'
Сидоров И.В., Кондратюк Т.А.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье анализируются особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
Ключевые слова:
младшие школьники, учебные действия, образование
УДК 373.31
Сидоров И.В.
Сибирский федеральный университет
(г. Красноярск, Россия)
Научный руководитель:
Кондратюк Т.А.
кандидат педагогических наук, доцент
Сибирский федеральный университет
(г. Красноярск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье анализируются особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Ключевые слова: младшие школьники, учебные действия, образование.
В настоящее время в обществе происходят процессы глобализации экономики, технический прогресс, информатизация, демократизация. Эти процессы способствуют замене приоритетов в образовании. В российском обществе самыми востребованными являются такие человеческие качества, как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность, стремление и способность непрерывно учиться в течение всей жизни. Эти положения отражают нормативные документы образования: закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Современный выпускник начальной школы должен обладать не только суммой знаний, но и стремлением и умением самостоятельно осваивать новую информацию. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) одной из целей образования определяет развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий [1].
Понятие «учебные действия» рассмотрели в своих трудах В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, А.В. Карпов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Э.Д. Телегина, О.К. Тихомиров, Ю.Г. Фокин, Д.Б. Эльконин и др.
Термин «универсальные учебные действия», по мнению авторов концепции (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.), значит, в широком значении, умение учиться, «т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем намеренного и активного присвоения нового социального опыта. В наиболее узком смысле (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действий обучающегося (еще связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию данного процесса» [2].
Универсальные учебные действия (далее УУД) оказывают влияние на достижение успехов в образовательных результатах, обеспечивают возможность самостоятельного осуществления учебной деятельности, проявление способности к саморазвитию и самосовершенствованию создание условий для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию. Авторы концепции формирования универсальных учебных действий считают, что регулятивные универсальные учебные действия способствуют обеспечению организации учебной деятельности обучающегося [2]. К регулятивным УУД относят действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценки, саморегуляции. Регулятивные УУД связывают с формированием у обучающихся сознательности мышления, произвольности деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими.
По мнению О.В. Кузнецовой, процесс формирования учебных действий можно условно представить в виде этапов, критериями для выделения которых стали:
- степень самостоятельности выполнения действия; (например, сначала данное действие выполняется совместно, затем самостоятельно);
- расширение объектов приложения данного действия (к примеру, действие оценки направлено сначала только на свою работу, а затем обучающиеся учатся оценивать работу другого);
- усложнение характера самого действия (например, сначала ученик учится формулировать цель урока, осознав недостаточность своих знаний в ситуации «разрыва» в знаниях, затем он обретает способность прогнозировать цель деятельности, анализируя логику продвижения в учебном материале и т. д.) [3].
Таким образом, процесс формирования регулятивных учебных действий представляет собой четыре этапа: 1) отсутствие учебных действий как целостных единиц; 2) выполнение учебных действий в коллективно-распределенной деятельности с преобладанием действия взрослого;3) выполнение учебных действий в коллективно-распределенной деятельности с преобладанием действия учащегося; 4) самостоятельное построение учебного действия.
Та же О.В. Кузнецова называет основными характеристиками процесса формирования регулятивных УУД гетерохронность и неравномерность, в связи с чем в процессе формирования регулятивных УУД учащихся начальной школы выделяются два периода наиболее интенсивного развития: 1 класс и 4 класс [4].
В то же время в научно-методической литературе являются мало исследованными педагогические условия успешного формирования регулятивных УУД, остается открытым вопрос о диагностике уровня сформированности у младших школьников регулятивных УУД.
Таким образом, существуют проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые определены следующими противоречиями между:
- потребностью общества в формировании и развитии самостоятельного, ответственного, инициативного человека и недостаточной сформированностью этих личностных качеств у выпускников школы;
- требованием ФГОС НОО к определению образовательных результатов в форме метапредметных УУД и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических условий формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников;
- необходимостью формирования у младших школьников регулятивных УУД на уроках окружающего мира и отсутствием соответствующих методик обучения.
Выявленные противоречия определяют следующую проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира? Решить обозначенную проблему предполагается в ходе исследования «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающий мир».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. – Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Асмолов, А.Г. Принципы системно-деятельностного подхода – конкретно-научной методологии изучения человека в психологии / А.Г. Асмолов // Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – с.117-184.
Кузнецова, О.В. Этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / О.В. Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - №1. – Том 2. Педагогические науки. – С. 42-46. – Режим доступа : file:///C:/Users/user/Downloads/etapy-formirovaniya-regulyativnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov.pdf
Кузнецова, О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Кузнецова Ольга Владимировна. – Ярославль, 2015. – 24 с. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/formirovanie-regulyativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-mladshikh-shkolnikov-v-protsess/read
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Сидоров И.В., Кондратюк Т.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 402 - 406. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8619 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*