'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 72

Просмотры  55 просмотров

Тарасенко Е.В.

  


ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ *

  


Аннотация:
в статье представлен опыт функционирования на базе образовательной организации инновационной опорной площадки, деятельность которой направлена на формирование и развитие у школьников экологического мышления   

Ключевые слова:
формирование и развитие экологического мышления школьников на этапе общего образования, инновационная площадка   


УДК 37.025.7

Тарасенко Е.В.

учитель МАОУ «Лицей №82»

(г. Челябинск, Россия)

 

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В РАМКАХ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

 

Аннотация: в статье представлен опыт функционирования на базе образовательной организации инновационной опорной площадки, деятельность которой направлена на формирование и развитие у школьников экологического мышления.

 

Ключевые слова: формирование и развитие экологического мышления школьников на этапе общего образования, инновационная площадка.

 

Нельзя сказать, что вопросы формирования и развития у школьников отдельных составляющих экологического мышления появились в педагогической науке и практике только сегодня, но в последнее время они набирают всё большую актуальность. Понимая под экологическим мышлением готовность ребёнка к активной общественной деятельности, связанной с науками о природе, мы полагаем, что первоначальной и первостепенной задачей в этом отношении является актуализация в сознании детей проблем защиты окружающей среды, обращение их внимания на то, как важны проблемы экологии, и как образ жизни каждого жителя планеты влияет на её благополучие.

Именно с ориентацией на решение этих задач в МАОУ «Лицей №82 г. Челябинска» функционирует инновационная площадка «ЭКОмышление: масштаб – лицей 82». В рамках работы площадки в лицее спроектирована  модель  интеграции  общего  и  дополнительного образования,    направленная  на    формирование  экологического  мышления, с  использованием  потенциала  профессорско-преподавательского  состава учреждений высшего профессионального образования города [2].

В 2022 году команда лицея приняла участие в проекте «Сlimate Action». «Climate Action Project» — это международный проект по изменению климата, организованный Всемирным фондом дикой природы (WWF – ведущая глобальная организация по охране дикой природы и исчезающих видов, работающая почти в 100 странах мира), который на сайте climate-action.info [1] создает виртуальное пространство для школьников из 149 стран всего мира. Во время шестинедельного проекта школьники изучают проблемы экологии по дидактическим материалам, предлагаемым организаторами проекта, удалённо сотрудничают со сверстниками по всему миру, исследуя и обсуждая проблемы изменения мирового климата, создавая собственные экологические проекты и обсуждая их на еженедельных онлайн-мероприятиях.

Организаторами проекта предлагаются дидактические материалы для изучения ими причин, последствий и решения проблемы изменения климата, а также знакомства с действиями, которые можно предпринять для защиты планеты.

Содержание еженедельных занятий определено организаторами проекта следующим образом: изменение климата и глобальное потепление, причины изменения климата, последствия изменения климата, решения проблемы изменения климата.

Проект предлагает занятия, рассчитанные на шесть недель. Каждый урок следует формату, включающему в себя следующие разделы:

  1. «Задумайтесь» – для специальных пауз, рефлексии и наблюдения, оценка учащимися нынешних условий, убеждений, взглядов и предрассудков.
  2. «Выясните возможности» – для исследования современных идей и поиска вдохновения. Задания на этом этапе включают в себя исследования, интервью и запрос обратной связи.
  3. «Создавайте с оптимизмом» – для развития собственных идей при работе над планом действий в защиту климата.
  4. «Действуйте сообща» – для коллаборации учащихся со сверстниками по всему миру, виртуального обмена инновациями, опытом и знаниями, вебинаров и онлайн-конференций, которые позволяют школьникам расширить доступ к идеям, информации и возможностям.

Говоря о технологической составляющей занятий, организаторы предлагают в качестве преимущественно используемых следующие технологии: совместное обучение, обучение на практике и обучение в игровой форме, обучение с использованием технологий и обучение на основе проектов.

Каждую неделю обучающиеся создают видеоотчет о собственной работе в проекте, и созданные видео публикуются на сайте проекта. Благодаря этим видео студенты смогут обменяться своими исследованиями, асинхронно учиться прямо друг у друга. Это важно, так как результаты изменения климата могут варьироваться в зависимости от части мира.

На сегодняшний день наши лицеисты встречались на видеоконференциях со школьниками из Индии, Мексики и Испании, даже по завершении проекта продолжают удалённое взаимодействие со сверстниками из Китая, создали группу «Climate Action Project» в социальной сети в «VK». Одновременно, педагоги всего мира обмениваются опытом по формированию и развитию у школьников естественнонаучной грамотности.

Шесть недель проекта завершаются «Днём борьбы с изменением климата» – онлайн-мероприятием, которое служит кульминацией «Climate Action Project» для всех его участников. Среди докладчиков мероприятия были мировые лидеры, ведущие климатологи и исследователи, международные молодежные активисты, а также студенты и преподаватели, демонстрирующие свои идеи, изобретения и инициативы. В этом году среди приглашенных докладчиков были бывший президент Финляндии Тарья Халонен, сенатор достопочтенный Мэтью Самуда с Ямайки, Хуан Гарсия из Программы ООН по окружающей среде и Ее Королевское Высочество принцесса Бельгии Эсмеральда, астронавты и учёные NASA. Во время мероприятия студенты и преподаватели задавали вопросы спикерам и отдельные команды демонстрировали свои возможные решения проблемы изменения климата.

Уже на сегодняшний день можно констатировать, что участие в проекте «Climate Action» в значительной степени поспособствовало решению таких дидактических задач, как обеспечение мотивации экологического образования для учащихся, далее, переход от мотивированной деятельности ребёнка по освоению реальности к его внутренним приращениям, и от них к освоению достижений современной науки и практики. Безусловно, сложно переоценить возможности взаимодействия школьников со сверстниками по всему миру для развития у них коммуникативной компетенции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Официальный сайт проекта "Climate Action Project" / [Электронный ресурс] // climate-action.info : [сайт]. — URL: climate-action.info (дата обращения: 16.05.2023).
  2. Раздел «Инновации» на официальном сайте МАОУ «Лицей №82 г. Челябинска» / [Электронный ресурс] // https://лицей82.рф/main/innovatsii/ : [сайт]. — URL: climate-action.info (дата обращения: 16.05.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Тарасенко Е.В. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 412 - 416. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8621 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8621



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.