'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 67

Просмотры  71 просмотров

Романовская А.В.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются проблемы и стратегии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Обсуждаются различные типы нарушений речи, важность ранней диагностики, и основные аспекты психолого-педагогического сопровождения, включая роль семьи, педагогов и специалистов. Статья также подчеркивает важность партнерства между семьей, педагогами и специалистами для успешного преодоления речевых проблем у детей   

Ключевые слова:
нарушения речи, диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, семья, взаимодействие, педагоги, специалисты, инклюзия, дефектология   


УДК 376.1

Романовская А.В.

магистрант 1 курса, ZMП-Инкл-1-1,

кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ,

ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы и стратегии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Обсуждаются различные типы нарушений речи, важность ранней диагностики, и основные аспекты психолого-педагогического сопровождения, включая роль семьи, педагогов и специалистов. Статья также подчеркивает важность партнерства между семьей, педагогами и специалистами для успешного преодоления речевых проблем у детей.

 

Ключевые слова: нарушения речи, диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, семья, взаимодействие, педагоги, специалисты, инклюзия, дефектология.

 

Нарушения речи - это широкий спектр проблем, которые могут возникнуть у детей в процессе их речевого развития. Они могут охватывать всё, от задержки речевого развития до более серьезных заболеваний, таких как дизартрия и афазия. Эти проблемы могут серьезно повлиять на общение ребенка и его способность к обучению, социализации и адаптации в мире. Однако, с правильной поддержкой, многие дети с нарушениями речи могут преодолеть эти трудности. Семья играет ключевую роль в этом процессе, и именно здесь на помощь приходят психологи и педагоги.

Существует множество видов нарушений речи, относительно легких - задержка речевого развития, до более сложных, таких как дизартрия (проблемы с произношением звуков) или афазия (потеря способности понимать или производить речь) [1]. Диагностика таких проблем является важной задачей для психологов и педагогов. Они используют различные инструменты и методики для оценки речевых навыков ребенка, их возрастного соответствия, и выявления возможных проблем. Ранняя диагностика нарушений речи важна для определения подходящего плана психолого-педагогического сопровождения.

Диагностическая деятельность понимается как процесс, в ходе которого, с использованием диагностических инструментов или без них, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз [2].

Основными аспектами использования методов диагностики речи являются: простота использования, простота обработки данных, их доступность и ясность.

Немаловажное значение имеют условия, при которых проводится исследование, кто его проводит и как логопедические, неврологические, психологические данные затем используются в общем заключении о ребенке, при постановке диагноза.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.  Для обследования детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельница. А также предлагаемые образцы Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, О.Б. Иншакова, Н.С. Жукова [3].

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или недостаточную сформированность функциональных систем, в том числе речевых, и тем самым приблизиться к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой стороны, диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут помочь в преодоление этих трудностей [4].

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушениями речи включает в себя ряд активностей. Одной из важнейших является психологическая поддержка семьи. Родителям нужно помочь справиться с эмоциональным стрессом, связанным с проблемами речи ребенка, и понять, как они могут помочь своему ребенку.

Педагоги также играют ключевую роль в этом процессе. Они могут консультировать родителей, рекомендовать особые методики общения и обучения, подходящие для ребенка с нарушением речи. Они также помогают родителям создать поддерживающую обучающую среду дома, адаптируя речевые игры и используя специальные материалы и технологии, которые помогут ребенку развивать свои речевые навыки. Важная составляющая психолого-педагогического сопровождения - вовлечение семьи в речевые занятия и домашнюю работу ребенка. Это помогает поддерживать прогресс ребенка и усиливает то, что ребенок учится на занятиях с педагогом или специалистом.

Поддержка ребенка с нарушением речи требует усилий не только от семьи, но и от педагогов и специалистов. Важно, чтобы эти различные группы работали вместе, обменивались информацией и сотрудничали для обеспечения наилучшей поддержки ребенка. Коммуникация между родителями и педагогами или специалистами имеет ключевое значение. Родители должны быть в курсе прогресса ребенка, понимать его текущие сложности и знать, как они могут помочь. В то же время, педагоги и специалисты должны знать о любых изменениях в поведении или навыках ребенка дома, которые могут влиять на его речевые занятия [5].

Психолого-педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка с нарушениями речи основывается на нескольких ключевых принципах: ранней диагностики, постоянной поддержке семьи, активном участии семьи в обучении ребенка и сотрудничестве между родителями, педагогами и специалистами.

Все участники процесса играют важную роль в успешной коррекции речевых проблем у ребенка. По мере развития области дефектологии и инклюзии, вероятно, появятся новые методики и подходы к психолого-педагогическому сопровождению. Исследования продолжаются, и мы ожидаем новых перспектив и стратегий, которые будут способствовать еще большему успеху в работе с детьми, имеющими нарушения речи. В то же время, несмотря на любые будущие изменения и развитие, сердцем этого процесса всегда будет оставаться семья. Родители и близкие люди являются неотъемлемым элементом поддержки и развития ребенка, и их роль несравненно важна. Без семьи психолого-педагогическое сопровождение не будет таким же эффективным.

Итак, поддержка и сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи, требует совместной работы всех участников - родителей, педагогов, психологов, специалистов. Цель этого процесса - помочь ребенку максимально развить свои речевые навыки и успешно адаптироваться в обществе, а также обеспечить поддержку и ресурсы для семьи в этом важном и сложном путешествии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Карнюшкина И. В., Макарова О. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. – 2021.
  2. Герасименко Ю. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ //Актуальные проблемы психологии личности. – 2019. – С. 91-95.
  3. Колясникова С. Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Образование магистров: проблемы и перспективы развития: тезисы. – 2022. – С. 226.
  4. Легкая А. Ш. КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ДИС– 2019.
  5. Рахманова З. Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ //РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ. – 2020. – С. 132-136.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Романовская А.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 380 - 384. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8616 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8616



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.