'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 65

Просмотры  50 просмотров

Олексюк А.Э.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена общая характеристика исследовательской деятельности, ее цели и задачи. Раскрыты умения и навыки, приобретаемые учащимися в ходе проектной и научно–исследовательской деятельности. Приведены и раскрыты ряд принципов, которые предопределяют эффективность реализации исследовательской деятельности учащихся   

Ключевые слова:
научно–исследовательская деятельность, проектная деятельность, принципы исследовательской деятельности   


УДК 37

Олексюк А.Э.
учитель истории и обществознания
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №30»
(г. Магадан, Россия)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ

 

Аннотация: в работе рассмотрена общая характеристика исследовательской деятельности, ее цели и задачи. Раскрыты умения и навыки, приобретаемые учащимися в ходе проектной и научно–исследовательской деятельности. Приведены и раскрыты ряд принципов, которые предопределяют эффективность реализации исследовательской деятельности учащихся.

 

Ключевые слова: научно–исследовательская деятельность, проектная деятельность, принципы исследовательской деятельности.

 

Идея побуждения учащихся к исследованию мира имеет глубокие корни и была заявлена зарубежными педагогами Ж.–Ж. Руссо, И. Песталоцци, Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи, С. Френе и другими. В России эту точку зрения разделяли Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. В начале XX–го века в России, труды ученых, таких как И. Г. Автухов, П. П. Блонский, Б. В. Всесвятский, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, И. Ф. Свадковский и другие, отмечали эту идею исследовательской деятельности обучающихся.

Вначале исследовательский метод преподавания считался единственно верным и результативным, однако позже его не признали. Только в 1960–х годах возникла идея организации учебно–исследовательской деятельности школьников, что привело к переосмыслению исследовательского метода.

Рассмотрение различных аспектов организации исследовательской деятельности, обучающихся привлекло внимание ученых. Исследователи, такие как А. В. Хуторской, А. В. Леонтович, В. И. Андреев, А. А. Лебедев, Е. В. Набиева, А. С. Обухов, А. И. Савенков, Е. В. Титов, Л. Ф. Фомина и другие, работали над этой проблемой. Они понимают исследование как процесс выработки новых знаний, который является одним из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение, согласно этим авторам, является процедурой независимого постижения [6]. С помощью изучения предметов, действий и явлений, находящихся вокруг мира, обучающиеся могут познакомиться с ним.

М. В. Кларин считает, что обучение должно происходить в ситуациях, где учащийся сам овладевает понятиями и методами решения проблем, при этом учитель направляет его. Образование включает не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности, которые приобретаются в процессе такой деятельности. Термин «научно–исследовательская работа» по определению Л. Г. Рябовой – это творческая работа, которую выполняет ученик под руководством учителя.

В ходе выполнения деятельности формируется обоснованный проект операций, который разрабатывается и применяется на всех этапах работы. Результаты работы фиксируются в различных форматах, таких как описание, графики и научно–технические карты. Важно, чтобы результаты работы учащихся были реалистичными, то есть теоретические проблемы должны иметь конкретное решение, а практические задачи должны иметь свой результат. Исследовательская работа обучающихся включает в себя все эти материалы и готовое решение.

Каждый человек имеет в себе поисковую активность, которая является психологической основой для исследовательской деятельности обучающихся. Интерес к поиску исследовательских решений является основой их поведения. Исследовательская деятельность отличается от простой активности и поведения тем, что она осознанная, целенаправленная и предполагает использование культурных средств. Человек не проявляет исследовательское поведение в типичных жизненных ситуациях и при решении стандартных жизненных и профессиональных задач [1].

В современном мире, когда возникают новые и сложные задачи, объективно необходимо вести исследовательскую деятельность, особенно при работе с большим объемом разнообразной информации в режиме реального времени, когда требуются интуиция и творчество. В процессе учебно–исследовательской деятельности на уроках в школе можно приобрести многие умения, которые будут необходимы обучающимся в дальнейшей жизни. Исследовательские способности (умения) являются основой исследовательской компетенции.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся проявляют ряд навыков, таких как выявление проблем, формулирование вопросов, создание гипотез, определение понятий, классификация, наблюдение, проведение опытов, выведение выводов, структурирование материала, объяснение, доказательство и защита своих идей. Эти процессы позволяют учащимся создавать новые образовательные продукты, такие как гипотезы, методы, средства и выводы, и тем самым развивать свои творческие способности. Это в свою очередь повышает их успех в образовании и дальнейшей профессиональной жизни.

