'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 75

Просмотры  411 просмотров

Шевлякова В.В.

  


ОСОБЕННОСТИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению особенностей непроизвольного внимания детей 5-6 лет с легкой умственной отсталостью. Охарактеризованы признаки легкой умственной отсталости, выявлены особенности внимания детей 5-6 лет с легкой умственной отсталостью   

Ключевые слова:
особенности, непроизвольное внимание, лёгкая умственная отсталость   


УДК 37 .1082

Шевлякова В.В.

бакалавр,

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

(г. Орел, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО

ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ

С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Аннотация: статья посвящена изучению особенностей непроизвольного внимания детей 5-6 лет с легкой умственной отсталостью. Охарактеризованы признаки легкой умственной отсталости, выявлены особенности внимания детей 5-6 лет с легкой умственной отсталостью.

 

Ключевые слова: особенности, непроизвольное внимание, лёгкая умственная отсталость.

 

Актуальность исследуемой проблемы в том, что внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида (Н.Ф. Добрынин).

Проблемами внимания занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. Проблема внимания умственно отсталых детей традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны [1].

Особенности внимания умственно отсталых детей и подростков.

  1. Преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Усвоение учащимися школьных знаний предполагает сформированность произвольного внимания, которое у учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью, переключаемостью, малой произвольностью и др. Умственно отсталым учащимся трудно прилагать усилия для удержания внимания, они часто отвлекаются, «перескакивают» с одного объекта на другой.
  2. Нарушения как активного, так и пассивного внимания.
  3. Низкий объем внимания. Установлено, что для младших школьников с умственной отсталостью характерен объем внимания, равный двум-трем объектам.
  4. Средний уровень устойчивости внимания ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. В среднем умственно отсталые учащиеся в состоянии выполнять несложную работу в течение 15—20 мин. Учащиеся с преобладанием процессов торможения имеют самые низкие показатели устойчивости внимания.
  5. Низкий уровень развития распределения внимания. Учащимся с умственной отсталостью малодоступно одновременное выполнение двух операций. Как правило, ими выполняется наиболее легкий вид деятельности.
  6. Трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения особенно характерны для детей младшего школьного возраста. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи[2].

Особенностями развития внимания у детей с умственной отсталостью занимались ряд ученых: И.Л. Баскакова, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, С.В. Лиепинь, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, и др.

Дефекты в развитии внимания у таких детей обнаруживаются достаточно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты. Внимание умственно отсталых дошкольников отличается малым объемом, неустойчивостью, низкой концентрацией. Дети не могут длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях; они часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе.

Многие авторы (А. Н. Граборов, С.В. Лиепинь, И.М. Соловьев и др.) отмечают, что внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у условно нормально развивающихся детей. Трудность, невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения.

Дети с умственной отсталостью с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой (нарушено торможение предыдущих способов деятельности). В их деятельности часто проявляется застревание на уже знакомый способ решения задания. Также у них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности.

При олигофрении преимущественно недоразвита именно произвольная сторона внимания. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания обусловлена также низкой устойчивостью внимания, оно трудно привлекается, плохо фиксируется, быстро ослабевает.

А.Н. Лурия отмечает преобладание непроизвольного внимания над произвольным из-за особенностей нейродинамики: нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса. Следствием этого являются частые отвлечения внимания и неустойчивая направленность.

Повышенная патологическая отвлекаемость наблюдается у детей с умственной отсталостью с возбудимым типом нервной деятельности. Для них характерна удивительная живость, подвижность, часто двигательная расторможенность. Эта болезненная отвлекаемость приводит к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно ребенку. Для группы торпидных олигофренов можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Они могут длительное время, не отвлекаясь, выполнять несложные действия.

Однако, С.В. Лиепинь выявила, что возбудимые дети с умственной отсталостью меньше отстают от нормы в показателях объема внимания, чем дети торпидного типа. Расширение объема внимания отстает от нормы в тех случаях, когда требуется более высокий уровень обобщения и осмысления при восприятии.

С.Я. Рубинштейн объясняет причину нарушения внимания колебаниями психической активности, которые являются проявлениями летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает быструю истощаемость процессов, которая может наступить сразу после некоторого умственного напряжения. Такие колебания психической активности свойственны и детям с сохранным интеллектом, но у детей-олигофренов они возникают очень часто.

На основании клинических данных в исследованиях М.С. Певзнер было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у детей с умственной отсталостью является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. У некоторых детей наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами: торможение над возбуждением или наоборот, а часто возникающие летучие кратковременные фазовые состояния отражаются на колебаниях внимания.

По мнению А.Н. Граборова, слабость произвольного внимания обусловлена отсутствием целевого направляющего признака внимания, а это в свою очередь объясняет стремление ребенка с умственной отсталостью к частой смене объектов внимания, к переносу внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак. Из-за сниженного объема внимания дети с умственной отсталостью, рассматривая какой-либо предмет, видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормативно развивающиеся сверстники.

Таким образом, произвольное внимание у умственно отсталых лиц нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.

