'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 69

Просмотры  88 просмотров

Стоянова Д.А.

  


СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены универсальные учебные действия, их виды. Учтены особенности универсальных учебных действий на уроках математики. Описаны общие средства формирования универсальных учебных навыков   

Ключевые слова:
универсальные учебные действия, педагогические средства   


УДК 37

Стоянова Д.А.

магистр 44.04.01

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

(г. Орел, Россия)

 

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в работе рассмотрены универсальные учебные действия, их виды. Учтены особенности универсальных учебных действий на уроках математики. Описаны общие средства формирования универсальных учебных навыков.

 

Ключевые слова: универсальные учебные действия, педагогические средства.

 

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика.

Формирование личностных качеств школьников и навыков, необходимых им для дальнейшего развития, позволит учащимся, согласно ФГОС, не только самостоятельно обучаться, но и углублённо работать в сфере науки и исследовательской деятельности.

По словам А. Г. Асмолова, развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса [1].

Универсальные учебные действия (УУД) — совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни [8].

Благодаря усвоению универсальных учебных практик ученики приобретают навыки работы в познавательной, учебной и социальной практике. Также подобное построение образовательного процесса способствует развитию самостоятельного планирования учебной деятельности; организации сотрудничества с педагогами и сверстниками; построению индивидуального образовательного пути. Все эти возможности реализовываются благодаря УУД, которые, согласно определению Л.И. Боженковой, являются системой действий учащегося, заставляющей не только ученика учиться самостоятельно, но и обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника [3].

УУД делятся на 4 группы согласно выполняемым функциям:

1) познавательные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) личностные.

Познавательные УУД формируют у учащихся научную картину мира. Они нацелены на реализацию исследования, работу с информацией. Иными словами, применяются при поиске, обработке, структурировании информации и систем, а также анализе полученных данных.

Регулятивные УУД помогают учащемуся развить самостоятельность в исследовательской деятельности. В рамках этой группы школьники учатся выделять цели и задачи научных трудов, создавать план работы, самостоятельные контролировать и корректировать проделанную работу, саморефлексировать и оценивать свою деятельность [2].

Коммуникативные УУД включают действия, связанные с коммуникацией учащихся с учителем и другими школьниками. Основная концепция этой группы заключается в прививании способности взаимодействовать с научным руководителем, оппонентом или коллегой по исследованию в рамках определённых норм.

Личностные УУД формируют личностные качества учащегося, учат ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Данная группа помогает ученику осознать своё внутреннее «Я», выделить собственную индивидуальность, принять социальную роль человека, гражданина, носителя определённой культуры и мировоззрения.

Математика как наука имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при обучении, в частности при формировании УУД. Главной особенностью математики, как школьного предмета, является ее междисциплинарная сущность, т.е. ее прямая и косвенная связи с остальными предметными областями.

УУД по определению не привязаны к какой-либо предметной области, поэтому и их развитие наиболее полно и эффективно будет протекать в междисциплинарном поле [5]. Это может достигаться работой над проектом внеурочной деятельности, который имеет отношение к различным областям знания, или, как в нашем случае, при изучении предмета связанного с различными предметными областями.

Однако математика - техническая наука, поэтому она развивает в первую очередь следующие свойства интеллекта:

- Математическая интуиция;

- Логическое мышление;

- Пространственное мышление;

- Техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности;

- Комбинаторный стиль мышления;

- Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

«Средства педагогические – материальные объекты и предметы внутренней культуры, предназначающиеся для организации и реализации педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: игра, труд, познание, ученическое общение» [4].

Выделим общие наиболее эффективные педагогические средства формирования УУД.

Самостоятельная работа школьников на уроке. Самостоятельная работа не дома, а в специализированном месте под надзором учителя является одним из способов формирования УУД [6]. Занятия или фрагменты занятий, выстроенные в такой структуре, позволяют развивать все виды УУД. При самостоятельной работе ученик учится самостоятельно ставить цели, составлять план решения. Помимо этого, он не лишён возможности коммуницировать. Также самостоятельно работая над поиском решения, интеллектуально вовлечён в проблему и замотивирован на ее решение. Полученные таким образом знания дополняют картину мира ученика и с большей вероятностью будут им усвоены. Например, учитель может использовать компьютерные технологии: вывести на экран задание (пример), решение которого ученики могут обсуждать друг с другом и самостоятельно записать ответ. При затруднении учитель включен в дискуссию, направляет и помогает ученикам найти верное решение.

