'
Сидорова Н.М., Симонова А.Л.
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ *
Аннотация:
в статье раскрывается понятие цифровой грамотности. Анализируется образовательная компетенция
Ключевые слова:
цифровая грамотность, обучение, образовательная компетенция
УДК 373.31
Сидорова Н.М.
Сибирский федеральный университет
(г. Красноярск, Россия)
Научный руководитель:
Симонова А.Л.
кандидат педагогических наук, доцент
Сибирский федеральный университет
(г. Красноярск, Россия)
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ –
НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: в статье раскрывается понятие цифровой грамотности. Анализируется образовательная компетенция.
Ключевые слова: цифровая грамотность, обучение, образовательная компетенция.
В контексте программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в масштабные проекты, посвящённые образованию, вошло слово «цифровизация» [1]. К 2025 году система образования в России должна быть построена так, чтобы подготовить к цифровому будущему достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями.
Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики. Международные организации, предпринимая различные попытки классифицировать необходимые современному человеку компетенции, говорят о важности цифровой, информационной, научной грамотности [2].
Согласно определению ООН, цифровая грамотность – это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни [3]. Основываясь на этой формулировке, аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) при проведении своих социологических исследований определяет понятие цифровой грамотности, как базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде, и выделяет компоненты такие цифровой грамотности: информационную грамотность, компьютерную грамотность, коммуникативную грамотность, медиаграмотность и отношение к инновационным технологиям [4].
В эпоху цифровизации наряду с читательской, математической и даже финансовой грамотностью основы цифровой грамотности следует формировать с раннего возраста, а в процессе взросления она должна продолжать развиваться, адаптируясь к условиям меняющегося цифрового мира. И первым (как по значимости, так и по времени) после семьи когнитивным социальным институтом для большинства людей является именно система образования.
Ельцова О.В. считает, что формирование цифровой грамотности уже в младших классах оказывает крайне благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей обучающихся, на прочие результаты обучения. По её мнению, цифровую грамотность нужно ввести в перечень общих компетенций и формировать не в рамках одного из предметов, но в совокупности предметов, в общем процессе обучения, без отрыва от общих задач образования [5]. Берман Н.Д. в своей статье «К вопросу о цифровой грамотности» также настаивает, что формирование цифровой грамотности обучающихся не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла, таких как информатика или информационные технологии, но должно носить метапредметный или межпредметный характер [6].
Поэтому новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Предполагается, что цифровые компетенции учителей должны способствовать формированию у них разных сложных навыков и знаний в области обучения детей цифровой грамотности, что позволит им основывать свои решения на собственном успешном опыте в области использования цифровых технологий, понимания особенностей цифрового пространства.
Профессиональный стандарт педагога определяет, что учитель должен владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательской; общепедагогической; предметно-педагогической – и среди основных общепедагогических функций перечисляет действия учителя по формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями [7].
В медиа и государственном дискурсе формирование и развитие цифровой грамотности детей конструируется как задача, за которую полностью ответственны учителя и для успешного осуществления которой они должны приобретать особые (цифровые) компетенции и совершенствовать их в профессиональной деятельности.
Между тем, результаты социологического исследования Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе (2019)» свидетельствуют о том, что ИКТ-компетенции учителей начальной школы в части «Развитие цифровой грамотности учащихся» сформированы на недостаточном уровне (27%-37%) [4]. В той же статье «К вопросу о цифровой грамотности» Берман Н.Д. отмечает, что темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей, следствием чего является недостаточный уровень сформированности цифровой грамотности [6].
Таким образом, противоречия между потребностью общества в учителе, способном эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях информатизации образования и недостаточным уровнем готовности будущего учителя начальных классов к формированию цифровой грамотности обучающихся определяют проблему моего дальнейшего исследования «Развитие готовности педагогов к формированию цифровой грамотности младших школьников».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Сидорова Н.М., Симонова А.Л. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 407 - 411. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8620 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*