15 лет за 2022, составляет около 9000 человек, а общее количество выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, составляет более 26 000, согласно Главному информационно-аналитическому центру. Самые распространенные преступления среди подростков — это хищения, число которых превышает 55%. Очень заметна доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за девять месяцев прошлого года она составила почти 12% [2].

Важно отметить, что наказание в виде заключения под стражу носит прежде всего роль защиты общества от преступника, однако правильно ли использовать такой же принцип в отношении несовершеннолетних просто невозможен, в связи с тем, что данная возрастная категория людей просто не может исправиться вне социума. К такому же мнение пришли и эксперты в результате исследований, что благоприятные условия положительно влияют на социализацию детей, а также препятствует развитию преступного поведения [3]. Тут важно понять, что детская преступность в большинстве случаев является не причиной, а следствием.

Зачастую преступление является следствием каких-либо социальных, экономических, духовных или семейных проблем. Также по мнению ряда исследователей очень важным фактором порождения детской преступности являются совершеннолетние подстрекатели [4]. Важно уделить большое внимание прежде всего профилактическим методам, но никак не карательным. Необходимо вспомнить прошлое нашей страны, а именно 1920 год и декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях». В данном документе говорится об использовании мер ограничения свободы, только если комиссия считает, что невозможно исправление молодого человека, и помещение не просто в тюрьму, а прежде всего отдельно от взрослых, дабы не погружать его в криминальную среду.

Некоторые исследователи cчитают, что возраст уголовной ответственности по некоторым составам можно установить начиная с 12 лет, однако многие именитые профессора такую позицию не разделяют. Среди таких Лев Михайлович Прозументов, который считает, что такую позицию мы не можем принять в силу ряда факторов. [5]

Первый фактор заключается в невозможности на данном этапе развития таких наук как биология, психология, педагогика определить возраст, в котором человек уже начинает осознавать общественно опасные последствия своего преступного деяния.

Второй фактор заключается в том, что неправильно говорить о повышении преступности малолетних. Как уже было сказано выше, преступность малолетних это прежде всего не причина, а следствие антиобщественной активности. И поэтому важно прежде всего воздействовать на причины, которые затуманивают разум малолетних или просто не дают установить некую форму осознания ответственности в определенном возрасте.

Третий фактор заключается прежде всего в рамках гуманизма и логики.

Ребенок 12 лет только встает на путь познавания мира и никак не может правильно анализировать происходящее. И вмешательство уголовной ответственности может не позитивно повлиять на ребенка, а наоборот, озлобить и сделать его еще более опасным в последствии преступником.

          Именно в связи с этими факторами вопрос о понижении уголовной ответственности является неправильным, который скорее может навредить, чем принести пользу.

Историческим примером, когда детей отдавали под суд, является Российская Империя. Возраст уголовной ответственности составлял всего 10 лет, согласно указу от 1765 года.  Причем малолетние осужденные не были отделены от взрослых преступников, что по итогу и приводило к тому, что наказания в столь юном возрасте просто приводили к тому, что ребенок на всю жизнь оказывался в преступной среде, даже после выхода из мест лишения свободы. И это вполне объяснимо, ведь ребенок, оказываясь в определённой среде начинает ей подражать, ведь именно в детском возрасте человек получает основной вклад в свою личность, а оказавшись в кругу личностей преступников, очень неправильно рассчитывать на то, что ребенок станет каким-то другим.

Также очень важно уделить внимание такому общественному институту как «семья». Это одна из важных проблем современного российского общества – неполные семьи, где воспитанием ребенка занимается один из родителей. Объясняется это тем, что отсутствие одного из родителей (как правило отца) не только ограничивает воспитательные возможности, но и порождает известную безнадзорность, которая является объективной предпосылкой вовлечения несовершеннолетних в криминогенные группировки сверстников, в притоны, содержащиеся взрослыми преступниками [6]. Именно такие неполные семьи зачастую и являются источниками детской преступности. Однако снова важно повторить, что ребенок не виноват в сложившейся ситуации и его преступность — это лишь следствие. Насколько важна доброжелательная атмосфера любви, полная семья и взаимопонимания внутри семьи между взрослыми и детьми, говорит статистика: 98% благополучных школьников и 87% подростков-правонарушителей ответили, что решающую роль в предотвращении преступлений сыграло бы создание благоприятной обстановки в семье [7]. Именно поэтому учебным заведениям важно следить и поддерживать детей, которые живут в неполных семьях. Наблюдение необходимо для раненого пресечения в случае появления каких-либо признаков негативного девиантного поведения.