Для личностной самореализации индивида важны различные качества, включая уверенность в себе, творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, мотивация достижений, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнерами и высокая работоспособность. Эти качества развиваются у обучающихся в процессе исследовательской деятельности, как подчеркивает Д. Б. Богоявленская, которая отмечает, что именно творческая личность является более конкурентоспособной [2].

Деятельность, которую называет И. В. Павлова учебно–исследовательской, предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Она связана с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу, которая имеет заранее неизвестное решение.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся является целью исследовательской практики. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать умения научно–исследовательской деятельности и углублять знания в выбранных предметных областях. Научно–исследовательская деятельность, по своей сути, является интеллектуально–творческой деятельностью, так как в процессе ее осуществления субъект выдвигает новые идеи, создает новые знания и способы деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся организуется на основе ряда принципов, которые предопределяют содержание, методы работы учащихся и характер управляющей деятельности учителя.

Принцип (от лат. Principium – «начало, основа») — это основное исходное положение какой–либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В философии «принцип» – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле «принцип» есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, иначе называемого максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе [3].

Принцип – это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности. При организации исследовательской деятельности учащихся важно руководствоваться, во–первых, общепринятыми принципами научной деятельности: подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности; во–вторых, специфическими педагогическими принципами.

Организация учебно–исследовательской деятельности учащихся для раскрытия её педагогического и развивающего потенциала, по мнению Е. В. Тягловой [5] должна опираться на ряд принципов:

  1. Принцип доступности. Способность учащегося выполнить задание, соответствующее уровню трудности, по завершению которого возникает ощущение успеха от результата собственной деятельности.
  2. Принцип естественности. Проблема данная обучающемуся должна быть реальной, а не выдуманной, интересной и выполнимой. Ученик должен исследовать ее самостоятельно, без постоянной помощи.
  3. Принцип наглядности или экспериментальности. Познание учащимся предметов и явлений посредством всех анализаторов, т.е. выход за рамки созерцания.
  4. Принцип осознанности. Процесс осмысления учеником проблемы, цели, задач, хода самого исследования и его результатов. Установление причинно–следственных связей, применение изученной теории для объяснения частных явлений.
  5. Принцип культуросообразности. Соблюдение научных традиций, научного исследования, новизна и оригинальность подходов в решении научной задачи. Ученик привносит в исследование свое мироощущение, мировосприятие, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.
  6. Принцип самодеятельности. Обучающийся овладевает ходом исследования и новыми знаниями через свой собственный опыт самостоятельной работы.

Таким образом, указанные принципы организации исследовательской деятельности позволяют решить основные задачи исследовательской деятельности, состоящие в выявлении способных к тому или иному виду творчества учащихся, развитии и усилении мотивации, в формировании интеллектуальных, исследовательских компетенций. Для эффективной реализации, данного вида деятельности, должны соблюдаться все перечисленные принципы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексеева Л. В. История в школе: вопросы теории и методики преподавания. Учебно–методическое пособие. Нижневартовск: Изд–во НГПИ, 2017. – С. 41.
  2. Алексеева Л. В. Работа с одаренными детьми в обучении истории и обществознанию: вопросы теории и методики. Учебно–методическое пособие. Нижневартовск: Изд–во Нижневарт. гос. гуманит. ун–та, 2019. – С. 20.
  3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – С. 13.
  4. Запрудский Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация [Электронный ресурс]: журнал «Школьная физика», 2009. № 4. – Режим доступа: https://www.alsak.ru/item/1349-4.html (дата обращения: 21.04.2023).
  5. Проказова О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе: Диссертация /Астрахан. гос. ун–т. – Астрахань, 2010. – С. 15.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Олексюк А.Э. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 368 - 373. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8614 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8614



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.