В современных исследованиях указывается, что иппотерапию выступает в качестве нетрадиционного метода работы с детей с нарушением интеллекта, способствующий возникновению тесной эмоциональной связи с животным и требующий активной психофизической мобилизации для езды на лошади. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребности запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным, активизирует все психические процессы.

Ю. Лаллери рассматривал иппотерапию как метод психосоматической терапии, направленный на достижение человеком двигательной, психологической независимости, умение адекватно реагировать на новые, изменяющиеся обстоятельства.

И. Штраус отмечает положительный эффект от использования лошади в лечебных целях в сочетании совместной активности, физической коммуникации и, особенно, в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке.

Овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка ситуацию успеха. Это способствует повышению самооценки детей. Кроме того, самостоятельное управление лошадью требует от ребенка больших волевых усилий, выдержки, умения регулировать и организовывать свою деятельность. Стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических занятиях повышает концентрацию и устойчивость внимания детей с умственной отсталостью.

Нами был разработан комплекс содержание коррекционно-развивающих иппотерапевтических занятий, направленных на развитие произвольного внимания у дошкольников с умственной отсталостью. Коррекционно-развивающая работа строилась с учетом ряда основополагающих принципов: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития); принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей психического и личностного развития ребенка; принцип опоры на разные уровни организации психических процессов (определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития); принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. При составлении комплекса коррекционно-развивающих занятий учитывался объем и степень разнообразия материала (к новому материалу следует переходить только после относительной сформированности того или иного умения). Принимался во внимание принцип учета эмоциональной сложности материала (проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции). Занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном настрое. На занятиях иппотерапией соблюдались основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени, отведенного для занятия; единство действий, что служит дополнительным организующим моментом при формировании произвольности.

Для развития устойчивости и переключения внимания выбраны способы двигательной (моторной) коррекции. Они направлены на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Физические упражнения, выполняемые ребенком на движущейся лошади, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов, в том числе и вниманием.

Условием для становления и развития произвольного внимания является использование речи, речевых инструкций взрослого, которые определяют задачи и организовывают внимание ребенка. Чтобы движения ребенка носили произвольный характер, необходимо давать четкую словесную команду, которая должна быть определенным образом осмыслена, «перекодирована» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы. Степень произвольности резко снижается, если мы будем давать инструкцию типа «делай, как хочешь», которая не требует определенной программы выполнения.

Важно научить ребенка правильному дыханию. Дыхательные упражнения улучшают ритмизацию организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает контроль над поведением.

В комплекс занятий по развитию произвольного внимания у дошкольников с умственной отсталостью были введены элементы игры. Игра является ведущим видом деятельности у детей этого возраста и способствует становлению произвольного поведения, которое ребенок копирует, наблюдая за поведением другого человека. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и концентрации внимания. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения согласно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Знакомство со все большим количеством предметов и явлений развивает его интересы и внимание.

Структура занятий строилась следующим образом: подготовительная часть (5 минут), основная часть (20 минут) и заключительная часть (5 минут).

В подготовительной части занятия происходит приветствие ребенком инструктора, коновода и лошади, осуществляется посадка на лошадь и пассивная езда, во время которой ребенок привыкает к шагу лошади, а инструктор формирует у своего подопечного положительный настрой на дальнейшую работу.

Основная часть занятия насыщена упражнениями на развитие крупной и мелкой моторики тела, равновесия и координации движений, упражнениями на укрепление мышц спины и живота, на формирование мышечного корсета, заданиями на развитие ориентировки в схеме собственного тела, упражнениями на тренировку вестибулярного аппарата, дыхательными упражнениями, игровыми упражнениями на развитие внимания.

В заключительной части занятия происходит спешивание ребенка с лошади, кормление лошади и прощание.

Результаты исследования используются при планировании занятий дефектологов, иппотерапевтов, тренеров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс коррекционно-развивающих иппотерапевтических занятий способствует развитию произвольного внимания у дошкольников с умственной отсталостью, сочетает в себе развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, сферы общения, а также укрепление здоровья детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вроно, М.Ш. Задержки психического развития // Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Медицина, 1983. – С. 442-508.
  2. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб: Речь, 2003. – 391 с.
  3. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - Изд-во МГПИ, 1982. - 70 с.
  4. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 101 с.
  5. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М.: В. Секачёв, 2001. - 80 с.
  6. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. М.: Образование Плюс, 2006. 120 с.
  7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов / под. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл: Академия, 2007. 511 с.
  8. Лиепинь С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / С.В. Лиепинь //Дефектология. 1985. №4. с. 47-51.
  9. Лиепинь С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ / С.В. Лиепинь // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976. с. 63-67.
  10. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. 105 с.
  11. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер, Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова. М.: Педагогика, 1992. 104 с.
  12. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия, 2002. 160 с.
  13. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1986. - 192 с.
  14. Ульенкова, У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева. // Дефектология. - 2003. - № 2. - с. 18-25.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шевлякова В.В. ОСОБЕННОСТИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 433 - 442. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8624 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8624



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.