'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 73

Просмотры  50 просмотров

Хуланхова А.А., Арефьева А.В.

  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт по проблеме разработки коррекционных подходов и методов развития социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра   

Ключевые слова:
аутизм, адаптация, расстройство аутистического спектра, социально-бытовые навыки, дошкольный возраст   


УДК 376.3

Хуланхова А.А.

студент 4 курса бакалавриата по направлению

Специальное дефектологическое образование (логопедия)

Институт психологии и педагогики

Тюменский государственный университет

 (г. Тюмень, Россия)

 

Арефьева А.В.

канд. биол. наук, доцент кафедры возрастной физиологии,

специального и инклюзивного образования

Институт психологии и педагогики

Тюменский государственный университет

 (г. Тюмень, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ

НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Аннотация: в статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт по проблеме разработки коррекционных подходов и методов развития социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

 

Ключевые слова: аутизм, адаптация, расстройство аутистического спектра, социально-бытовые навыки, дошкольный возраст.

 

Введение. Детям с расстройством аутистического спектра, ввиду своих особенностей развития и восприятия, требуется специальная и постоянная помощь в овладении социально-бытовыми навыками, которые встречаются в повседневной жизни. Для того, чтобы обучение проходило наиболее эффективно и комфортно, необходимо понимать специфику обучения таких детей как педагогам, так и их родителям.

Данная проблема приобретает особую актуальность, ввиду того, что без качественного обучения и поддержки таких детей, они не смогут усвоить жизненно необходимые навыки, которые касаются ухода за собой, питания, ухода за окружающим помещением, и т.д.

Цель исследования: изучить литературу отечественных и зарубежных авторов для определения специальных подходов и методов обучения социально-бытовым навыкам детей дошкольного возраста с РАС.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

  • анализ психолого-педагогической литературы об особенностях обучения детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра;
  • качественный анализ для выявления методов и приемов в обучении по формированию социально-бытовых навыков, выявленных в ходе исследования данных, их обработка, обобщение, формулирование выводов.

Веденина М.Ю., отечественный психолог, уделяющая большое внимание изучению первичных нарушений и специфике психического развития при детском аутизме, выделяет следующие социально-бытовые навыки, на которые при обучении ребенка с РАС стоит обратить особое внимание:

  • навыки по уходу за собой: умение надевать одежду (футболку, штаны, юбку, рубашку, куртку, и т.д.), застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной;
  • навыки, относящиеся к питанию: приготовление пищи, не требующей термической обработки (салаты, бутерброды, и т.д.) умение налить воду, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.;
  • навыки, относящиеся к уборке помещения и уходу за своими вещами: умение убирать игрушки и книги на свои места, навыки влажной уборки (вытереть пыль, стол, пол, и т.д.), складывание и сортировка одежды, навык мытья посуды [Шипицина, с. 222].

Что необходимо учитывать педагогам и родителям при обучении социально-бытовым навыкам детей с РАС, рассмотрим подробнее.

Формирование и закрепление социально-бытовых навыков происходит постепенно, изо дня в день. При этом важно не количество затраченного времени на повторение определенного навыка, а регулярностью повторяющейся деятельности, то есть приобретение ребёнком практического выполнения данного навыка.

Либлинг М.М. в своих трудах также отметила, что для ребенка с РАС одним из главных жизненных принципов является постоянство, которое касается распорядка дня и его привычек. Ребенок чувствует себя более комфортно и безопасно, когда его день идет по четко построенному, привычному ему «маршруту». В случае, если распорядок дня соблюдает определенную последовательность и повторяемость, фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастёт в более целостную картину, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение [Шипицина, с. 171].

Никольская О.С. подчеркивала, что дети с расстройством аутистического спектра наиболее эффективно воспринимают наглядную информацию, это нужно учитывать и использовать в процессе обучения. В формировании социально-бытовых навыков можно использовать такую визуальную поддержку, как:

  • метод формирования привычной последовательности действий – это последовательность из картинок, которая является визуальной инструкцией к тому или иному действию;
  • зрительно-пространственная организация – составление наглядных расписаний занятий, дня, недели;
  • сюжетные картинки, которые представляют из себя социальные истории, связанные с бытовыми действиями [Шипицина, с. 189].

Кроме наглядности в обучении стоит обратить особое внимание тому, что в занятия важно добавлять игровые элементы, т.к. у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игровой. Делани Т. писала о том, что игровой метод формирования социально-бытовых навыков наиболее комфортен и эффективен для детей с РАС. Таким образом, ребенок будет заинтересован в процессе обучения, и навыки, которые он освоит, впоследствии будут ассоциироваться у него с позитивным опытом. Кроме того, игровой метод обучения позволяет всесторонне развивать ребенка: его эмоциональную регуляцию, навыки самоорганизации и планирования, мышление, память, крупную и мелкую моторику, и т.д. [Делани, с. 192].

Никольская О.С. также подчеркивала, что необходимо учитывать то, что чуткое участие взрослого очень важно при формировании у ребенка социально-бытовых навыков. На начальном этапе действующим лицом является взрослый – ребенку здесь отводится роль пассивного участника. Как родитель, так и педагог, для лучшего понимания ребенком инструкции, может использовать метод «рука в руке» – взрослый берет обе руки ребенка в свои, и поэтапно, проговаривая инструкцию вслух, совершает необходимое действие. Постепенно, после нескольких повторений данного метода, стоит постепенно уменьшать активную физическую помощь, и помогать уже словесно. Впоследствии, видя положительную динамику в усвоение того или иного навыка ребенком, и словесную инструкцию можно сокращать. Также следует отметить, что в обучении занимает важное место – эмоциональный отклик взрослого и поощрение успехов ребенка [Шипицина, с. 190].

Выводы. Таким образом, дети с РАС не осваивают социально-бытовые навыки самостоятельно. С такими детьми необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Kasari C. et al. Social networks and friendships at school: Comparing children with and without ASD //Journal of autism and developmental disorders. Vol. 41. №. 5. P. 533-544
  2. Stoner J. B. et al. Welcome to our world: Parent perceptions of interactions between parents of young children with ASD and education professionals //Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. Vol. 20. №. 1. P. 39-51
  3. Веденина М.Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: Автореф. дис. докт. псих. наук, М., 2000
  4. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делании; пер. с анг. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 272 с.
  5. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. - М. : Теревинф, 2006.
  6. Никольская, О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.
  7. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с. – (Коррекционная педагогика)
  8. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 2. С. 3–12.
  9. Шипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений/ Л.М. Шипицина. - СПб.: “Дидактика Плюс”, - 2001. - 368с. ISBN 5-89239-028-4
  10. Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы / Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 2009. 230 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Хуланхова А.А., Арефьева А.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 417 - 422. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8622 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8622



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.