'
Хуланхова А.А., Арефьева А.В.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *
Аннотация:
в статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт по проблеме разработки коррекционных подходов и методов развития социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Ключевые слова:
аутизм, адаптация, расстройство аутистического спектра, социально-бытовые навыки, дошкольный возраст
УДК 376.3
Хуланхова А.А.
студент 4 курса бакалавриата по направлению
Специальное дефектологическое образование (логопедия)
Институт психологии и педагогики
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
Арефьева А.В.
канд. биол. наук, доцент кафедры возрастной физиологии,
специального и инклюзивного образования
Институт психологии и педагогики
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация: в статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт по проблеме разработки коррекционных подходов и методов развития социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: аутизм, адаптация, расстройство аутистического спектра, социально-бытовые навыки, дошкольный возраст.
Введение. Детям с расстройством аутистического спектра, ввиду своих особенностей развития и восприятия, требуется специальная и постоянная помощь в овладении социально-бытовыми навыками, которые встречаются в повседневной жизни. Для того, чтобы обучение проходило наиболее эффективно и комфортно, необходимо понимать специфику обучения таких детей как педагогам, так и их родителям.
Данная проблема приобретает особую актуальность, ввиду того, что без качественного обучения и поддержки таких детей, они не смогут усвоить жизненно необходимые навыки, которые касаются ухода за собой, питания, ухода за окружающим помещением, и т.д.
Цель исследования: изучить литературу отечественных и зарубежных авторов для определения специальных подходов и методов обучения социально-бытовым навыкам детей дошкольного возраста с РАС.
Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:
Веденина М.Ю., отечественный психолог, уделяющая большое внимание изучению первичных нарушений и специфике психического развития при детском аутизме, выделяет следующие социально-бытовые навыки, на которые при обучении ребенка с РАС стоит обратить особое внимание:
Что необходимо учитывать педагогам и родителям при обучении социально-бытовым навыкам детей с РАС, рассмотрим подробнее.
Формирование и закрепление социально-бытовых навыков происходит постепенно, изо дня в день. При этом важно не количество затраченного времени на повторение определенного навыка, а регулярностью повторяющейся деятельности, то есть приобретение ребёнком практического выполнения данного навыка.
Либлинг М.М. в своих трудах также отметила, что для ребенка с РАС одним из главных жизненных принципов является постоянство, которое касается распорядка дня и его привычек. Ребенок чувствует себя более комфортно и безопасно, когда его день идет по четко построенному, привычному ему «маршруту». В случае, если распорядок дня соблюдает определенную последовательность и повторяемость, фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастёт в более целостную картину, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение [Шипицина, с. 171].
Никольская О.С. подчеркивала, что дети с расстройством аутистического спектра наиболее эффективно воспринимают наглядную информацию, это нужно учитывать и использовать в процессе обучения. В формировании социально-бытовых навыков можно использовать такую визуальную поддержку, как:
Кроме наглядности в обучении стоит обратить особое внимание тому, что в занятия важно добавлять игровые элементы, т.к. у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игровой. Делани Т. писала о том, что игровой метод формирования социально-бытовых навыков наиболее комфортен и эффективен для детей с РАС. Таким образом, ребенок будет заинтересован в процессе обучения, и навыки, которые он освоит, впоследствии будут ассоциироваться у него с позитивным опытом. Кроме того, игровой метод обучения позволяет всесторонне развивать ребенка: его эмоциональную регуляцию, навыки самоорганизации и планирования, мышление, память, крупную и мелкую моторику, и т.д. [Делани, с. 192].
Никольская О.С. также подчеркивала, что необходимо учитывать то, что чуткое участие взрослого очень важно при формировании у ребенка социально-бытовых навыков. На начальном этапе действующим лицом является взрослый – ребенку здесь отводится роль пассивного участника. Как родитель, так и педагог, для лучшего понимания ребенком инструкции, может использовать метод «рука в руке» – взрослый берет обе руки ребенка в свои, и поэтапно, проговаривая инструкцию вслух, совершает необходимое действие. Постепенно, после нескольких повторений данного метода, стоит постепенно уменьшать активную физическую помощь, и помогать уже словесно. Впоследствии, видя положительную динамику в усвоение того или иного навыка ребенком, и словесную инструкцию можно сокращать. Также следует отметить, что в обучении занимает важное место – эмоциональный отклик взрослого и поощрение успехов ребенка [Шипицина, с. 190].
Выводы. Таким образом, дети с РАС не осваивают социально-бытовые навыки самостоятельно. С такими детьми необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Хуланхова А.А., Арефьева А.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 417 - 422. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8622 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*