Работа с текстом и информационными материалами. У многих людей, в частности школьников, лучше развито визуальное восприятие информации. Работая не с лекцией учителя, а с другими источниками, например, учебником, школьник получает не только знания, но и умение выделять нужные части, получаемой информации, то есть выделять главное. Владея подобным ресурсом, школьник может перечитывать, или, например, в случае аудио-, видеозаписи, повторно прослушивать необходимые места, которые вызвали затруднение. В случае, когда полученная информация не ясна, ученик может задать вопрос, для этого его нужно четко сформулировать и задать, здесь задействованы коммуникативная и регулятивная функции УУД, помимо того, что изучение информации уже есть проявление познавательной функции. Интересным примером может послужить использование педагогом видеоматериалов – мультфильмов, иллюстрирующими задачу. В видеоролике дети не только прослушивают задание, но и видят условия, изображенные в анимированном представлении. Такой способ усиливает мотивацию и развивает интерес учеников.

Парная и групповая форма работы. Для наиболее эффективного развития коммуникативных УУД необходимо подталкивать школьников к общению не только с учителем, но и со сверстниками. Важным этапом развития личности является формирование способности работать в команде [7]. Наиболее эффективным применением этого педагогического средства, по нашему мнению, является групповая исследовательская работа. Подобные виды работ также воспитывают в школьниках различные личностные качества. Работа, разделенная в группе, зависит от каждого ее участника, то есть каждый несет ответственность не только за себя, но и за других, таким образом у ученика формируется чувство ответственности и долга. При совместной работе возникают и ситуации, в которых школьнику необходимо понять своего напарника, поддержать его или оказать помощь. В такой ситуации может поменяться мировоззрение и восприятие людей, так приходит понимание существования у других людей интересов и особенностей, которые нужно принимать и учитывать при выполнении собственных действий. Для примера: учитель может провести групповое соревнование, когда ученики в классе разделяются на команды. Отметим, что в каждой команде присутствует лидер – преуспевающий ученик, который является капитаном команды. Зачастую в классе имеются отстающие ученики. Одной из задач членов команды является вовлечение «слабого» ученика в групповой вид деятельности. Учитель может мотивировать группу, чтобы дети помогали и дали возможность ответить. Такая работа в команде развивает все УУД и личностные качества учеников.

Рефлексия — способность человеческого мышления к критическому самоанализу [9]. К средствам, помогающим при формировании универсальных учебных действий на стадии рефлексии, которые могут помочь творчески интерпретировать информацию, относятся: инструкции, памятки, синквейны. Для развития личности ученика и формирования УУД (личностных и регулятивных) необходимо прибегать к этому средству. Именно критическое мышления позволяет реализовывать целенаправленное формирование основных способностей у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной самостоятельной работы школьников. Данный вид УУД является неотъемлемой частью каждого урока. В каждом случае с рефлексией учитель понимает, насколько ученики запомнили материал.

Информационно-коммуникационные технологии. Сейчас удобным средством обучения и развития являются современные технологии. Для развития познавательных УУД можно давать ученикам задания по поиску информации в интернете, анализу имеющихся научных данных. Помимо того коммуникация путем переписки или аудио-, видеосозвонов при совместной работе учащихся развивает коммуникативные УУД. Визуально многие электронные приложения привлекают учеников, что будет положительно сказываться на их настрое и мотивации. На данный момент существуют и приложения для визуализации математических законов и задач, что можно использовать в рамках образования. Также гаджет, который ранее был просто игрушкой, теперь может стать для ученика приятным инструментом саморазвития. Например, существуют образовательные онлайн-порталы, которые учитель может предложить ученикам как дополнительные средства обучения.

Мы перечислили и описали общие средства развития УУД. Анализируя эту информацию, можно заметить, что эти средства можно комбинировать для наиболее эффективной работы. Так, например, рефлексия может быть заключающим этапом самостоятельной работы, которая в свою очередь может быть групповой или индивидуальной. Рефлексия является обязательной частью каждого этапа образовательного процесса. Каждый урок в средней общеобразовательной школе имеет этап рефлексии, на уроках математики обычно – это закрепление материала путем повтора схожих с изученными на этом уроке примерами. Каждое из рассмотренных средств развивает по несколько групп УУД и является эффективным педагогическим средством их развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. — М., 2008.
  2. Асмолова А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система знаний. Пособие для учителя // Под редакцией Асмолова А.Г. — М.: Просвещение, 2010
  3. Боженкова Л. И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-universalnye-uchebnye-deystviya-v-obuchenii-matematike
  4. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. 64 с.
  5. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа 1990 №7. С. 6-16
  6. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. №4. С. 153-160.
  7. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент . 2010. №2. С. 11-12
  8. Подходова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Педагогика. Психология. 2013. С. 139-146
  9. Седакова В.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач // Вестник ЧГПУ. 2012. №9. С. 145-154
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Стоянова Д.А. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 394 - 401. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8618 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8618



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.