'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 71

Просмотры  184 просмотров

Сидорова Н.М., Симонова А.Л.

  


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в статье раскрывается понятие цифровой грамотности. Анализируется образовательная компетенция   

Ключевые слова:
цифровая грамотность, обучение, образовательная компетенция   


УДК 373.31

Сидорова Н.М.

Сибирский федеральный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

Научный руководитель:

Симонова А.Л.
кандидат педагогических наук, доцент

Сибирский федеральный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ –

НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Аннотация: в статье раскрывается понятие цифровой грамотности. Анализируется образовательная компетенция.

 

Ключевые слова: цифровая грамотность, обучение, образовательная компетенция.

 

В контексте программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в масштабные проекты, посвящённые образованию, вошло слово «цифровизация» [1]. К 2025 году система образования в России должна быть построена так, чтобы подготовить к цифровому будущему достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями.

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики. Международные организации, предпринимая различные попытки классифицировать необходимые современному человеку компетенции, говорят о важности цифровой, информационной, научной грамотности [2].

Согласно определению ООН, цифровая грамотность – это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни [3]. Основываясь на этой формулировке, аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) при проведении своих социологических исследований определяет понятие цифровой грамотности, как базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде, и выделяет компоненты такие цифровой грамотности: информационную грамотность, компьютерную грамотность, коммуникативную грамотность, медиаграмотность и отношение к инновационным технологиям [4].

В эпоху цифровизации наряду с читательской, математической и даже финансовой грамотностью основы цифровой грамотности следует формировать с раннего возраста, а в процессе взросления она должна продолжать развиваться, адаптируясь к условиям меняющегося цифрового мира. И первым (как по значимости, так и по времени) после семьи когнитивным социальным институтом для большинства людей является именно система образования.

Ельцова О.В. считает, что формирование цифровой грамотности уже в младших классах оказывает крайне благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей обучающихся, на прочие результаты обучения. По её мнению, цифровую грамотность нужно ввести в перечень общих компетенций и формировать не в рамках одного из предметов, но в совокупности предметов, в общем процессе обучения, без отрыва от общих задач образования [5]. Берман Н.Д. в своей статье «К вопросу о цифровой грамотности» также настаивает, что формирование цифровой грамотности обучающихся не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла, таких как информатика или информационные технологии, но должно носить метапредметный или межпредметный характер [6].

Поэтому новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Предполагается, что цифровые компетенции учителей должны способствовать формированию у них разных сложных навыков и знаний в области обучения детей цифровой грамотности, что позволит им основывать свои решения на собственном успешном опыте в области использования цифровых технологий, понимания особенностей цифрового пространства.

Профессиональный стандарт педагога определяет, что учитель должен владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательской; общепедагогической; предметно-педагогической –  и среди основных общепедагогических функций перечисляет действия учителя по формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями [7].

В медиа и государственном дискурсе формирование и развитие цифровой грамотности детей конструируется как задача, за которую полностью ответственны учителя и для успешного осуществления которой они должны приобретать особые (цифровые) компетенции и совершенствовать их в профессиональной деятельности.

Между тем, результаты социологического исследования Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе (2019)» свидетельствуют о том, что ИКТ-компетенции учителей начальной школы в части «Развитие цифровой грамотности учащихся» сформированы на недостаточном уровне (27%-37%) [4]. В той же статье «К вопросу о цифровой грамотности» Берман Н.Д. отмечает, что темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей, следствием чего является недостаточный уровень сформированности цифровой грамотности [6].

Таким образом, противоречия между потребностью общества в учителе, способном эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях информатизации образования и недостаточным уровнем готовности будущего учителя начальных классов к формированию цифровой грамотности обучающихся определяют проблему моего дальнейшего исследования «Развитие готовности педагогов к формированию цифровой грамотности младших школьников».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
  2. Кузьмина М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с. – Режим доступа: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2019/12/formirovanie-czifrovoj-gramotnosti-obuchayushhihsya-metodicheskie-rekomendaczii-dlya-rabotnikov-obrazovaniya.pdf
  3. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator - United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018. – Режим доступа : http://unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf
  4. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе./ Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. – Режим доступа : https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/tsifrovaya-gramotnost-rossiyskikh-pedagogov/
  5. Ельцова О.В. Содержание и уровни развития цифровой грамотности у младших школьников. // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30163
  6. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем". – № 6-2, 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovoy-gramotnosti
  7. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказомМинистерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н), с изменениями и дополнениями 2015, 2016 г.г. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сидорова Н.М., Симонова А.Л. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 407 - 411. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8620 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8620



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.