'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 68

Просмотры  33 просмотров

Саранова Е.С.

  


ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье анализируется проектирование системы для определения уровня цифровой компетентности составления индивидуального маршрута обучения   

Ключевые слова:
цифровая компетентность, маршрут обучения, система образования   


УДК 374.1

Саранова Е.С.

аспирант

Башкирский государственный педагогический университет

имени М. Акмуллы

 (г. Уфа, Россия)

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ

ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье анализируется проектирование системы для определения уровня цифровой компетентности составления индивидуального маршрута обучения.

 

Ключевые слова: цифровая компетентность, маршрут обучения, система образования.

 

Современные исследования, рассматривающие процесс подготовки к проектированию индивидуальных маршрутов обучения, активно развиваются в области образования[1]. Не смотря на актуальность данной тематики, в особенности, развития цифровых компетенций, данное направление все еще недостаточно исследовано. Первые результаты на практике обучения по индивидуальным маршрутам получили положительные результаты, проведя эксперимент в изучении гуманитарных наук [2], которые подтверждают, что их составление для обучаемого является эффективной формой и приводят к получению желаемых и планируемых результатов.

Одним из важных критериев эффективности реализации маршрута, на базе имеющихся знаний обучаемого, как активного субъекта образовательного процесса, является достижение поставленной образовательной цели [3], построение пути к которой, является целью исследования.

Нахождение оптимального маршрута для конкретного субъекта определяется на основе входящих данных по результатам тестирования, которое предлагается пользователю вначале. Оптимальным и последовательным маршрутом является тот, который достигается за минимальное количество учебного времени[5].

Алгоритм работы программного продукта для определения уровня цифровой компетентности и составления индивидуального маршрута обучения с целью повышения уровня знаний навыков и расширения диапазона направлений в информационной сфере представлен на рисунке 1.

У пользователя определяется уровень знаний, с помощью тестирования, после чего, запускается блок подбора курсов, а именно, с помощью составления индивидуального маршрута знаний. Далее осуществляется проверка, на соответствие количество часов в курсах, рекомендуемых программной, их характеристик, на соответствие с уровнем пользователя.

Рисунок 1 - Алгоритм работы программы для подбора оптимального маршрута

 

Допустим, пользователь уверенно владеет базовыми навыками обработки текста в текстовом редакторе, а в рекомендованном курсе уже встречается теория и практика по этой компетенции, следовательно, данный курс уже не может быть рекомендован пользователю, даже если, предусматривает повышение навыков в данной компетенции.

В связи с этим условием, в программе предусмотрена проверка соблюдения требований к курсу и входящих данных пользователя. Для регулировки неопределенных ситуаций, существует блок принятия решения методистом. Так же методист обладает возможностью корректировки маршрута.

Основная задача программы не просто оценить уровень знаний пользователя, а подобрать оптимальный маршрут, который поможет повысить уровень компетенций, не затрачивая время на повторения.

Пользователи описанной программы делятся на три вида: пользователи, могут быть как не зарегистрированными, так и аутентифицированными. Пользователи обладающими уникальными правами являются методист и Администратор (Рисунок 2).

Не зарегистрированному пользователю необходимо пройти регистрацию, для хранения информации в базе данных. Далее пользователю будет предложено пройти тестирование на определение уровня цифровых компетенций, составленных методистом, в соответствии с требованиями реализации образовательных программ по цифровой грамотности способствует развитию личности, повышает уровень цифровых компетенций, в том числе у людей среднего и старшего возраста, позволяет оставаться конкурентоспособными специалистами на протяжении всей жизни [4].

После прохождения тестирования, результаты будут проанализированы и составлен индивидуальный маршрут. Так же пользователь может посмотреть результаты тестирования и составленный программой маршрут.

Методист обладает правами просмотра графа, который формируется в результате прохождения тестирования пользователя, возможностями редактирования маршрута, ввод и редактирование сведений, содержания курсов, а именно количество часов, предметов.

Администратор обладает правами редактирования маршрута, редактирования информации о курсах. Что касается отчетности, так же за управлением данными о пользователях. Система отчётности подразумевает информацию о тестированных пользователях и создании для их образовательных маршрутов, и рекомендованных курсов в дальнейшем.

Предлагаемая модель является универсальной и может быть использована для построения индивидуальной траектории обучения, в том числе с использованием массовых открытых онлайн-курсов или при обучении в смешанном очно-дистанционном формате. Выбор множества необходимых компетенций позволяет с помощью модели определить последовательность образовательных курсов с минимизацией времени на обучение [5].

Для реализации целей исследования разработана структура базы данных программы (Рисунок 3), которая позволит хранить информацию о уже имеющихся маршрутах обучения, так же отслеживать в дальнейшем о повышении уровня компетенций пользователя. Так же необходимо актуализировать информацию об имеющихся курсах, описывать их и поддерживать в актуальном состоянии. Информация о компетенциях. Которые обеспечивают полную информацию и описывают возможности в сфере цифровых технологий, так же являются ключевыми для работы программы. Каждый предмет, включённый в курс, содержит несколько цифровых компетенций.

Выявить основные интересы и задачи пользователей и сформулировать совокупность ожидаемых результатов по результатам прохождения обучения.

Рисунок 2 - Диаграммы вариантов использования программы

определения уровня цифровой компетентности составления

индивидуального маршрута обучения

 

По данным проектирования описанной программы предлагается разработать программное приложение для составления индивидуальных маршрутов в виде матрицы достижения цифровых компетенций: общая и индивидуальная, как подграф общей. Данные планируются сохраняться в графическом и численном виде. Так же предполагается разработка программного модуля обеспечения для расчета маршрута работает на численном представлении графа, а также матрицей расстояний. Далее вычисляется кратчайший маршрут на основе комбинаторных алгоритмов.

 

Рисунок 3 - Структура базы данных программы для определения уровня цифровых компетенций и составления индивидуального маршрута обучения

 

В данной статье рассмотрены основные этапы проектирования программы, которые состоят из тестирования и составления индивидуального маршрута. Так же были разработаны: алгоритм работы описывающий работу программы, диаграмма вариантов использования, а также, и структура базы данных. Таким образом проведено проектирование для дальнейшей разработки системы.

 

Благодарность. Статья выполнена по государственному заданию Министерства просвещения №073-03-2022-009/3 от 11 апреля 2022 г. на выполнение научно-исследовательских работ (далее – НИР) по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса» (г. Уфа).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гринько М.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников/ М.А. Гринько, В.А Петьков.//
    Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. № 3. –С. 24-28.
  2. Крузе И.И. Современные подходы к планированию конечного результата в процессе обучения студентов-юристов с использованием индивидуальных маршрутов обучения
    / И.И. Крузе, Н.М. Беленкова //Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 169-174.
  3. Кремнева А.С. Организация дифференцированного обучения в сельских школах через проектирование индивидуальных маршрутов одаренных учащихся / А.С. Кремнева., Н.Г. Маркова //Вестник НГПУ, 2021. – №5 (34). – С.64
  4. Справка о состоянии сферы непрерывного образования взрослых в РФ: приложение к проекту «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года». – Текст: электронный // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей: официальный сайт. – URL : http://www.dpoedu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 18.11.2022).
  5. Филиппова, А.С. Анализ и моделирование процесса обучения цифровым компетенциям / А.С. Филиппова, Е.С. Саранова, Л.И. Васильева, Г.И. Маннанова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2021. – № 2(92). – С. 154-172
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Саранова Е.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 385 - 393. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8617 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8617



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.