Стоит уделить пристальное внимание вопросам касающихся компьютерной преступности, примером может служить статья 272 УК РФ. Данная статья предусматривает наказание только с общеустановленного возраста, однако изучая содержание статьи можно понять следующее. Если лицо способно создать и распространить вредоносную программу, то оно явно способно осознавать общественную опасность своих действий, как следствие можно сделать вывод о том, что возраст в области преступлений компьютерных технологий необходимо пересмотреть.  

Исходя из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов, которые способны положительно повлиять на уровень преступности.

Возраст уголовной ответственности в Российской Федерации является на приемлемом уровне, ведь в возрасте 14 и 16 лет является достаточно обоснованным, однако многие психологи и нейробиологи заявляют, что определить точный возраст, когда человек готов к уголовной ответственности, невозможно. Однако говоря о преступления в сфере информационных технологий важно понимать, что такие правонарушители обладают исключительным умом и сознанием, поэтому справедливо полагать, что они полностью осознают неправомерность своих действий. Это связано с тем, что показатели, на которых основываются определения возраста и здравый смысл, могут иметь различные значения у разных молодых людей.

Поэтому прежде всего необходимо создание Ювенальной системы правосудия, которая будет направлена прежде всего не на систему наказания, а на систему исправления, которая не будет связана с изоляцией и «отрывом» молодого человека от общества.

Также важно повысить внимание за категорией лиц, которые состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, ведь зачастую родители таких детей ненадлежащим образом выполняют свои конституционные обязанности [8]. Необходимо поднять размер уголовной ответственности для совершеннолетних подстрекателей, а также необходимо поднять возраст, связанный с покупкой алкогольных напитков до 21 года.

Важно также использовать опыт РСФСР и заниматься активной профилактикой молодежи, воспитывая ее правосознание и гражданскую ответственность с малых лет. Именно степень определения морали, нравственности и знания права является одним из самых мощных способов уменьшить вообще весь уровень преступности в государстве в целом.

 В заключение, можно сказать, что вопрос о наступлении конкретного возраста уголовной ответственности является сложным и требует дополнительных исследований на данном моменте развития уголовного права, чтобы определиться с правильным ответом. Возможно, в будущем будут разработаны более точные и научные методы, которые позволят точно определить, когда подросток становится ответственным за свои действия и когда он должен отвечать за совершенные им уголовные преступления, а пока необходимо создать условия, которые будут препятствовать развитию девиантного поведения у подростков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Барышникова К. Г. Возраст уголовной ответственности в зарубежных странах // Academy. 2017. №4 (19).
  2. ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/proisshestviya/13443579
  3. Gatti U., Tremblay R.E., Larocque D. Civic community and juvenile delinquency // British Journal of Criminology. T. 43. N 1. P. 22.
  4. Вагенлейтнер О. Ю. Преступность среди несовершеннолетних // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №3.
  5. Прозументов Л. М. Проблемы определения возраста привлечения к ответственности несовершеннолетних в уголовной законодательстве Российской Федерации // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. №419.
  6. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних С. 268
  7. Галюкова М. Детская депривация как фактор насилия в современном обществе//Альма-матер. 2006. №9. C.90
  8. Егорова Т. И. Уголовное законодательство и судебная практикав сфере назначения наказания несовершеннолетним
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бурмач С.О. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗАКОНОМ ВОЗРАСТА, С КОТОРОГО НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 468 - 474. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8629 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8629



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.